г. Вологда |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А05-5511/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А05-5511/2019,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Облик",
установил:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене определения Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция, ГЖИ) от 08.04.2019 N 03-46/692 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены: определение инспекции от 08.04.2019 N 03-46/692 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Облик" (ОГРН 1172901011854, ИНН 2901288941; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 68, корпус 1, помещение 37; далее - ООО "УК "Облик", общество) признано незаконным и отменено.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что у общества отсутствует обязанность по созданию места накопления твердых коммунальных отходов в районе дома N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске, следовательно, по мнению ГЖИ, требования пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), управляющей организацией не нарушены. Апеллянт полагает, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества, является законным и обоснованным.
Администрация в отзыве просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы апелляционным судом установлено, что судом первой инстанции допущено нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выразившееся в принятии решения фактически о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - ООО "УК "Облик").
В частности, как следует из материалов дела, ООО "УК "Облик" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 22.12.2017 N 000414 (листы дела 63-64), в том числе оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске на основании договора от 01.06.2018 N 729р/Л4 (листы дела 35-42).
На основании приказа начальника Управления муниципального жилищного контроля (далее - управление) от 06.03.2019 N 28-16/05-19.327/1 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК "Облик" на предмет соблюдения последним обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой РФ) от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), Правил N 491, при управлении многоквартирным жилым домом N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске.
В ходе проверки установлено, что у названого многоквартирного дома отсутствует место накопления твердых коммунальных отходов, что является нарушением пункта 3.7 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня N 290, Правил N 491.
По результатам проверки в отношении общества составлен акт от 12.03.2019 и ООО "УК "Облик" выдано предписание от 10.04.2019 N 28-16/05-19.327/3 об устранении выявленных нарушений (листы 30-33).
Материалы проверки переданы в ГЖИ для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО "УК "Облик".
Определением от 08.04.2019 N 03-46/692 инспекция, сославшись на положения статьи 25, части 3,5 статьи 28.1 КоАП РФ, отказала в возбуждении в отношении ООО "УК "Облик" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 настоящего Кодекса, поскольку пришла к выводу об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Определение мотивировано тем, что земельный участок, на котором расположен спорный дом, ограничен площадью застройки дома (750 кв. м), поэтому земельный участок, на котором может быть установлено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, не входит в состав общего имущества названого дома и его содержание к обязанностям управляющей организации не относится.
В связи с этим ГЖИ пришла к выводу о том, что у общества отсутствует обязанность по созданию места накопления твердых коммунальных отходов в районе дома N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске.
Посчитав, что данным определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нарушены права и законные интересы администрации как потерпевшей стороны, она обратилась в арбитражный суд с требованием о признании этого определения незаконным и о его отмене.
Суд первой инстанции, оценив нормы права, подлежащие применению к рассматриваемому спору, представленные сторонами в материалы дела документы и основания отказа в возбуждении в отношении общества административного дела, пришел к выводу о незаконности оспариваемого определения, поскольку, как указал суд, действующим законодательством именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в её управлении.
Сославшись на положения части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3 главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, суд посчитал, что в данном случае обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на именно на обществе в силу требований действующего законодательства, что исключает наличие такой обязанности у администрации как у органа местного самоуправления.
В связи с этим суд отменил обжалуемое определение инспекции.
Таким образом, названное определение, так же как и решение суда, вынесенное по результатам рассматриваемого дела, фактически приняты о правах и обязанностях ООО "УК "Облик".
Вместе с тем названное общество к участию в деле судом первой инстанции не привлечено.
В связи с этим определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2019 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А05-5511/2019 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УК "Облик".
Ответчик и третье лицо в отзывах заявленные администрацией требования отклонили, просили оставить определение инспекции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, администрация, являясь одним из собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 42 корпус 1 по улице Шубина в городе Архангельске, наделена в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 30.1 данного Кодекса, частью 2 статьи 207 АПК РФ правом обжалования принятых им решений.
Оспариваемым определением от 08.04.2019 N 03-46/692 инспекция, отказала в возбуждении в отношении ООО "УК "Облик" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 настоящего Кодекса, поскольку пришла к выводу об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионным требованием является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 названного Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям также относится исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 упомянутого Кодекса к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В пункте 26 (1) Минимального перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами N 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил на общество, как управляющую компанию указанных жилых домов, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как предусмотрено "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 за номером 4690-88), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В пункте 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, действующим законодательством именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
Апелляционной инстанцией отклоняются доводы ГЖИ и третьего лица о невозможности оборудования контейнерной площадки на придомовой территории спорного многоквартирного дома, поскольку запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным жилым домом действующее законодательство не содержит.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 20.09.2018 N 1126 утвержден Порядок определения мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Место для сбора и накопления твердых коммунальных отходов определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правилами благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2.2 Порядка).
Согласно пункту 2.3 названного Порядка в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расстояния устанавливаются комиссией.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории комиссией составляется акт об определении места сбора и накопления твердых коммунальных отходов (приложение 4 к Порядку).
При определении места сбора и хранения твердых коммунальных отходов на территории общего пользования утвержденный акт об определении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов является основанием для обращения в Министерство имущественных отношений Архангельской области в соответствии с постановлением Минимущества Архангельской области от 06.12.2016 N 8-п "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Архангельской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута" (пункт 2.7 Порядка).
Таким образом, процедура определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов регламентирована вышеназванным постановлением, тогда как доказательств того, что истцом приняты меры для согласования размещения спорной площадки вне границ сформированного земельного участка под многоквартирным домом, в материалы дела не представлено.
Общество осуществляет функции управления в отношении рассматриваемого многоквартирного дома, следовательно, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 40 и пункта 42 Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названого дома и собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
С учетом вышеизложенного обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на обществе в силу действующего законодательства, что исключает наличие такой обязанности у администрации.
При таких обстоятельствах определение ГЖИ от 08.04.2019 N 03-46/692 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в ООО "УК "Облик", подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 названного Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В настоящем деле судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения, которые являются безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Поэтому обжалуемое решение суда 01 июля 2019 года по делу N А05-5511/2019 подлежит отмене в полном объеме с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июля 2019 года по делу N А05-5511/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить определение Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 08.04.2019 N 03-46/692 об отказе в возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Облик" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5511/2019
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: ООО "УК "Облик"