г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А26-1301/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Булычев Ю.Н. по доверенности от 27.04.2018
от заинтересованного лица: Карпова Ж.В. по доверенности от 27.12.2018
от 3-и лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20433/2019) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2019 по делу N А26-1301/2019(судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети"
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-е лицо: 1) ООО "КАРТЭК"; 2) АО "ТГК-1"; 3) АО "Славмо"; 4) Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
о признании незаконным бездействия
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" (далее - заявитель, Общество, АО "ПКС-Тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по разработке, утверждению и направлению Сводного годового плана ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2019 год в порядке, предусмотренном разделом II Правил вывода в ремонт и эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 889 от 06.09.2012 года.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: акционерное общество "Территориальная генерирующая компания - 1", акционерное общество "Славмо", общество с ограниченной ответственностью "КАРТЭК" и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Решением суда от 06.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда и вынести новое решение: в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, правовые основания для удовлетворения заявления Общества отсутствуют.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явилис, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстцании проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" является теплосетевой организацией, эксплуатирующей расположенные на территории Петрозаводского городского округа объекты теплоснабжения, включая тепловые сети, посредством которых осуществляется теплоснабжение подключенных к данным сетям потребителей тепловой энергии на территории Петрозаводского городского округа.
Письмом от 09 октября 2018 года N 130.04-1-1/1905 Общество, ссылаясь на Правила о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), направило в Администрацию Петрозаводского городского округа на согласование заявку на вывод в плановый ремонт на 2019 год с указанным сроком проведения и поименованных в заявке объектов теплоснабжения. Данная заявка была получена ответчиком 09.10.2018 года (л.д. 41-43).
Письмом N 311-08-332-8 от 14.12.2018 года, полученным Обществом 19.12.2018 года, Администрация на основании несоответствия указанных Обществом в заявке сроков плановых ремонтов требованиям пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20, пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, пункта 9.2.7 Типовая инструкция по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей)" (утв. РАО "ЕЭС России" 06.07.1998), согласно которой при составлении плана-графика ремонтных работ по каждому эксплуатационному району ОЭТС должны быть приняты реальные минимальные сроки окончания работ по текущему и капитальному ремонтам с тем, чтобы не допускать длительных перерывов горячего водоснабжения, отказала Обществу в согласовании сроков отключения потребителей от услуги горячего водоснабжения в 2019 году (л.д. 44-45).
Считая, что Администрацией допущено бездействие, поскольку заявка на вывод в плановый ремонт на 2019 год с указанным сроком проведения и поименованных в заявке объектов теплоснабжения Администрацией не рассмотрена по существу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 Закона Республики Карелия от 26.06.2015 N 1908-ЗРК "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению следующих вопросов местного значения:1) городских поселений в Республике Карелия по организации в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения;
Согласно подпунктам 1, 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе:
- организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
При этом под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (части 3 и 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Последствием несоблюдения данной процедуры согласно части 9 той же статьи является возложение на нарушившие установленный настоящей статьей порядок лицо, обязанности возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения. Кроме того, данные нормы корреспондируются с требованиями антимонопольного законодательства.
В указанных случаях собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4 статьи 21 названного Закона).
В развитие указанных положений Закона о теплоснабжении Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 889.
Согласно пункту 2 Правил N 889 "вывод в ремонт" - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте (пункт 4 Правил N 889).
Согласно пункту 5 Правил N 889 заявки подаются в орган местного самоуправления не позднее 10 октября года, предшествующего году, в котором планируется вывод в ремонт (далее - планируемый год).
Заявка подается собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловой сети, а также уполномоченными этими собственниками лицами и организацией, уполномоченной на эксплуатацию бесхозяйных объектов.
Заявка должна содержать наименование источников тепловой энергии и тепловых сетей с указанием оборудования, требующего ремонта, сроки проведения ремонта, виды ремонта, перечень объектов потребителей тепловой энергии с указанием места нахождения указанных объектов, теплоснабжение которых может быть ограничено или прекращено вследствие проведения ремонта.
Сводный план разрабатывается органом местного самоуправления на основании рассмотрения заявок.
Проект сводного плана должен быть разработан не позднее 30 октября года, предшествующего планируемому году.
Согласно пункту 8 Правил N 889 сводный план должен содержать даты ремонта и обеспечивать: а) возможность выполнения всех выводов в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, запланированных в заявках; б) синхронизацию вывода в ремонт технологически связанных источников тепловой энергии и тепловых сетей; в) учет утверждаемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике графиков вывода в ремонт объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; г) проведение плановых ремонтов в перерыве между отопительными периодами либо в ходе отопительного периода, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Пунктом 9 Правил N 889 предусмотрено, что орган местного самоуправления направляет до 7 ноября года, предшествующего планируемому году, проект сводного плана подавшим заявки владельцам источников тепловой энергии и тепловых сетей и единой теплоснабжающей организации, которые вправе представить предложения по проекту сводного плана. Рассмотрение предложений при их наличии и утверждение сводного плана органом местного самоуправления должны быть осуществлены до 30 ноября года, предшествующего планируемому.
Утвержденный сводный план направляется органом местного самоуправления собственникам, иным законным владельцам источников тепловой энергии и тепловых сетей и единой теплоснабжающей организации в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Правилами N 899 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления разработать проект сводного плана и направить его подавшим заявки владельцам источников тепловой энергии и тепловых сетей и единой теплоснабжающей организации, а затем рассмотреть поступившие предложения и утвердить сводный план.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае Администрация, в полномочия которой входит обязанность рассмотреть заявление Общества о выводе в ремонт тепловых сетей, в нарушение требований Правил N 899 не рассмотрела по существу заявку Общества и не совершила в установленные сроки тех действий, которые ей надлежало совершить при рассмотрении заявки Общества.
Между тем, произвольное самостоятельное установление и регулирование сроков вывода в ремонт является недопустимым, поскольку, безусловно, влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема, а иных хозяйствующих субъектов - в осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий (бездействия) и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия бездействия закону и нарушения этим бездействием прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Поскольку в рассматриваемом случае в нарушение требований статьи 65 АПК РФ Администрация не представила объективные, достоверные и достаточные доказательства совершения ею действий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами N 889 в отношении поданной Обществом заявки, суд первой инстанции правомерно, с учетом конкретных обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, признал оспариваемое бездействие не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования законно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 июня 2019 года по делу N А26-1301/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1301/2019
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети"
Ответчик: администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: АО "Славмо", АО "ТГК-1", Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО "Картэк"