город Омск |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А46-225/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9049/2019) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2019 по делу N А46-225/2019 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рынок выгодных цен" (ИНН 5501249936, ОГРН 1135543025243) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - бюджетного учреждения города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества", о признании недействительными отказа N Исх-ДИО/19661 и от 24.12.2018 N Исх-ДИО/19827,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Ермолаева Евгения Викторовна (по доверенности N Исх-ДИО/9322 от 10.07.2019 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Рынок выгодных цен" - директор Сусид Наталья Владимировна (на основании выписки из ЕГРЮЛ от 18.12.2018 (т. 1, л.д. 78));
установил:
общество ограниченной ответственностью "Рынок выгодных цен" (далее - ООО "Рынок выгодных цен", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительными отказа от 19.12.2018 N Исх-ДИО/19661 и от 24.12.2018 N Исх-ДИО/19827 муниципального образования города Омска от имени которого выступает Департамент имущественных отношений Администрации города Омска:
- в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- в совершении юридически значимых действий необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по договорам:
1. N 43338/1А от 08.12.2015 нежилое помещение 5П, (номер на поэтажном плане 4 первый этаж, литера В) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 5П;
2. N 43387/1А от 05.02.2016 нежилое помещение 16П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:39), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 16П (из 8П);
3. N 43388/1А от 05.02.2016 нежилое помещение 14П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:27), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 14П (из 8П);
4. N 43535/1A от 02.03.2016 нежилое помещение 17П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:22), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 17П (из 8П);
5. N 43536/1А от 02.03.2016 нежилое помещение 9П, (номер на поэтажном плане 9 первый этаж, литера В) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 9П;
6. N 43998/1А от 24.11.2016 нежилое помещение 10П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:8-11) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 10П (из 8П);
7. N 43999/1А от 24.11.2016 нежилое помещение 11П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:13-15) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 11П (из 8П);
8. N 43782/1А от 29.06.2016 нежилое помещение площадью 94,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, пос. Большие поля, ул. Комсомольская, дом ЗА (одноэтажное отдельно стоящее здание, Литера А).
04.02.2019 заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) уточнил требования, просил суд признать незаконными отказы Департамента в предоставлении ООО "Рынок выгодных цен" преимущественного права покупки:
- нежилого помещения 5П, (номер на поэтажном плане 4 первый этаж, литера В) расположенного по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 5П;
- нежилого помещения 16П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт: 39), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 16П (из 8П);
- нежилого помещения 14П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт: 27), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 14П (из 8П);
- нежилого помещения 17П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт: 22), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 17П (из 8П);
- нежилого помещения 9П, (номер на поэтажном плане 9 первый этаж, литера В) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 9П;
- нежилого помещения 10П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:8-11) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 10П (из 8П);
- нежилого помещения 11П, 1 этаж (номер на поэтажном плане.1 эт:13-15) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2 наземная часть, пом. 11П (из 8П) от 19.12.2018, изложенного в письме N Исх-ДИО/19661 от 19.12.2018.
Признать незаконным отказ Департамента в предоставлении ООО "Рынок выгодных цен" преимущественного права покупки нежилого помещения площадью 94,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, пос. Большие поля, ул. Комсомольская, дом 3А (одноэтажное отдельно стоящее здание, Литера А), изложенного в письме N Исх-ДИО/344 от 18.01.2019.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.02.2019 данное уточненное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества" (далее также - БУ г. Омска "ЦАМИ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2019 требования ООО "Рынок выгодных цен" удовлетворены в полном объеме. Признаны незаконными отказы Департамента в предоставлении ООО "Рынок выгодных цен" преимущественного права покупки:
- нежилого помещения 5П, (номер на поэтажном плане 4 первый этаж, литера В) расположенного по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 5П;
- нежилого помещения 16П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт: 39), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 16П (из 8П);
- нежилого помещения 14П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт: 27), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 14П (из 8П);
- нежилого помещения 17П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт: 22), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 17П (из 8П);
- нежилого помещения 9П, (номер на поэтажном плане 9 первый этаж, литера В) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 9П;
- нежилого помещения 10П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:8-11) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 10П (из 8П);
- нежилого помещения 11П, 1 этаж (номер на поэтажном плане.1 эт:13-15) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2 наземная часть, пом. 11П (из 8П) от 19.12.2018, изложенного в письме N Исх-ДИО/19661 от 19.12.2018.
Признан незаконным отказ Департамента в предоставлении ООО "Рынок выгодных цен" преимущественного права покупки нежилого помещения площадью 94,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, пос. Большие поля, ул. Комсомольская, дом 3А (одноэтажное отдельно стоящее здание, Литера А), изложенный в письме от 18.01.2019 N Исх-ДИО/344. Суд определил обязать Департамент заключить договоры купли-продажи вышеуказанных нежилых помещений. Этим же судебным актом с заинтересованного лица в пользу ООО "Рынок выгодных цен" взыскано 24 000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент в жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что ООО "Рынок выгодных цен" не было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на момент подготовки и подписания оспариваемых ответов.
Оспаривая доводы жалобы, ООО "Рынок выгодных цен" представило отзыв, согласно которому просит в удовлетворении жалобы отказать.
От БУ г. Омска "ЦАМИ" поступил отзыв, согласно которому третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы. Просительная часть отзыва содержит ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя БУ г. Омска "ЦАМИ", которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие БУ г. Омска "ЦАМИ".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы жалобы. Представитель ООО "Рынок выгодных цен" высказался согласно доводам отзыва.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителей Департамента и ООО "Рынок выгодных цен", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между ООО "Рынок выгодных цен" и муниципальным образованием города Омска от имени которого выступает Департамент имущественных отношений Администрации города Омска заключены договоры аренды муниципального имущества:
- N 43338/1А от 08.12.2015 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 10.12.2015 лот N 25) нежилое помещение 5П, (номер на поэтажном плане 4 первый этаж, литера В) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 5П;
- N 43387/1А от 05.02.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 08.02.2016 лот N 26) нежилое помещение 16П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:39), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 16П (из 8П);
- N 43388/1А от 05.02.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 08.02.2016 лот N 25) нежилое помещение 14П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:27), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 14П (из 8П);
- N 43535/1А от 02.03.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 03.03.2016 лот N 8) нежилое помещение 17П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:22), литера А по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 17П (из 8П);
- N 43536/1А от 02.03.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 03.03.2016 лот N 9) нежилое помещение 9П, (номер на поэтажном плане 9 первый этаж, литера В) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. просп. Мира, д. 39 Литера В, наземная часть, пом. 9П;
- N 43998/1А от 24.11.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 29.11.2016 лот N 24) нежилое помещение 10П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:8-11) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 10П (из 8П);
- N 43999/1А от 24.11.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 29.11.2016 лот N 3) нежилое помещение 11П, 1 этаж (номер на поэтажном плане 1 эт:13-15) по адресу: обл. Омская, г. Омск, Советский АО, ул. Малунцева, д. 23А Литера АА1А2, наземная часть, пом. 11П (из 8П);
- N 43782/1А от 29.06.2016 (право заключения предоставлено участием в аукционе от 29.11.2016 лот N 3) нежилое помещение площадью 94,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, пос. Большие поля, ул. Комсомольская, дом ЗА (одноэтажное отдельно стоящее здание, Литера А).
Распоряжениями Департамента имущественных отношений Администрации города Омска "Об исключении недвижимого имущества из муниципальной казны города Омска и закреплении его на праве оперативного управления" N 1584 от 30.08.2018 и N 1810 от 19.09.2018 спорные нежилые помещения, за исключением нежилого помещения по адресу г. Омск, пос. Большие поля, ул. Комсомольская, д. ЗА, переданы в оперативное управление БУ г. Омска "ЦАМИ". Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке в Росреестре.
Департамент уведомил заявителя о том, что на основании указанного распоряжения помещение передано в оперативное управление БУ г. Омска "ЦАМИ".
28.11.2018 ООО "Рынок выгодных цен" на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) и Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) обратилось к Министерству государственного имущества с заявлением о своем намерении реализовать преимущественное право приобретения арендуемого имущества по договорам: N 43338/1А от 08.12.2015, N 43387/1А от 05.02.202016, N 43388/1А от 05.02.2016, N 43535/1А от 02.03.2016, N 43536/1А от 02.03.2016, N 43998/1А от 24.11.2016, N 43999/1А от 24.11.2016, N 43782/1А от 29.06.2016.
Департаментом принято решение об отказе в реализации указанного права заявителя, формализованное в письмах от 19.12.2018 N Исх-ДИО/ 19661, от 24.12.2018 N Исх-ДИО/19827, от 18.01.2019 N Исх-ДИО/344, которые мотивированы нецелесообразностью прекращения права оперативного управления на указанное имущество, ввиду того, что вопрос преимущественного права приобретения арендуемых нежилых помещений не может быть рассмотрен в рамках реализации Закона N 159-ФЗ, так как пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона N 159-ФЗ установлено, что его действие не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Не согласившись с названными отказами, ООО "Рынок выгодных цен" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
29.04.2019 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу абзаца 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе, особенности их участия в приватизации арендуемого имущества регулируются положениями Закона N 159-ФЗ.
Частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого государственного или муниципального имущества может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положения части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ предусматривают, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона N 159-ФЗ действие этого Закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 05.11.2009 N 134, суд может признать наличие у арендатора права на приобретение недвижимого имущества, несмотря на принадлежность этого имущества муниципальному учреждению на праве оперативного управления, только в том случае, если установит, что орган местного самоуправления совершил действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
Из материалов дела усматривается и было выше сказано, что между ООО "Рынок выгодных цен" и муниципальным образованием города Омска от имени которого выступает Департамент были заключены договоры аренды муниципального имущества: N 43338/1А от 08.12.2015, N 43387/1А от 05.02.202016, N 43388/1А от 05.02.2016, N 43535/1А от 02.03.2016, N 43536/1А от 02.03.2016, N 43998/1А от 24.11.2016, N 43999/1А от 24.11.2016, N 43782/1А от 29.06.2016.
Распоряжениями Департамента "Об исключении недвижимого имущества из муниципальной казны города Омска и закреплении его на праве оперативного управления" N 1584 от 30.08.2018 и N 1810 от 19.09.2018 спорные нежилые помещения, за исключением нежилого помещения по адресу г. Омск, пос. Большие поля, ул. Комсомольская, д. ЗА, переданы в оперативное управление БУ г. Омска "ЦАМИ". Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке в Росреестре.
Таким образом, арендованное ООО "Рынок выгодных цен" в 2015-2016 годах имуществом было предано БУ г. Омска "ЦАМИ" на праве оперативного управление в 2018 году.
Как верно установлено судом первой инстанции, до передачи имущества третьему лицу в оперативное управление ООО "Рынок выгодных цен" изъявляло намерение воспользоваться в дальнейшем преимущественным правом выкупа арендуемых помещений, что подтверждается письмом общества от 09.01.2018 N 83 о предоставлении отсрочки погашения задолженности, направленным в адрес Департамента (том 3, л. д. 27).
В абзаце втором пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
По убеждению суда апелляционной инстанции, совершение Департаментом действий по передаче спорных нежилых БУ г. Омска "ЦАМИ" создает препятствия в реализации обществом преимущественного права на выкуп арендуемых помещений, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Департамент ссылается на то, что права ООО "Рынок выгодных цен" не были нарушены оспариваемыми отказами, так как оно не было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на момент подготовки и подписания оспариваемых ответов, следовательно, не имело права на реализацию положений Федерального закона N 159-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет указанный довод по нижеследующим мотивам.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
В редакции, действующей на момент подачи ООО "Рынок выгодных цен" заявления Департаменту, пункт 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предполагал внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.
В редакции Федеральных законов от 03.08.2018 N 313-ФЗ, от 26.07.2019 N 245-ФЗ (действующая в настоящий момент редакция) положения статьи 4.1 указанного закона дополнены нормами пунктом 6.2-6.4.
Так согласно пункту 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган ежегодно с 1 по 5 июля представляются следующие сведения:
1) перечень обществ с ограниченной ответственностью, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, - аудиторскими организациями, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Указанный перечень формируется аудиторскими организациями по результатам сопоставления ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено соответствующее иностранное юридическое лицо, с условием, установленным абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) перечень аудиторских организаций, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.
В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля сформированный по состоянию на 1 июля текущего календарного года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия (пункт 6.4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ определено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке: указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Непосредственный порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий реестр определен частью 5 названной статьи закона.
Таким образом, категория субъекта "малого" и "среднего" предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти, на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Единый реестр впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий 2015 календарный год и исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506). Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено данной статьей.
При этом положения указанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016 (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы).
При этом потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае, когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (пункты 9-11 части 3 статья 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, апелляционный суд отмечает, что основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Закона N 44-ФЗ заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий; до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
В соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ доход таких хозяйственных обществ не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют 120 млн. руб. - для микропредприятий; 800 млн. руб. - для малых предприятий; 2 млрд. руб. - для средних предприятий (пункт 1).
Из материалов дела следует, что к заявлению от 28.11.2018 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества ООО "Рынок выгодных цен" прикладывало, в частности, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выписку по счету за предшествующий год (общество указало, что выручка составила 912 090,00 руб.), справку о численности сотрудников за текущий год (0 человек), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и иные документы.
Следовательно, заявитель подтвердил свой статус субъекта малого предпринимательства.
В материалы дела также представлен ответ налогового органа от 06.03.2019 N 05-27/08868, согласно которому Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 12 по Омской области пояснила, что указанные ООО "Рынок выгодных цен" сведения соответствуют критерия для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (том 3, л. д. 23).
Согласно представленной выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Рынок выгодных цен" включено в реестр 10.08.2019 (категория микропредприятие).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что основанием для отказа в удовлетворении заявления Департаментом явился переход имущества третьему лицу на праве оперативного управления, иных оснований для отказа не заявлялось.
Доводов о том, что на момент обращения с заявлением (в ноябре 2018 года) общество не соответствовало критериям субъекта малого предпринимательства подателем жалобы не заявлено.
При таких обстоятельствах, удовлетворив требования ООО "Рынок выгодных цен", суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом на основании изложенного выше.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются, в силу освобождения Департамента от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2019 по делу N А46-225/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-225/2019
Истец: ООО "Рынок выгодных цен"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: БУ Г. ОМСКА "ЦАМИ"