г. Киров |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А82-25336/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Ростов
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2019 по делу N А82-25336/2018, принятое судом в составе судьи Секериной С.Е.,
по заявлению Администрации городского поселения Ростов (ИНН 7609018896, ОГРН 1057601586965)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН 7604071920, ОГРН 1047600432219)
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
установил:
Администрация городского поселения Ростов (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Росреестра, Управление) о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 76:19:010224:71, площадью 138 кв.м.
Определением суда первой инстанции от 11.12.2018 (л.д.1) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - третье лицо, Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Администрация с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение им норм права. В апелляционной жалобе ответчик настаивает на наличии оснований для снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, отмечает, что что данный земельный участок изначально был сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением норм законодательства, так как в одной части являлся земельным участком, принадлежащим собственникам многоквартирного дома с силу закона с 2005 года, а в другой - единственным проездом к гаражам, расположенным на соседнем участке. В этой связи, как отмечает Администрация, спорный земельный участок в настоящее время препятствует формированию земельных участков под многоквартирным домом и проезду к смежному земельному участку. Заявитель полагает, что изначально неправомерно созданный земельный участок подлежит удалению из всех государственных реестров.
Более подробно позиция Администрации со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства настоящего дела приведена в апелляционной жалобе.
Управление Росреестра и Кадастровая палата мотивированные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявителем представлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Заявителем представлено письменное ходатайство о приобщении к материалам дела документов: соглашения о расторжении договора аренды от 29.04.2016 и акта приема-передачи земельного участка. В удовлетворении данного ходатайства арбитражным судом апелляционной инстанции отказано, поскольку указанные документы имеются в материалах дела и исследовались судом первой инстанции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:19:010224:71, расположенного по адресу: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Некрасова -, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения огородничества. Площадь земельного участка составляет 138 кв.м. Сведения о правообладателе отсутствуют. Дата постановки на кадастровый учет - 19.10.2005 (статус - ранее учтенный).
Постановлением Главы Ростовского муниципального образования от 14.08.2005 N 959 утверждены границы указанного земельного участка.
14.07.2015 в отношении названного земельного участка заключен договор аренды N 221/05 с Родченко А.В. для ведения огородничества сроком с 14.07.2005 по 14.07.2015. Проведена государственная регистрация договора.
Арендные отношения прекращены 29.04.2016 путем подписания дополнительного соглашения о расторжении договора, которое прошло государственную регистрацию. Земельный участок возвращен по акту приема-передачи земельного участка 29.04.2016.
Постановлением Администрации от 21.02.2018 N 110 утвержден проект планировки, включая проект межевания территории квартала существующей застройки городского поселения Ростов Ярославской области, ограниченного улицами Некрасова, Революции, проезда Бебеля.
В ходе работ по формированию земельных участков установлено, что границы формируемого участка, предназначенного для проезда к земельному участку с кадастровым номером 76:19:010224:41 пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 76:19:010224:71 площадью 138 кв.м., что отражено в текстовой и графической части указанного проекта планировки и межевания градостроительного квартала, ограниченного улицами Некрасова, Революции, Бебеля и проезда Бебеля в городском поселении Ростов Ярославской области.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:19:010224:71 площадью 138 кв. м. внесены в государственный кадастр недвижимости 19.10.2005. При этом данный земельный участок на каком-либо вещном праве никому не предоставлялся, вид разрешенного использования "для ведения огородничества" Правилами землепользования и застройки городского поселения Ростов, не предусмотрен, адрес данному земельному участку не присваивался.
В соответствии со статьей 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственником указанного земельного участка, является муниципальное образование - городское поселение Ростов в лице Администрации, поскольку государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Администрацией в связи с утвержденным проектом планировки, включая проект межевания территории, принято решение о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 76:19:010224:71. Соответствующие заявление направлено Администрацией в Управление Росреестра (л.д.20).
Уведомлением от 31.07.2018 N 76/01/2018-34662 Управление приостановило государственную регистрацию снятия с учета объекта недвижимости на три месяца на основании пункта 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о ГКН) ввиду того, что земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом N 218-ФЗ, так как по данным ЕГРН указанный земельный участок является ранее учтенным (л.д.21).
Решением Управления от 31.10.2018 N 76/01/2018-50002 Администрации отказано в снятии с учета объекта недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона о ГКН (л.д.22).
Ссылаясь на то, что кадастровый учет спорного земельного участка препятствует в выполнении межевания территории, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что у государственного регистратора отсутствуют основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка ввиду того, что процедура преобразования земельного участка не осуществлялась, а его собственник не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
По смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации.
Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 7 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Как правильно указано судом первой инстанции, исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор), согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета, на что обращено внимание в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Как усматривается из обстоятельств дела, в настоящем случае процедура преобразования "учтенного" в ЕГРН земельного участка не осуществлялась.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В рассматриваемом случае Администрация обращалась к Управлению Росреестра ранее по вопросу снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, однако получила отказ, который не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, поскольку приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет земельных участках, требование Администрации о необходимости возложения на Управление Росреестра соответствующей обязанности по исключению из ЕГРН сведений о земельном участке нельзя признать обоснованными ввиду его противоречия вышеприведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в пункте 21 Обзора и определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, Администрацией в материалы дела не представлено.
Поскольку у государственного регистратора отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, а их собственник не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения требования Администрации не имелось.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы об обратном являются несостоятельными и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права применительно к имеющим место обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2019 по делу N А82-25336/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с заявителя государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2019 по делу N А82-25336/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского поселения Ростов - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-25336/2018
Истец: Администрация городского поселения Ростов
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области