г. Чита |
|
3 октября 2019 г. |
Дело N А10-3571/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия Иочис Ю.Л. (доверенность от 05.10.2018), индивидуального предпринимателя Тумурова Сергея Фридриховича Дабалаева А.А. (доверенность от 30.05.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года по делу N А10-3571/2019,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тумуров Сергей Фридрихович (ОГРНИП 317032700011452, ИНН 032611135727, далее - ИП Тумуров С.Ф., предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (ОГРН 1060326020523, ИНН 0326031149, далее - Росздравнадзор, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 28 мая 2019 года N 83.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года по делу N А10-3571/2019 заявленные требования удовлетворены.
Росздравнадзор обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что индивидуальный предприниматель (далее - ИП) ИП не может заключать трудовой договор с медицинским работником, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность, и вправе заключать трудовой договор с иным ИП для осуществления медицинской деятельности по заявленному виду деятельности, поскольку одним из условий предоставления лицензии индивидуальному предпринимателю является соответствие его персонифицированных данных, а именно, образования, специальной подготовки, стажа, установленным требованиям, поэтому действие лицензии может распространяться только на получившее ее физическое лицо. Лицензия для ИП носит личный характер, поэтому действие лицензии распространяется только на получившее ее физическое лицо.
Предприниматель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Тумуров С.Ф. осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 26.12.2017 N ЛО-03-01-002559, выданной Министерством здравоохранения Республики Бурятия, в том числе с привлечением специалистов на основании трудовых договоров, сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям.
Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия с целью исполнения плана контрольно-надзорных мероприятий на 2019 год, согласованного с органами прокуратуры и размещенного на официальных сайтах органов прокуратуры и Росздравнадзора, в период с 15.05.2019 по 28.05.2019 (50 рабочих часов) проведена плановая документарно-выездная проверка осуществления медицинской деятельности ИП Тумуровым С.Ф. на основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора по РБ от 30.04.2019 N 156 (т.1л.д.32-33).
В ходе проверки административным органом установлено, что штатным расписанием ИП Тумурова С.Ф., утвержденным приказом от 20.12.2018 N 9, предусмотрена структура, штатный состав и численность медицинского персонала:
1) главный врач (1 шт. ед.),
2) врач косметолог (6 шт. ед.),
3) медсестра по массажу (3 шт. ед.),
4) медсестра по косметологии (9 шт. ед.),
5) медсестра по физиотерапии (1 шт. ед.).
Предпринимателем Тумуровым С.Ф. заключены трудовые договоры:
- N 5 от 04.04.2017 с медицинской сестрой по косметологии Олейник О.А.,
- N 21 от 21.06.2017 с врачом-косметологом Тумуровой И.В.,
- N 23 от 01.06.2017 с медицинской сестрой по косметологии Бальжинимаевой С.Б.,
- N 32 от 06.06.2017 с врачом-косметологом Цыдыповой Т.Б.,
- N 40 от 01.10.2017 с врачом-косметологом Дондоковой Ю.Э.,
- N 42 от 01.02.2017 с медицинской сестрой по косметологии Чимитдашиевой С.Ч.,
- N 43 от 01.12.2017 с врачом-косметологом Ботоевой Е.В.
Указанные обстоятельства как допущенное нарушение зафиксированы в акте проверки от 28.05.2019 N 156 (т.1 л.д.14-20).
По результатам проверки предпринимателю Тумурову С.Ф. выдано предписание от 28.05.2019 N 83 (т.1 л.д.11-13) с указанием, что одним из условий предоставления лицензии индивидуальному предпринимателю является соответствие его персонифицированных данных, в том числе образования, специальной подготовки, стажа, установленным требованиям, поэтому действие лицензии может распространяться только на получившее ее физическое лицо. Работники, имеющие трудовые договоры с ИП Тумуровым С.Ф., не вправе осуществлять медицинскую деятельность на основании лицензии ИП Тумурова С.Ф. Для осуществления медицинской деятельности с привлечением указанных медицинских работников по трудовым договорам в соответствии с пп."в" п.4 Положения N 291, ИП Тумурову С.Ф. необходима регистрация в качестве юридического лица.
ИП Тумуров С.Ф., не согласившись с указанным предписанием, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях указанного Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Таким образом, медицинскими организациями признаются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
При этом соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Закона о лицензировании).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
Положение N 291 определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (пункт 1).
Лицензионные требования в отношении медицинской деятельности приведены пунктах 4 и 5 Положения N 291.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
В силу части 1 статьей 9 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Частью 5 статьи 9 Закона о лицензировании предусмотрено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что Положение N 291 не делает различия между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, в соответствии с пп. "д" п. 4 Положения N 291 обязательным лицензионным требованием к соискателю лицензии является наличие заключенных с соискателем лицензии трудовых договоров работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Положение N 291 не содержит каких-либо ограничений или запретов в части права индивидуального предпринимателя на привлечение третьих лиц по трудовым договорам при организации и осуществлении медицинской деятельности на основании выданной лицензии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что вышеуказанные нормы закона не содержат каких-либо положений, свидетельствующих о персонифицированном характере выданной предпринимателю лицензии.
Довод Росздравнадзора о персонифицированном характере лицензии со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 N 441-О обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающий в статье 7 персонифицированный характер лицензии, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, выводы Росздравнадзора, изложенные в оспариваемом предписании не соответствуют действующему законодательству, предписание от 28.05.2019 N 83 является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, судом учтена и позиция Министерства здравоохранения Республики Бурятия, изложенная в письме от 18.07.2019 N 10-01-22-И4659/19, согласно которому предоставление и переоформление лицензии индивидуальным предпринимателям на выполнение определенных видов работ при помощи найма лиц, возможно при условии наличия у данных лиц соответствующих образовательных документов, специальной подготовки, стажа работы, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности. Заявителем в материалы дела представлены указанные документы связанные с профессиональной подготовкой в отношении указанных в предписании сотрудников.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года по делу N А10-3571/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3571/2019
Истец: Тумуров Сергей Фридрихович
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия