г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А56-19311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Ханюков И.Ю. по доверенности от 11.02.2019
от заинтересованного лица: Гурьев Б.Д. по доверенности от 22.01.2019, Тарасов А.А. по доверенности от 18.09.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24408/2019) ООО "Вабко Рус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2019 по делу N А56-19311/2019 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Вабко Рус"
к Северо-Западному таможенному управлению
об оспаривании предварительного решения по классификации товара
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вабко Рус" (ОГРН: 1117746218875, адрес: 129164, Москва, пер. Зубарев, д. 15, корп. 1, оф. 461; далее - ООО "Вабко Рус", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предварительного решения Северо-Западного таможенного управления (ОГРН 1037843059495, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А; далее - Управление, заинтересованное лицо) от 09.11.2018 N RU/10200000/091118/0115/01 о классификации товара.
Решением от 28.06.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование.
В судебном заседании представитель ООО "Вабко Рус" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Управление 13.09.2018 поступило заявление Общества от 04.09.2018 N 180904/1-Т о принятии предварительного решения о классификации товара "Tristop - цилиндр, артикул 9253840100" (далее - товар) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) (вх.N 19617).
Управлением 09.11.2018 в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утверждённым приказом ФТС России от 18.04.2012 N 760 (зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012 N 25108) (далее - Административный регламент), принято предварительное решение N RU/10200000/091118/0115/01 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому товар классифицирован в подсубпозиции 8412 80 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС "двигатели и силовые установки прочие: ~ прочие: - прочие: - прочие".
Общество не согласилось с данным решением и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, решение Управления признал законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Порядок принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) определяется статьями 23 - 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а в части, не определенной указанными статьями, - законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - государств-членов).
В силу части 1 статьи 21 ТК ЕАЭС по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - предварительные решения о классификации товаров)
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 ТК ЕАЭС предварительное решение принимается таможенным органом на основании заявления лица (заявителя), поданного в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
Заявление о принятии предварительного решения о классификации товара должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак), основные технические и коммерческие характеристики товара и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товар. При необходимости представляются пробы и (или) образцы товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения (пункт 2 статьи 24 ТК ЕАЭС).
Порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС определен Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденным приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 50.1 Административного регламента при подготовке проекта предварительного решения изучаются тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиции, примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям, положения ОПИ; международные и национальные стандарты, регламенты, технические условия, описание товара, чертежи, технологические схемы, фотографии и рисунки, характеристики товара, его применение, заключения экспертных организаций (при наличии) и другая информация.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112 "О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54" установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора, под используемым в них понятием "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" понимается "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Пунктами 2, 3 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией ЕАЭС и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система) и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Пунктами 2,3 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией ЕАЭС и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее -Гармонизированная система) и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в г. Брюсселе 14 июня 1983 (далее - Конвенция), участницей которой является, в том числе Российская Федерация. Согласно пункту а) статьи 1 Конвенции Гармонизированная система представляет собой номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (далее - ОПИ), приведенные в приложении к настоящей Конвенции.
Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции, договаривающаяся сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифным и статистическим номенклатурам применять ОПИ, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям Гармонизированной системы, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы и соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
Единая ТН ВЭД ЕАЭС, Единый таможенный тариф ЕАЭС утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В случае если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3а).
Согласно ОПИ 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3 (в)).
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 Кодекса основания для принятия решения об иной классификации товара.
Как следует из материалов дела, таможенный орган классифицировал товар в позиции 8412 80 8009 "двигатели и силовые установки прочие: ~ прочие: - прочие: - прочие".
Общество полагает, что данная классификация ошибочна, товар должен классифицироваться в позиции 8708 30 910 9 (тормоза и тормоза с сервоусилителем, их части"), поскольку является составной частью пневматической тормозной системы транспортного средства.
Как следует из материалов дела, товар представляет собой тормозной привод с двойной диафрагменной пружиной, применяемый в пневматических тормозных системах транспортных средств, служит для преобразования пневматического давления и механической энергии пружины в выходную мощность, используемую для приведения в действие колесных тормозов.
Цилиндр состоит из двух полостей: рабочей камеры (рабочей стороны) и камеры стояночного тормоза (стороны пружины), соединенных с помощью фланца, имеющего специальные отверстия (порты) для подачи сжатого воздуха.
Рабочая камера включает диафрагму, поршень (толкатель), пружину, монтажные болты и гайки.
Камера стояночного тормоза включает силовую пружину (находящуюся в отдельном отсеке), аварийный толкатель, диафрагму, болт и гайку растормаживания, внутренний дыхательный клапан и пылезащитную заглушку.
Принцип работы: при приведении в действие рабочего тормоза сжатый воздух через порт попадает в рабочую камеру цилиндра, воздействуя на диафрагму и перемещая поршень против силы действия пружины, что приводит к передаче усилия на колесный тормоз. При отпускании рабочего тормоза давление в рабочей камере падает, что приводит к возвращению поршня и диафрагмы под действием пружины в исходное положение.
При приведении в действие стояночного тормоза сжатый воздух, находящийся в камере стояночного тормоза, выпускается через порт, что приводит к передаче усилия разжимающейся силовой пружины через поршень и приводной шток на колесный тормоз. При отпускании стояночного тормоза приводится в действие клапан стояночного тормоза, вызывая подачу сжатого воздуха через порт в камеру стояночного тормоза, что приводит к сжатию пружины и ослаблению усилия на колесный тормоз.
Движение штока, приводящее к торможению (рабочим тормозом) транспортного средства, а также движение штока, приводящее к растормаживанию стояночного тормоза, осуществляются за счет пневматической энергии сжатого воздуха, нагнетаемого в камеры цилиндра. При этом движение штока, приводящее к торможению (стояночным тормозом) транспортного средства, а также движение штока, приводящее к растормаживанию рабочего тормоза, осуществляется за счет механической энергии сжатия пружины.
В обоснование своей позиции таможенный орган указывает на то, что в соответствии с Пояснениями ТН ВЭД ЕАЭС к силовым установками двигателям пневматическим, включаемым в товарную позицию 8412, относятся в том числе: "(2) Пневматические цилиндры, состоящие, например, из латунного или стального цилиндра и поршня, который под давлением сжатого воздуха, прилагаемого с одной (одностороннего действия) ил с двух сторон (двухстороннего действия), приводится в движение и преобразует энергию сжатого воздуха в линейное движение. Данные цилиндры применяются в станках, строительных механизмах, механизмах управлению и т.д."
По мнению таможенного органа, данный товар, обладая признаками пружинного и пневматического двигателя не может быть классифицирован в соответствии с положениями ОПИ За и 3б, классификация данного товара осуществлена в соответствии с положениями ОПИ Зв в субпозиции 8412 80 ТН ВЭД ЕАЭС, последней в порядке возрастания кодов среди субпозиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения.
В соответствии с примечанием 2 к разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС "Средства наземного транспорта, летательные аппарате, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование": "2. Термин "части" и "части и принадлежности" не применяются в отношении следующих изделий независимо от того, могут ли они быть идентифицированы, как предназначенные для товаров данного раздела:...(д) машин и оборудования товарных позиций 8401-8479 или их частей, кроме радиаторов для изделий данного раздела; изделий товарной позиции 8481 и 8482 или, если они являются составными частями двигателей или силовых установок, изделий товарной позиции 8483".
Таможенный орган, руководствуясь ОПИ 1, 6, Зв классифицировал товар в подсубпозиции 8412 80 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товарная позиция 8412 "Двигатели и силовые установки" предполагает силовые установки и двигатели пневматические: линейного действия (цилиндры) - субпозиция 8412 31; субпозиция 8412 80 - прочие.
В данную товарную позицию включаются двигатели и силовые установки, не вошедшие в предыдущие товарные позиции (товарная позиция 8406-8408, 8410 или 8411) или в товарную позицию 8501 или 8502. В нее, поэтому включаются неэлектрические двигатели и силовые установки, кроме турбин на водяном пару или турбин, работающих на иных, чем водяной пар, парах, поршневых двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия, гидротурбин, водяных колес, турбореактивных и турбовинтовых двигателей или прочих газовых турбин.
В данную товарную позицию включаются реактивные двигатели (кроме турбореактивных), пневматические двигатели и силовые установки, ветровые двигатели (ветродвигатели), пружинные или гиревые двигатели и т.д., а также некоторые гидравлические двигатели и моторы и некоторые силовые установки, работающие на водяном или ином пару.
Как указано Обществом в заявлении, а также в предварительном решении таможенного органа о классификации товаров данный товар применяется в пневматических тормозных системах грузовых автомобилей, их прицепов (полуприцепов), автобусов тракторов и их прицепов.
Части и принадлежности транспортных средств, как правило, классифицируются в товарной позиции 8708 при соблюдении следующих условий: они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; и они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII.
В Пояснениях к товарной позиции 8708 указано, что части и принадлежности данной товарной позиции помимо прочего включают (3) Тормоза (барабанные, секторные, дисковые и т.д.) и их части (диски, барабаны, тормозные цилиндры, смонтированные тормозные накладки, бачки для гидравлических тормозов и т.д.); тормозные системы с сервоусилителем и их части.
Отдельно указано, что в данную товарную позицию не включаются гидравлические или пневматические цилиндры товарной позиции 8412.
В пункте 2 Пояснений к разделу XVII указано, что термины "части" и "части и принадлежности" не применяются в отношении следующих изделий независимо от того, могут ли они быть идентифицированы как предназначенные для товаров данного раздела и в частности в отношении машин и оборудования товарных позиций 8401 - 8479 или их частей, кроме радиаторов для изделий данного раздела; изделий товарной позиции 8481 или 8482 или, если они являются составными частями двигателей или силовых установок, изделий товарной позиции 8483; (пункт 2 (д)).
В решении суда указано, что примечанием 2 (д) к разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС прямо исключена возможность отнесения к частям и принадлежностям транспортных средств, включаемым в товарные позиции данного раздела, товаров, представляющих собой изделия, описанные в текстах ряда товарных позиций, в том числе товарной позиции 8412 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, судом первой инстанции не приняты во внимание общие положения Пояснений к разделу XVI, в котором указано, что в него не включаются изделия раздела XVII "Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование".
Апелляционный суд учитывает также название товара в патенте, а также функцию товара, которая заключается в выполнении затормаживания колесного тормоза.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что классификация спорного товара возможна кодом 8708 30 910 9 или 8708 30 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС с учетом наименования (тормозной цилиндр) и выполняемой им функцией (выполнение торможения).
С учетом вышеизложенного, документов, представленных Обществом и таможенным органом, в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности предварительного решения по классификации товара СЗТУ от 09.11.2018 N RU/10200000/091118/0115/01, согласно которому спорный товар классифицирован в товарной подсубпозиции 8412 80 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Государственная пошлина в размере 2000 руб., оплаченная Обществом при обращении в суд первой инстанции, и 1500 руб., оплаченная при подаче апелляционной жалобы, в порядке статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с СЗТУ в пользу ООО "Вабко Рус".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июня 2019 года по делу N А56-19311/2019 отменить.
Признать недействительным предварительное решение Северо-Западного таможенного управления от 09.11.2019 N RU/10200000/091118/0115/01 о классификации товара.
Взыскать с Северо-Западного таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вабко Рус" 3500 руб. судебных расходов по первой инстанции и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19311/2019
Истец: ООО "ВАБКО РУС"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ