г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А56-17182/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Шамбасова Ю.А. по доверенности от 08.02.2019
от ответчика (должника): Новиков А.В. по доверенности от 15.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17424/2019) ООО "Эксплуатация Главстрой - СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2019 по делу N А56-17182/2019(судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Эксплуатация Главстрой - СПб"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой - СПб" (далее - заявитель, Общество, ООО "Эксплуатация Главстрой - СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.12.2018 N 05/18341-Р.
Решением суда от 06.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, со стороны Общества отсутствует нарушение лицензионных требований, кроме того, оспариваемое предписание является неисполнимым и необоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией на основании распоряжения от 26.11.2018 N 05/18341-Р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований в процессе осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Федора Абрамова, д. 8, лит.А.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что технический паспорт многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Федора Абрамова, д. 8, лит.А не откорректирован, что является нарушением пункта 1.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Инспекцией установлено, что на момент ввода вышеуказанного многоквартирного дома в эксплуатацию площадь жилых помещений составляла 153543,6 кв.м, площадь нежилых помещений составляла 23150,20 кв.м (данные сведения указаны в техническом паспорте). Вместе с тем, как установлено в ходе проверки за период эксплуатации дома часть жилых помещений была переведена в нежилые, в связи с чем изменилась площадь жилых/нежилых помещений, а именно площадь жилых помещений составляет 152549,80 кв.м, площадь нежилых помещений составляет 24693,30 кв.м, суммарная площадь жилых и нежилых помещений составляет 177243,10 кв.м.
Результаты проверки отражены в акте от 20.12.2018 N 05/18341-р.
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 20.12.2018 N 05/18341-Р, которым Обществу предписано устранить нарушения пункта 1.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выполнить корректировку технического паспорта на многоквартирный дом.
Не согласившим с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности требований оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - правила N 491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая согласно подпункту "а" пункта 24 Правил N 491 включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Кроме того, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Состав технической документации длительного хранения определен пунктом 1.5.1 Правил N 170 и включает в себя в том числе, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и участок.
При этом, в силу пункта 1.5.2 Правил N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок (пункт 1.6 Правил N 170).
Согласно материалам дела, управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Федора Абрамова, д. 8, лит.А, осуществляется ООО "Эксплуатация Главстрой - СПб" на основании договора управления.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что уполномоченные собственниками помещений в многоквартирном доме лица (в рассматриваемом случае ООО "Эксплуатация Главстрой - СПб" как управляющая организация) обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию, состав которой определен пунктом 1.5.1 Правил N 170, а также вносить в нее необходимые изменения по мере изменения технического состояния в результате ремонтов, реконструкции, модернизации и т.д. (пункт 1.5.2 Правил N 170).
Своевременная корректировка и актуализация данных технического паспорта необходима, в том числе, для правильного исчисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги, поскольку информация о площадях жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, указанная в техническом паспорте, используется при расчете размера платы за коммунальные услуги (Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме").
На основании изложенного является верным и обоснованным выводу суда первой инстанции о том, что поскольку Общество как управляющая организация добровольно приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, обязанность по хранению и восстановлению и корректировке технической документации на спорный дом (в том числе корректировке и актуализации данных технического паспорта), возлагается именно на Общество.
При этом довод Общества о том, что актуализация технических паспортов возможна только по решению общего собрания собственников, получил надлежащую оценку в оспариваемом решении и правомерно отклонен судом ввиду следующего.
Пунктом 1.1 Правил N 170 предусмотрено, что они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила N 170 включены в реестр нормативно-правовых актов зарегистрированных в Минюсте РФ от 15.10.2003 N 5176, и являются действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к содержанию жилищного фонда, соблюдение требований указанных правил является в силу закона обязательным для заявителя.
Таким образом, актуализация технического паспорта, относится к обязательным работам, и не требует решения общего собрания собственников для их проведения (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27).
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом до проведения проверки были приняты все зависящие от него достаточные и эффективные меры, направленные на соблюдение вышеприведенных правил и корректировку (актуализацию) технического паспорта, в материалах дела не имеется.
Оспариваемое предписание от 20.12.2018 N 05/18341-Р выдано уполномоченным должностным лицом Инспекции в рамках полномочий, предоставленных частью 5 статьи 20 и частью 2 статьи 196 ЖК РФ, а также статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Довод подателя жалобы о неисполнимости предписания отклоняется апелляционной инстанцией исходя из следующего.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Оспариваемое предписание правомерно адресовано ООО "Эксплуатация Главстрой - СПб", как управляющей организации спорного МКД. Содержание предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных административным органом нарушений со стороны Общества.
Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
По мнению апелляционного суда, предписание Инспекции содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. При этом, данные требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
Учитывая изложенное, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным, а также нарушающим права и законные интересы Общества не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2019 по делу N А56-17182/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17182/2019
Истец: ООО "ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГЛАВСТРОЙ - СПБ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17424/19
06.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17182/19
22.02.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17182/19