город Томск |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А45-22720/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонного) (N 07АП-9212/2019) на решение от 21.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22720/2019 (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу (630105, город Новосибирск, улица Кропоткина, дом 119 корпус 2, ИНН 5402195052, ОГРН 1045402541381) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонному) (630015, город Новосибирск, проспект Дзержинского, дом 12/1) о признании недействительным решения от 20.05.2019 N 064S19190017883, без вызова представителей участвующих в деле лиц,
установил:
межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 20.05.2019 N 064S19190017883 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 12.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение Пенсионного фонда от 20.05.2019 N 064S19190017883, на Пенсионный фонд возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Инспекции.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 21.08.2019 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на правомерность привлечения Инспекции к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год на 3 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного законом срока; страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 3 застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись; в данном случае имело место не уточнение представленных сведений, а непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года на 3 застрахованных лиц.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает их несоответствующими положениям статей 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзацу 2 пункта 39 Инструкция N 766н, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Инспекцией 19.02.2019 представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год на 84 застрахованных лица, что подтверждается положительным протоколом входного контроля от 19.02.2019 со статусом "Отчет принят".
По результатам проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2018 год и СЗВ-М за 2018 года, Пенсионным фондом были выявлены расхождения в отчетах в отношении 3 застрахованных лиц, в связи с чем 04.04.2019 Пенсионным фондом в адрес Инспекции по телекоммуникационным каналам передано уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней с даты получения.
04.04.2019 Инспекций направлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год в отношении 3 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 05.04.2019 со статусом "Документ принят", положительным протоколом входного контроля от 06.04.2019 со статусом "Отчет принят".
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.04.2019 N 064S18190014557.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 20.05.2019 N 064S19190017883 о привлечении Инспекции к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 1 500 рублей финансовых санкций.
Несогласие Инспекции с решением Пенсионного фонда послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения Инспекции к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку исходные сведения о застрахованных лицах были направлены страхователем в установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона 27-ФЗ срок, а ошибки в изначально представленных сведениях устранены страхователем путем направления корректирующих сведений в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Инспекция является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
С 01.01.2019 сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Инспекции к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года в отношении 3 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - 2018 года - не позднее 1 марта 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Инспекция первоначально представила сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 года в установленный законом срок.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что форма СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год, содержащая сведения в отношении 3 застрахованных лиц, по которым сведения персонифицированного учета не были отражены в "исходных сведениях" за указанный отчетный период, поступили в Пенсионный фонд в течение пяти рабочих дней после получения уведомления от 04.04.2019 о выявленных ошибках.
Доказательства того, что скорректированные Инспекцией сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что воспользовавшись правом, предоставленным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, на исправление ошибок в пятидневный срок после получения уведомления Пенсионного фонда, Инспекция реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (2018 года), откорректировав их путем представления дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющей формы") за этот период, что допускает не применять к Инспекции финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае страхователь должен быть освобожден от ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы заявителя жалобы о том, что Инспекцией представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 3 застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, в данном случае имело место не уточнение представленных сведений, а непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года на 3 застрахованных лиц, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании указанных норм права, в данном случае исправления внесены Инспекцией в изначально своевременно представленные сведения о застрахованных лицах в установленный для этого 5-дневный срок, ввиду чего отсутствуют основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Действия Инспекции правомерно оценены судом как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Поскольку взаимосвязанные положения статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-СТАЖ в особом порядке и при его соблюдении не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения от 20.05.2019 N 064S19190017883. Суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт Пенсионного фонда не соответствует положениям Федерального закона N 27-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в части предоставленного страхователю права уточнять и дополнять ранее представленные им сведения о застрахованных лицах, правомерно удовлетворил заявленные Инспекцией требования.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 21.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22720/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22720/2019
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЗЕРЖИНСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ