г. Владивосток |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А51-8341/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края",
апелляционное производство N 05АП-6366/2019
на решение от 24.07.2019
судьи Андросовой Е.И.
по делу N А51-8341/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокский клинический родильный дом N 3" (ИНН 2537021785, ОГРН 1032501799550)
к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648) о
признании незаконным в части акта N 7 от 19.03.2019 о нецелевом использовании средств ОМС,
при участии:
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Зубова Н.П., по доверенности от 19.04.2019 сроком действия до 31.01.2020, паспорт; Гутая Н.И., по доверенности от 18.01.2019 срок действия до 31.01.2020, паспорт;
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокский клинический родильный дом N 3": Мерная Е.В., по доверенности от 24.09.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт; Федорова Л.И., по доверенности от 16.01.2019 сроком действия до 16.01.2022, паспорт; Быстролётов А.М., по доверенности от 16.01.2019 сроком действия до 01.10.2019, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокский клинический родильный дом N 3" (далее - заявитель, учреждение, страхователь, КГБУЗ "ВКРД N 3") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - фонд, ТФОМС, страховщик) о признании незаконным акта N7 от 19.03.2019 в части пункта 16 раздела "обобщенная информация о результатах проверки" в части выводов о нецелевом использовании средств ОМС по выплатам медицинским работникам (дезинфекторам) из средств ОМС в сумме 2 759 566,89 рублей, а также п. 1 раздела акта "требование по результатам проверки" в части предложения перечислить на счет ГУ ТФОМС ПК средства территориальной программы ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 2 759 566,89 рублей и 275 956,69 рублей штрафа, как не соответствующего Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Решением от 24.07.2019 суд признал незаконным акт N 7 от 19.03.2019 Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в части пункта 16 раздела Обобщенная информация о результатах проверки в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования по оплате труда медицинским дезинфекторам в сумме 2 759 566, 89 руб., а также пункт 1 раздела акта Требование по результатам проверки в части требования о перечислении на счет Государственного учреждению "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края" средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 759 566,89 руб., и 275 956,69 руб. штрафа, как не соответствующий Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Также суд взыскал с Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в пользу краевого государственного бюджетного учреждение здравоохранения "Владивостокский клинический родильный дом N 3" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТФОМС обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе, предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемым видом деятельности.
Податель жалобы считает, что для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием. Свою позицию фонд подтверждает письмом департамента здравоохранения Приморского края от 13.03.2019 N 18-2658. В связи с указанным полагает ошибочным утверждение заявителя о том, что работы (услуги) по дезинфектологии, как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, должны осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по дезинфектологии, а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.
В рекомендуемых штатных нормативах родильного дома, являющихся Приложением N 7 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утверждённому приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, предусмотрена должность медицинского дезинфектора.
Наличие в должностной инструкции медицинских дезинфекторов КГБУЗ "ВКРД N 3" таких обязанностей как: "работы по обеззараживанию помещений, оборудования, мебели, посуды, белья, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей"; "обеззараживание объектов орошением, притиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами"; "выбирает дезинфицирующие средства, а также способы его применения определяя особенности обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции"; "истребительские мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение" и т.д. свидетельствует о том, что работы, осуществляемые медицинским дезинфектором, выполняются по отношению к пациенту в рамках оказания медицинской деятельности.
По мнению заявителя жалобы, если медицинский дезинфектор оказывает услуги застрахованным лицам, то данные услуги подлежат лицензированию и только в этом случае расходы на содержание данной должности могут быть осуществлены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Из предоставленных КГБУЗ "ВКРД N 3" в рамках проверки первичных документов (тарификационный список работников Заявителя по состоянию 14.06.2017 и приказ КГБУЗ "ВКРД N 3" 05.05.2014 N 180) фондом выявлено, что должность медицинских дезинфекторов (Н.И. Кравцова и Н.Г. Козленко) включена в состав общебольничного медицинского персонала - средний медицинский персонал.
Таким образом, как считает ТФОМС, поскольку медицинский дезинфектор относится к среднему медицинскому персоналу и является медицинским работником со средним медицинским образованием, который, в соответствии с Законом N 323-ФЗ, осуществляет исключительно медицинскую деятельность (в данном случае деятельность по дезинфектологии), соответственно, медицинской организации необходимо иметь лицензию по соответствующему профилю.
Представители ТФОМС в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали в полном объеме. Представители КГБУЗ "ВКРД N 3" на доводы жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Из материалов дела судом установлено следующее.
КГБУЗ "ВКРД N 3" осуществляет медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии ЛО-25-01-004333 от 22.03.2018.
На основании приказа Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 12.02.2019 N 59-П проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, с целью предупреждения нарушений норм, установленных Законом N 326-ФЗ, в КГБУЗ "ВКРД N 3" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, результаты которой оформлены актом комплексной проверки от 19.03.2019 N 7.
Согласно пункту 16 данного акта, проверкой установлено, что в период отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности по "дезинфектологии" (весь проверяемый период), в штатные расписания КГБУЗ "ВРКД N 3" в состав общебольничного персонала была включена должность медицинский дезинфектор (2,0 ставки).
Согласно тарификационным спискам в проверяемом периоде эти должности были заняты. Произведённая КГБУЗ "ВРКД N 3" в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 из средств ОМС оплата труда в сумме 2 759 566,89 руб., в том числе начисления на выплаты по оплате труда - 640 083,86 руб. (в 2016 году - 829 897,80 руб., в 2017 году - 806 357,49 руб., в 2017 году - 1 123 311,60 руб.) указанным сотрудникам, является нецелевым использованием средств ОМС. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ сумма средств ОМС, использованная не по целевому назначению, подлежит восстановлению на счёт ГУ ТФОМС ПК с уплатой штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
В заключительную часть акта проверки от 19.03.2019 N 7 включено требование о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению в общей сумме 3 059 213,54 руб., из них по спорному эпизоду 2 759 566,89 руб., (в том числе в 2016 году - 928 665,02 руб., в 2017 году - 905 475,80 руб. в 2018 году -1 225 072,72 руб.), в течение 10 рабочих дней со дня получения акта проверки и уплате штрафа за использование не по целевому назначению средств территориальной программы ОМС в размере 305 921,35 руб., из них по спорному эпизоду и 275 956,69 руб.
Учреждение, посчитав, что акт проверки от 19.03.2019 N 7 в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения связи со следующим.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 3 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее по тексту - Положение N 291), предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В приложении к Положению N 291 приведен Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в числе которых действительно указан и такой вид работ (услуг), как "дезинфектология".
Дезинфекционная деятельность включает в себя разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ отнесена к виду деятельности "чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" и в соответствии с Федеральным законом N 99 - ФЗ, не является лицензируемым видом деятельности.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что получение лицензии на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ "дезинфектология" является обязательным, только если организация осуществляет медицинскую деятельность.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
Пунктом 3 названного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Из системного толкования положений Закона N 99-ФЗ, Закона N 323-ФЗ, Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592, от 24.05.2013 N 16и-521/13, следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.
При таких обстоятельствах, вывод ТФОМС о том, что для осуществления дезинфекции силами работников лечебного учреждения заявителю требуется отдельная лицензия, не соответствует закону, поскольку проверяемое лицо подобных услуг не предоставляло, а лишь проводило мероприятия по дезинфекции предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, используемых в работе учреждения.
Так, требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
В соответствии с общепринятой терминологией понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что, в соответствии с Законом N 99-ФЗ, не является лицензируемым видом деятельности.
Согласно материалам дела, специалистами фонда установлено, что заявителем в составе лицензируемых видов деятельности отсутствовали работы (услуги) по дезинфектологии, входящие в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, в то время как заявителем производились выплаты оплаты труда из средств ОМС медицинским работникам-дезинфекторам.
КГБУЗ "ВКРД N 3" осуществляет медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии ЛО-25-01-004333 от 22.03.2018.
Судом установлено, что в утвержденном штатном расписании КГБУЗ "ВКРД N 3" в проверяемом периоде имеется должность медицинского дезинфектора, которая отнесена к числу должностных ставок, финансируемых за счет средств ОМС.
Как следует из акта, согласно тарификационным спискам в проверяемом периоде эти ставки занимали Н.И. Кравцова (таб.N 18016) и Н.Г. Козленко (таб. N18020), имеющие дополнительную подготовку по направлению "Профессиональная подготовка медицинских дезинфекторов".
КГБУЗ "ВРКД N 3" в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 из средств ОМС произведена оплата труда в сумме 2 759 566,89 руб., в том числе начисления на выплаты по оплате труда - 640 083,86 руб. (в 2016 году - 829 897,80 руб., в 2017 году - 806 357,49 руб., в 2017 году - 1 123 311,60 руб.)
Изложенное свидетельствует о том, что денежные средства фонда ОМС в сумме 2 759 566,89 руб., перечисленные заявителю, направлены на заработную плату медицинским дезинфекторам, состоящим в штате лечебного учреждения.
При этом судом установлено, что данные работники в проверяемом периоде не оказывали медицинских услуг по дезинфектологии, выраженных в медицинском вмешательстве и имеющих самостоятельное законченное значение, не предоставляли услуг по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам как самостоятельные работы (услуги) в рамках медицинской помощи, а проводили дезинфекционные мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, используемых в работе учреждения, что является обязанностью учреждения в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и фактические обстоятельства дела, вывод фонда о том, что рассматриваемые работы по дезинфектологии, производимые сотрудниками лечебного учреждения подлежат лицензированию, является ошибочным.
Ссылка в апелляционной жалобе на Определения Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 и от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 подлежит отклонению, поскольку в названном судебном акте рассматривался вопрос об оказании услуг по проведению дезинсекции и дератизации помещений лечебного учреждения силами третьего лица, которому в таком случае требуется наличие лицензии. В рассматриваемом же случае КГБУЗ "ВКРД N 3" проводит дезинфекцию силами своих сотрудников, для чего наличие отдельной лицензии не требуется.
Ссылка апеллянта на письмо Департамента здравоохранения Приморского края от 13.03.2019, коллегией не принимается, поскольку в нем идет речь о предъявляемых квалификационных требованиях к медицинским работникам, осуществляющих деятельность по дезинфектологии, а также, что для осуществления дезинфекционной деятельности организации, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии". Однако, выводы сделанные департаментом, не противоречат выводам суда, о том, что в данном случае проведение мероприятий по дезинфектологии, являясь обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, но не имеющих самостоятельное значение при предоставлении медицинской помощи, не подлежит лицензированию как вид медицинской деятельности. Кроме того, данное письмо не является правоустанавливающим документом, а является, по сути, изложением правовой позиции Департамента по вопросу обращения ТФОМС. По указанным основаниям подлежит отклонению ссылка фонда на письмо от 27.02.2018 Министерства здравоохранения РФ.
Поскольку выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу, при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции об обстоятельствах дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2019 по делу N А51-8341/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8341/2019
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N 3"
Ответчик: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"