г. Пермь |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А60-27283/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (ИНН 6670073012, ОГРН 1046603570562): Викторова К.С. по доверенности от 20.03.2019;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Национальная служба взыскания" (ИНН 7727551797, ОГРН 1057748047675): представители не явились;
от третьего лица Батраковой Светланы Михайловны: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальная служба взыскания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 июля 2019 года по делу N А60-27283/2019,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Национальная служба взыскания"
третье лицо: Батракова Светлана Михайловна
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Национальная служба взыскания" (далее ООО "НСВ") к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.57 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2019 заявленные требования удовлетворены, ООО "НСВ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "НСВ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку не выносилось приказа либо распоряжения о проведении проверки; кроме того, отмечает, что телефонные соединения длились по несколько секунд, в связи с чем сам факт телефонного соединения не подтверждает состоявшегося между его сторонами диалога или переговоров, фактическое количество телефонных соединений не подтверждает наличие вменяемого нарушения.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Третьим лицом Батраковой Светланой Михайловной отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в Управление федеральной службы судебных приставов по Свердловской области обратилась Батракова С.М. с заявлением о неправомерных действиях ООО "НСВ", связанных с возвратом просроченной задолженности с нарушением требований Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
Управлением федеральной службы судебных приставов по Свердловской области на основании приказа от 07.03.2019 N 176 "О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, осуществляющего функцию по возврату просроченной задолженности" в отношении ООО "НСВ" проведена внеплановая (документарная) проверка (акт проверки N 4 от 19.04.2019).
В ходе проверки установлено, что на номер телефона, принадлежащий Батраковой С.М., поступают звонки и сообщения от лиц, действующих в интересах ООО "НСВ", по вопросам погашения просроченной задолженности по кредитному договору. Согласно детализации телефонных соединений, представленной Батраковой СМ. за период с 12.11.2018 по 25.11.2018, на ее телефонный номер по вопросам взыскания просроченной задолженности поступили следующие телефонные соединения:
12.11.2018 в 10:40:23 с номера +7 906 010 97 73 длительностью 00:02
12.11.2018 в 13:18:43 с номера +7 906 010 97 73 длительностью 00:07
13.11.2018 в 15:30:29 с номера +7 906 010 98 04 длительностью 00:07
14.11.2018 в 09:47:10 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 в 11:44:02 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 в 11:44:09 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 в 12:41:31 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 в 12:41:37 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 в 13:26:47 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:09
14.11.2018 в 13:26:54 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 с 13:56:59 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 с 13:57:06 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:10
14.11.2018 с 18:31:04 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:11
14.11.2018 с 18:31:11 с номера +7 906 011 02 53 длительностью 00:11
15.11.2018 с 10:41:36 с номера +7 906 011 15 98 длительностью 00:13
15.11.2018 с 14:03:57 с номера +7 906 011 15 98 длительностью 00:05
15.11.2018 с 15:35:01 с номера +7 906 011 15 98 длительностью 00:09
15.11.2018 с 16:06:41 с номера +7 906 011 15 98 длительностью 00:47
19.11.2018 с 10:36:38 с номера +7 906 011 09 14 длительностью 00:08
19.11.2018 с 10:42:07 с номера +7 906 011 09 14 длительностью 00:05
20.11.2018 с 12:42:52 с номера +7 906 011 09 48 длительностью 00:09
20.11.2018 с 14:34:38 с номера +7 906 011 09 14 длительностью 00:04
21.11.2018 с 12:19:04 с номера +7 906 011 09 98 длительностью 00:10
21.11.2018 с 14:17:46 с номера +7 906 011 09 98 длительностью 00:11
22.11.2018 с 13:05:57 с номера +7 962 360 42 84 длительностью 00:09
22.11.2018 с 13:29:07 с номера +7 962 360 42 84 длительностью 00:07
24.11.2018 с 10:38:17 с номера +7 962 360 43 66 длительностью 00:48
25.11.2018 с 11:18:40 с номера +7 962 360 44 06 длительностью 00:28
Согласно ответу оператора сотовой связи ПАО "ВымпелКом" телефонные номера +7 906 010 97 73; +7 906 010 98 04; +7 906 011 02 53; +7 906 011 09 14; +7 906 011 09 48; +7 906 011 09 98; +7 906 011 15 98; +7 962 360 42 84; +7 962 360 43 66; +7 962 360 44 06 принадлежат ООО "НСВ".
По результатам проверки административным органом сделаны выводы о том, что в период с 12.11.2018 по 25.11.2018 на телефонный номер, принадлежащий Батраковой С.М., по вопросам взыскания просроченной задолженности по кредитному договору N 109150023396, заключенному с ПАО "СКБ-Банк", ООО "НСВ" осуществило взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц, что является нарушением требований, установленных подп. "а", подп. "б", подп. "в" п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
В связи с чем Управлением Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области в отношении ООО "НСВ" составлен протокол от 14.05.2019 N 25/19-66000-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "НСВ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ нарушение, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: 1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); 2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; 3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
В п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ указано, что по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником посредством телефонных переговоров: а) более одного раза в сутки; б) более двух раз в неделю; в) более восьми раз в месяц.
ООО "НСВ" внесено в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (свидетельство N 000004).
Имеющимися в материалах дела доказательствами, подтверждается факт нарушения ООО "НСВ" вышеуказанных норм, выразившееся в том, что в период с 12.11.2018 по 25.11.2018 на телефонный номер, принадлежащий Батраковой С.М., по вопросам взыскания просроченной задолженности по кредитному договору N 109150023396, осуществлено взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.
Доводы НАО "НСВ" о том, что телефонные соединения длились по несколько секунд, в связи с чем фактическое количество телефонных соединений не подтверждает наличие вменяемого нарушения, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку факт телефонных звонков и соединений в количестве, превышающем установленное законом, свидетельствует о наличии нарушения, независимо от продолжительности разговора, поскольку Федеральным законом N 230-ФЗ запрещены действия кредитора (лица, действующего в его интересах) по инициированию взаимодействия с должником сверх установленных ограничений; законодатель, устанавливая пределы взаимодействия, преследовал цель ограничить излишнее воздействие со стороны кредиторов и лиц, действующих в их интересах.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что ООО "НСВ" были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.57 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 14.05.2019 ООО "НСВ" извещено надлежащим образом путем направления по юридическому адресу уведомления от 19.04.2019 заказным письмом, которое получено адресатом 13.05.2019.
Доводы ООО "НСВ" о том, что внеплановая проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", со ссылкой на то, что приказа либо распоряжения о проведении проверки не выносилось, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются исходя из следующего.
В соответствии с ч.16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
При этом указанным Федеральным законом не предусмотрена обязанность контролирующего органа уведомлять юридическое лицо не менее чем за двадцать четыре часа о начале проведения внеплановой документарной проверки.
Кроме того, в ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 230-ФЗ в качестве особых положений указывается, что предварительное уведомление юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, о проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в п. 2 - п. 4 ч. 2 настоящей статьи, не допускается.
Как указано судом выше и подтверждается представленными в материалы дела документами, в связи с поступлением обращения Батраковой С.М. Управлением федеральной службы судебных приставов по Свердловской области издан приказ от 07.03.2019 N 176 "О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, осуществляющего функцию по возврату просроченной задолженности" в отношении ООО "НСВ".
Вопреки доводам жалобы, в материалы дела представлен приказ Управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области от 07.03.2019 N 176 "О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, осуществляющего функцию по возврату просроченной задолженности", а также письмо от 07.03.2019 N 66922/19/12475 о направлении копии данного приказа и запроса о представлении информации и документов по юридическому адресу ООО "НСВ", которое получено 19.03.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087334370883.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности от 09.07.2019 принято с соблюдением предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Судом первой инстанции назначено ООО "НСВ" наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ. При этом правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, а также для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку информация о ООО "НСВ" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует; доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "НСВ" является субъектом малого или среднего предпринимательства, в материалы дела не представлено. Кроме того, согласно сведениям с официального сайта "Картотека арбитражных дел" ООО "НСВ" привлекается к административной ответственности не впервые.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июля 2019 года по делу N А60-27283/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальная служба взыскания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27283/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВЗЫСКАНИЯ"
Третье лицо: Батракова Светлана Михайловна