г. Хабаровск |
|
02 октября 2019 г. |
А73-7373/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика N 1"
на решение от 28.05.2019
по делу N А73-7373/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика N 1" (ИНН 2703027433, ОГРН 1042700027974)
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика N 1" (далее - МУП "Служба заказчика N 1", предприятие) осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 8 по ул. Комсомольская в г. Комсомольск-на-Амуре (далее - МКД) на основании договора управления от 23.07.2015 N 1.
В комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, уполномоченный орган) поступило обращение гражданина, проживающего в квартире N 33 МКД N 8 по ул. Комсомольская в г. Комсомольск-на-Амуре по факту неисправной работы вентиляционной системы.
На основании распоряжения заместителя председателя Комитета от 16.01.2019 N 66-р в отношении МУП "Служба заказчика N 1" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований к надлежащему содержанию общего имущества МКД, по результата которой составлен акт от 18.01.2019 N П2019-03-0021.
Проверкой установлено, что МКД сдан в эксплуатацию в 2014 года с гарантийным сроком 5 лет. В 2018 году предприятие установило в квартире N 33 МКД приточный воздушный клапан, после чего в указанной квартире было проведено строительно-техническое исследование системы вентиляции, по результатам которого составлено заключение от 27.04.2018, согласно которому воздухообмен в помещении кухни квартиры N 33 не соответствует нормативу.
В акте проверки от 18.01.2019 зафиксировано, что на момент проверки вентиляция в ванной комнате и в помещении санузла квартиры N 33 МКД исправна, в помещении кухни вентиляция работает на приток (обратная тяга).
18.01.2019 МУП "Служба заказчика N 1" выдано предписание N П2019-03-0021 о проведении в срок до 15.06.2019 мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения лицензионных требований, установленных, в частности, пунктами 5.5.6, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившегося в наличии обратной тяги в вентиляционном канале в помещении кухни квартиры N 33 МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании такого предписания незаконным и отменить.
Решением от 28.05.2019 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вышеуказанным решением, МУП "Служба заказчика N 1" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что:
- предписание предъявлено ненадлежащему исполнителю;
- в нарушение статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд самостоятельно не привлек третье лицо (ООО СФ "Инфра", МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре").
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, вентиляционная система многоквартирного дома включается в состав общедомового имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил N 491).
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя:
- осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а");
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491 (подпункт "з").
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Из приведенных положений Правил N 491 прямо следует, что управляющая организация, с которой собственники помещений в многоквартирном доме заключили договор управления таким домом, обязана содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, дня чего осуществлять осмотры общего имущества, обеспечивать своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, производить текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Пунктом 11 (1) Правил N 491 определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в случае выявления повреждений и нарушений работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, включают в себя разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда (пунктом 5.5.6 Правил N 170).
персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов (пункт 5.7.2 Правил N 170).
Согласно пункту 14 Приложения N 7 к Правилам N 170 замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая вентиляторы и их электроприводы, относятся к работам по текущему ремонту.
Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, МУП "Служба заказчика N 1", осуществляя деятельность по управлению спорным МКД, обязано соблюдать требования законодательства к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе требования Правил N 170, предъявляемые к содержанию в технически исправном состоянии вентиляционной системы многоквартирного дома, независимо от волеизъявления собственников помещений МКД по данному вопросу и по мере возникновения необходимости в выполнении работ по восстановлению исправного состояния вентиляционной системы МКД.
Факт неисправной работы вентиляционной системы в помещении кухни квартиры N 33 МКД и одновременно с этим - факт исправного состояния вентиляционной системы в помещениях ванной и санузла указанной квартиры подтверждены материалами дела.
Вместе с тем в нарушение требований пунктов 5.5.6, 5.7.2 Правил N 170 предприятие не приняло мер по устранению неисправностей вентиляционной системы в помещении кухни квартиры N 33 МКД.
Таким образом, Комитет предписанием от 18.01.2019 N П2019-03-0021 правомерно возложил на МУП "Служба заказчика N 1" обязанность по устранению выявленного нарушения, выразившегося в неисправной работе вентиляционной системы в помещении кухни квартиры N 33 МКД.
Довод заявителя жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве третьих лиц (ООО СФ "Инфра", МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре") апелляционным судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Привлечение или не привлечение к участию в деле третьего лица является правом суда, суд при рассмотрении данного вопроса исходит из конкретных обстоятельств дела.
При этом непривлечение такого лица к участию в деле даже в том случае, если судебный акт может повлиять на права и обязанности этого лица по отношению к одной из сторон спора, не является основанием для отмены вынесенного по делу решения по безусловным основаниям по смыслу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, поскольку основанием для такой отмены является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В данном случае, решением суда права указанных лиц относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на них не возложены.
Иных убедительных доводов, свидетельствующих о неправомерности выводов суда, заявителем жалобы не приведено.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 28.05.2019 по делу N А73-7373/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Служба заказчика N 1" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 12.07.2019 N 1428.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7373/2019
Истец: МУП "Служба заказчика N1"
Ответчик: Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края