город Москва |
|
1 октября 2019 г. |
Дело N А40-138777/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Стешана Б.В., Яниной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НОПРИЗ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года по делу N А40- 138777/18, принятое судьей Петрухиной А.Н.,
по иску ООО "Регионпроект"
к Ассоциации саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации"
Третье лицо: Союз саморегулируемой организации "Объединение инженеров проектировщиков"
об обязании Национальное Объединение Проектировщиков и Изыскателей (НОПРИЗ) произвести перевод денежных средств в размере 100 000 рублей в СРО "ЧелРОП".
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Тверетин А.Р. по доверенности от 22 мая 2018;
от третьего лица - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Регионпроект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Ассоциации саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" об обязании Национальное Объединение Проектировщиков и Изыскателей (НОПРИЗ) произвести перевод денежных средств в размере 100 000 рублей в СРО "ЧелРОП".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2019 года по делу N А40- 138777/18 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, НОПРИЗ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующее:
- неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела;
-перечисленные исключенной СРО денежные средства компенсационного фонда недостаточны для исполнения обязательств перед бывшими членами СРО;
- судом не учтены доводы ответчика о необходимости применения положений Приказа Минстроя России от 08ю09ю2015 N 643/пр;
- судом оставлено без внимания, что перечисление денежных средств может производиться при наличии достаточности денежных средств у ответчика.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, третьего лица, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционный суд считает доводы подателя жалобы необоснованными в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Регионпроект" являлось членом Союза СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ".
На основании приказа Ростехнадзора от 26.12.2017 N СП-153 сведения о Союзе СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Истец является членом СРО "ЧелРОП".
24.01.2018 истец направил в НОПРИЗ заявление о перечислении средств комфонда с приложением всех требуемых ответчиком документов.
Однако, как следует из искового заявления, ответчик перечислил только 50 000 руб.
Оставшаяся сумма средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в размере 100 000 руб. перечислена не была.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд признал требования истца обоснованными и документально подтвержденными.
Апелляционный суд повторно исследовав и оценив, представленные в дело доказательства, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и переоценке фактических обстоятельств дела в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу обычных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийской негосударственной некоммерческой организации - общероссийского межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОПРИЗ), в соответствии с п.1 ч.2 ст.55.20 ГрК РФ, является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
Согласно ч.1 ст.55.20 ГрК РФ, национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза).
Положениями ст.55.4 Гр РФ установлено, что некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации установленных ГрК РФ требований, включая наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном ст.55.16 ГрК РФ.
До 01 июля 2017 года саморегулируемые организации в силу требований ч.1 ст.55.16 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 01 июля 2017 года) обязаны были сформировать только один компенсационный фонд возмещения ущерба.
После 01 июля 2017 года, СРО формируют два компенсационных фонда: компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст.60 ГрК РФ.
Согласно ч.2 ст.55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч.2 и 4 ст.55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных ст.60.1.
На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2017 N СП-153 сведения о СОЮЗЕ СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства 22 декабря 2017 года.
Положениями ч.14 ст.55.16 ГрК РФ определено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно ст. 60 и 60.1 настоящего Кодекса.
Требованиями ч.15 ст.55.16 ГрК РФ определено, что национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в ч.14 ст. 55.16 ГрК РФ, в соответствии с требованиями, установленными ст.55.16-1 ГрК РФ.
Как следует из ч.1 ст.55.16-1 ГрК РФ средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Частью 17 ст.55.16 ГрК РФ установлено, что Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Как следует из ч.5 Порядка взаимодействия утвержденного приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2015 N40211), саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счет.
Частью 11 Порядка установлено, что члены исключенной саморегулируемой организации вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч.12 Порядка, заявление о перечислении средств компенсационного фонда направляется заявителем в Национальное объединение саморегулируемых организаций и должно содержать:
-наименование исключенной саморегулируемой организации и членом которой являлся заявитель;
-наименование саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов-капитального строительства, в члены которой вступил заявитель (далее -действующая саморегулируемая организация), ее регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций и реквизиты ее банковского счета, на котором размещены средства ее компенсационного фонда и на который подлежат зачислению средства компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Согласно ч.13 Порядка к заявлению о перечислении средств компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации прилагается выписка или заверенная копия протокола решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации и о выдаче свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В ч.14 Порядка установлено, что Национальное объединение саморегулируемых организаций в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления, указанного в ч. 12 настоящего Порядка, перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации либо отказывает в перечислении таких средств.
Частью 9 ст.6 372-ФЗ установлено, что некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из ч.10 ст.6 372-ФЗ следует, что размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации.
На основании ч. 11 ст.6 372-ФЗ, уведомление и расчет размера взносов в компенсационные фонды некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в письменной форме направляются саморегулируемой организацией ее членам.
В пятидневный срок с даты получения данных уведомления и расчета член некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, при необходимости обязан внести дополнительно взносы в компенсационные фонды такой саморегулируемой организации, указанные в данном уведомлении.
Согласно п. 15 ст.6 372-ФЗ, некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязаны привести внутренние документы саморегулируемой организации в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации не позднее 1 июля 2017 года.
Как следует из ч.1 ст.55.17 ГрК РФ, саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".
Пунктами 4 и 5 ч.2 ст.55.17 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на день исключения СОЮЗА СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ" из реестра СРО) предусмотрено, что в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в отношении каждого ее члена должна содержаться следующая информация:
сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Как следует из материалов дела, истец являлся членом СОЮЗА СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ" и им был оплачен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 150 000 руб.
Таким образом, на 01 июля 2017 года Истец являлся членом СОЮЗА СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ".
Ассоциация СОЮЗ СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ" в свою очередь являлось членом НОПРИЗ.
Впоследствии ООО "Регионпроект" вступило в СРО "ЧелРОП", что подтверждается материалами дела.
В НОПРИЗ от ООО "Регионпроект" поступило заявление входящий от 24.01.2018 о перечислении средств компенсационного фонда: в качестве взноса в компенсационный фонд возмещения вреда - 50 000 рублей и в качестве взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - 100 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что истцом были представлены все необходимые документы и информация относительно факта перечисления ООО "Регионпроект" денежных средств компенсационного фонда ответчику также были представлены.
Вопреки доводам ответчика, судом не установлено несоответствий п. 17 Порядка при обращении истца в НОПРИЗ и наличие обстоятельств, свидетельствующих об отказе истцу в перечислении указанных денежных средств третьему лицу.
Поскольку истцом денежные средства были внесены в компенсационный фонд СОЮЗА СРО "ОБИНЖ ПРОЕКТ", в том числе денежные средства в размере 100 000 рублей, то указанные денежные средства подлежат перечислению на расчетный счет третьего лица - Саморегулируемой организации "ЧелРОП" в качестве взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности денежных средств и применении положений Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр отклоняется апелляционным судом.
В силу п. 5 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых рганизаций" саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счет.
Анализ названных выше положений, позволяет сделать вывод о том, что сам факт исключения той или иной саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, в ситуации исполнения обязанности по перечислению средств компенсационного фонда на специальные счета НОСТРОЙ позволяют удовлетворить заявленные требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 июня 2019 года по делу N А40- 138777/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138777/2018
Истец: ООО "РЕГИОНПРОЕКТ"
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕРОССИЙСКОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ, И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ", НОПРИЗ
Третье лицо: СОЮЗ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЖЕНЕРОВ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ"
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40401/20
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21827/19
01.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46865/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-138777/18