г. Владивосток |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А51-12251/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А.Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонт-ДВ",
апелляционное производство N 05АП-7768/2023
на решение от 08.11.2023
судьи Ю.А.Тимофеевой
по делу N А51-12251/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонт-ДВ" (ИНН 2723148845, ОГРН 1122723002401)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
третье лицо: Фонд Приморского края "Фонд капительного ремонта многоквартирных домов Приморского края" (ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195), о признании незаконным решения от 10.05.2023 N 025/10/18.1-523/2023,
при участии:
от Фонда Приморского края "Фонд капительного ремонта многоквартирных домов Приморского края": представитель Н.В. Зубайдуллина, по доверенности от 26.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1243), паспорт; В судебное заседание не явились: от ООО "Ремонт-ДВ", УФАС по Приморскому краю, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонт-ДВ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - Управление, антимонопольный орган) от 10.05.2023 N 025/10/18.1-523/2023.
Решением суда от 08.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что суд неверно применил пункт 91 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 при сопоставлении его условий с фактическими обстоятельствами. Поскольку Фонд не устанавливал конкретные требования ООО "Ремонт-ДВ" сочло возможным действовать способом который признавался Фондом соответствующим ранее. Об изменении принципов оценки обоснования или критериев проверки Заказчик не уведомлял участников закупки. Кроме того в представленной подрядчиком смете содержатся сведения о размере затрат по статьям материалы, заработной плате и т.п. которые принимались Подрядчиком без изменений (т.е. снижение осуществлено за счет иных статей расходов). Данные затраты обоснованы как имеющимся в составе конкурсной документации писем производителей и поставщиков материалов, так и применением установленных сметных расценок. Снижение по иным статьям затрат ООО "Ремонт ДВ" обосновало.
По мнению заявителя, при рассмотрении жалобы Управление неправомерно ограничилось лишь пояснительной запиской к произведенному специалистами расчету обоснования. Снижение затрат по статье сметная прибыль не может быть подтверждена иначе как по решению подрядчика.
По мнению заявителя суд, указывая на недоказанность обществом представленного в предложенном обосновании расчета, не указал мотивы по которым пришел к такому выводу. При этом в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства для представления обществом заключения специалиста относительно расчета обоснования предложенной цены, суд необоснованно отклонил, что привело к нарушению судом принципа равенства сторон.
Также заявитель считает неверным применение судом пункта 92 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615. По мнению заявителя, составление акта об уклонении от подписания договора при фактически полученном Заказчиком обосновании противоречит действующему законодательству. Рассматривая наличие оснований для отказа от заключения договора с победителем (вместо признания победителя уклонившимся), суд неправомерно сослался на пункт 220 названного Постановления. Кроме того, при толковании положений Постановления суд неправомерно не принял позицию Министерства строительства.
Общество, Управление извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили. От Управления поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Фонда в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда также считает законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Фондом 22.03.2023 в ЕИС размещено извещение N 202020000012300018 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пожарского муниципального округа.
ООО "Ремонт-ДВ" подана заявка на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 03.04.2023 N РТС225А230016 ООО "Ремонт-ДВ" признано победителем аукциона с предложенной ценой - 26 040 989,90 руб., что на 20,199999 % ниже начальной максимальной цены договора.
Заказчиком 06.04.2023 подготовлен и направлен проект договора о проведении капитального ремонта на подписание победителю электронного аукциона ООО "Ремонт-ДВ", который был отклонен обществом 08.04.2023 с приложением протокола разногласий.
12.04.2023 проект договора повторно направлен заказчиком на подписание ООО "Ремонт-ДВ" с приложением мотивированного ответа об отказе от подписания направленного протокола разногласий в части внесения изменений в пункты 2.1, 6.2, 6.3, 8.12 и Приложение 2.1 договора.
Поскольку предложенная цена была ниже более чем на 20%, общество 14.04.2023 направило заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта с предоставлением в качестве обоснования предлагаемой цены договора письма от 12.03.2023 N 25 и справки о материально-технических ресурсах.
По результатам рассмотрения приложенных документов заказчик пришел к выводу о том, что они не содержат информации, прямо предусмотренной пунктом 91 Положения N 615, что явилось основанием для признания ООО "Ремонт-ДВ" уклонившимся от заключения договора.
ООО "Ремонт-ДВ", посчитав, что заказчик неверно толкует требования Положения N 615 как предоставляющее ему право субъективного выбора относительно определения содержащихся в обосновании предложенной цены документах информации как неполной, обратился в управление с жалобой на действия фонда.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Ремонт-ДВ" Управлением вынесено решение от 10.05.2023 по делу N 025/10/18.1-523/2023, согласно которому жалоба ООО "Ремонт-ДВ" признана необоснованной.
Управление посчитало, что действия заказчика по признанию ООО "Ремонт-ДВ" уклонившимся от заключения договора соответствуют требованиям пунктов 91, 92 Положения N 615.
Общество, полагая, что решение от 10.05.2023 по делу N 025/10/18.1-523/2023 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, выслушав пояснения представителя Фонда, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
Согласно пункту 2 Положения N 615 закупки в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Исключение составляют случаи, когда предметом закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктами 8, 193 Положения N 615.
Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 182 ЖК РФ привлечение Региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, предусмотренном Положением N 615.
В соответствии с пунктом 90 Положения N 615, если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложена цена, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора о проведении капитального ремонта в размере, превышающем в 2 раза размер обеспечения его исполнения, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если договором о проведении капитального ремонта предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 91 Положения N 615, если предметом договора о проведении капитального ремонта, для заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ремонт (замена, модернизация) лифтов, участник закупки, предложивший цену договора, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, обязан дополнительно представить заказчику обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов), включающее в себя гарантийное письмо от производителя на используемые материалы при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки, иные документы и расчеты, включая подтверждающие возможность участника закупки осуществить выполнение работ по предлагаемой цене.
Пунктом 92 Положения N 615 предусмотрено, что обоснование, указанное в пункте 91 настоящего Положения, представляется участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, при направлении заказчику подписанного проекта договора о проведении капитального ремонта.
В случае невыполнения таким участником этого требования он признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены необоснованной договор о проведении капитального ремонта с таким участником не заключается и право заключения договора о проведении капитального ремонта переходит к участнику электронного аукциона, который предложил такую же, как и победитель электронного аукциона, цену договора или предложение о цене договора которого содержит лучшие условия в отношении цены договора, следующие после условий, предложенных победителем электронного аукциона.
В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается на официальном сайте и доводится до сведения всех участников электронного аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, исходя из положений пункта 92 Положения N 615, законодателем предусмотрена следующая последовательность действий заказчика в целях соблюдения требований данного Положения:
- рассмотрение на заседании комиссии по осуществлению закупок обоснование предложенной победителем электронного аукциона цены договора и принятие одного из следующих решений: о признании предлагаемой победителем электронного аукциона цены договора обоснованной, либо о признании предлагаемой победителем электронного аукциона цены договора необоснованной (в случае непредставления обоснования или непредставления в полном объеме обоснования, указанного в пункте 91 Положения N 615);
- в случае невыполнения участником требования пункта 91 Положения N 615 признание его уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта, оформление решения соответствующим протоколом;
- заключение договора о проведении капитального ремонта (в случае признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены обоснованной договор заключается заказчиком с таким участником;
-в случае признания предложенной цены необоснованной договор о проведении капитального ремонта с таким участником не заключается и право заключения договора о проведении капитального ремонта переходит к другому участнику электронного аукциона, поименованному в пункте 92 Положения N 615).
Как следует из материалов дела, электронный аукцион N РТС225А230016 состоялся 03.04.2023, по результатам которого победителем электронного аукциона признано ООО "Ремонт-ДВ" с предложенной ценой 26 040 989,90 рублей, что на 20,199999 % ниже начальной максимальной цены договора, в связи с чем участник электронного аукциона был обязан представить обоснование предлагаемой цены договора в порядке, указанном в пункте 91 Положения N 615.
ООО "Ремонт-ДВ" в качестве обоснования предлагаемой цены договора представлены письмо от 12.03.2023 N 25 и справка о материально-технических ресурсах.
Суд первой инстанции, оценив представленные документы, пришел к выводу о том, что они не отвечают требованиям пункта 91 Положения N 615, в связи с чем, не могут быть признаны полным пакетом документов, которые представляются участником аукциона в соответствии с пунктом 91 Положения N 615.
Поддерживая данные вывод суда первой инстанции, судебная коллегия руководствуется следующим.
Так, представленной ООО "Ремонт-ДВ" справкой о материально-технических ресурсах невозможно подтвердить наличие у участника закупки реальной возможности выполнить работы по предлагаемой цене, поскольку указание в данной справке на владение ресурсами на праве собственности или долгосрочной аренды не подтверждено документально.
Содержащаяся в письме от 12.03.2023 N 25 информация о возможности экономии средств за счет налогов в сумме 2 482 106,20 руб., резерва в размере 2,3 млн. руб., накладных и транспортных расходов не свидетельствует о реальной возможности выполнения работ по предлагаемой цене в отсутствие подтверждающих документов.
Кроме того, ООО "Ремонт-ДВ", ссылаясь на экономию в размере 8 918 053,20 руб. при ценовом предложении ниже начальной цены на 6 591 829,30 руб., не представило какие-либо документы и расчёты, подтверждающие данное обстоятельство.
При таких обстоятельствах, возможность проверить и установить наличие у ООО "Ремонт-ДВ" достаточного количества материалов и оборудования, которые будут использованы при производстве работ, по представленным документам фактически отсутствует.
По смыслу пунктов 91 и 92 Положения N 615 непредставление победителем аукциона обоснования цены договора по каждой статье затрат влечет признание комиссией по осуществлению закупок предложенной цены необоснованной, что, в свою очередь, является основанием для признания победителя уклонившимся от заключения данного договора.
При этом вопреки мнению заявителя, обстоятельства, изложенные в пункте 92 Положения N 615, прямо предусматривают признание победителя аукциона уклонившимся от заключения договора, а не как ошибочно полагает заявитель, отказ заказчика от заключения договора.
Делая данный вывод, суд учитывает, что пунктом 220 Положения N 615 определен закрытый перечень оснований для отказа от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона в силу которого несоответствие обоснования предложенной цены договора не является основанием для отказа от заключения договора.
Положения пункта 92 Положения N 615 регулируют действия заказчика ("договор о проведении капитального ремонта с таким участником не заключается"), а не о виде принимаемого решения, поименованного в пункте 220 Положения N 615 ("отказ от заключения договора").
Согласно части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 названной статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
При этом, о правильности действий заказчика по формированию протокола об уклонении участника от заключения контракта, а не протокола об отказе в заключении контракта, в случае признания предоставленного обоснования цены необоснованным свидетельствует также судебная практика (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2023 N 310-ЭС23-10279по делу N А83-19605/2021)
При таких обстоятельствах, действия Фонда, выразившиеся в признании ООО "Ремонт-ДВ" уклонившимся от заключения договора, правомерны, соответствуют требованиям Положения N 615 и аукционной документации.
Доводы общества со ссылкой на ответ Минстроя России правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правыми актами и не содержат правовых норм, в связи с чем содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
При таких обстоятельствах, решение Управления от 10.05.2023 по делу N 025/10/18.1-523/2023 о признании жалобы ООО "Ремонт-ДВ" необоснованной соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи с неверным пониманием норм материального права и неверной оценкой фактических обстоятельств дела.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Как следует из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 3000 рублей, что превышает размер государственной пошлины по данной категории дел, предусмотренный пп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.
В этой связи судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей в силу части 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2023 по делу N А51-12251/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ремонт-ДВ" (ИНН 2723148845, ОГРН 1122723002401) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 486 от 15.11.2023.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12251/2023
Истец: ООО "Ремонт-ДВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ФОНД ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"