город Омск |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А46-3944/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11390/2019) Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-3944/2019 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по исковому заявлению Администрации города Омска к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 1 449 144 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства финансов Российской Федерации - Глухова Ирина Юрьевна (по доверенности N 52-16-13/2289 от 26.04.2019 сроком действия по 07.11.2019);
установил:
Администрация города Омска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство) за счёт казны Российской Федерации 1 402 416 руб. 00 коп. убытков на приобретение жилого помещения Муромцевой Ольге Александровне (далее - Муромцева О.А.).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истцом заявлено об увеличении размера исковых требований до 1 449 144 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции определил взыскать с Министерства в пользу Администрации 1 449 144 руб. 00 коп. убытков.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы Министерство указывает на то, что Администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета, решение вопроса о выделении финансовых средств носит заявительный характер, заявки от истца не поступали. Податель жалобы отмечает, что финансовое обязательство не могло быть исполнено Министерством, поскольку может быть исполнено лишь при условии соблюдения установленного заявительного порядка реализации указанных социальных мер; объем средств, предусмотренный в федеральном бюджете на реализацию социальных мер, является достаточным для возмещения расходов Администрации, связанных с убытками по предоставлению жилья Муромцевой О.А.
Министерство полагает, что к межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ); выделение средств из федерального бюджета на реализацию установленных мер может осуществляться только методами межбюджетного регулирования.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя подателя жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены.
Решением Центрального районного суда города Омска от 23.08.2017 на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Муромцевой О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке, находящееся в черте населённого пункта город Омск, с учётом права на дополнительную площадь.
Указанным решением суда установлено, что Муромцева О.А., на основании постановления главы Администрации Ленинского района города Омска от 15.08.1996 N 1242 была включена в список очередности для улучшения жилищных условий на получение муниципальной жилой площади составом семьи 5 человек, по категории многодетная мать, страдающая заболеванием, входящим в перечень заболеваний, предусмотренных приказом N 330 Минздрава СССР.
Исходя из текста, рассматриваемого судебного акта (страница 2) Муромцева О.А. является инвалидом третьей группы, инвалидность ей установлена бессрочно.
Кроме того, Муромцева О.А. постоянно зарегистрирована по адресу: город Омск, ул. 5- я Станционная, д. 105, кв. 3.
Также, ознакомившись с техническим паспортом названного жилого помещения Центральный районный суд города Омска сделал вывод, что указанная квартира общей площадью 57,2 кв.м состоит из трёх комнат площадью 40,2 кв.м, при этом дом N 105 по улице 5-я Станционная в городе Омске не пригоден к эксплуатации с дальнейшим проживанием, аварийный и подлежит сносу.
Согласно справкам ВК N N 52, 53 от 15.03.2017 Омской областной больницы N 2 Муромцева О.А., 1961 года рождения по состоянию здоровья страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
При этом в соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 24.03.2017 N 11, комиссия включила Муромцеву О.А. во внеочередной список на получение жилого помещения на основании представленной справки ВК N 52 от 15.03.2017 Омской областной больницы N 2 о том, что Муромцева О.А. страдает тяжёлой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное с ней проживание других граждан (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире").
Указанное решение вступило в законную силу 29.09.2017.
06.10.2017 судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области возбуждено исполнительное производство N 26558/17/55007-ИП.
Учитывая, что на дату подачи искового заявления решение Центрального районного суда города Омска от 23.08.2017 не исполнено, жилое помещение Муромцевой О.А. не предоставлено, Администрации города Омска посчитала необходимым обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета.
Требования Администрации удовлетворены судом первой инстанции, что послужило основанием для подачи ответчиком настоящей апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предусмотрено положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено статьёй 17 Закона о социальной защите инвалидов, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона о социальной защите инвалидов.
Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьями 17, 28.2 Закона о социальной защите инвалидов обеспечение жильем инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
Согласно материалам дела, Муромцева О.А. встала на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найта 15.08.1996, была принята на учет по обеспечению жилой площадью на основании решения Ленинского РИК N 1242 от 15.08.1996 в первоочередной список по категории многодетная мать (3 ребенка), страдающая заболеванием, входящим в перечень заболеваний, предусмотренных приказом N 330 Минздрава СССР.
Впоследствии Муромцева О.А. обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о включении во внеочередной список на получение жилого помещения, представив справку врачебной комиссии от 15.03.2017 N 52 о том, что она страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Кроме того, в соответствии со справкой врачебной комиссии от 15.03.2017 N 53 Муромцева О.А. имеет право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 24.03.2017 N 11 Муромцева О.А. была включена во внеочередной список на получение жилого помещения.
Учитывая, что Муромцева О.А. является лицом с тяжёлой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, встала на учёт именно в данном качестве 15.08.1996 в целях получения жилого помещения по договору социального найма, то есть до 01.01.2005, обеспечение её жилым помещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков, наряду с положениями статей 15 и 16 ГК РФ, определяется нормами главы 59 ГК РФ.
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 ГК РФ возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению вреда в форме возмещения убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления, принимаемые в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не вправе отказать Муромцевой О.А. в предоставлении жилого помещения в целях исполнения собственных обязательств и судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Учитывая, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, то невыполнение данной обязанности влечет за собой возникновение убытков на стороне истца.
В отношении цены жилого помещения в целях установления стоимости затрат по приобретению квартиры инвалиду действует установленный пунктом 1 статьи 15 ГК РФ принцип возмещения как причиненных, так и подлежащих несению убытков в полном объеме.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Следовательно, для определения цены компенсации должны учитываться фактически понесенные расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для предоставления истцом квартиры с тождественными характеристиками.
Размер убытков Администрации, связанных с предоставлением жилого, определен исходя из средней цены 1 кв. м квартир среднего качества (типовых) на вторичном рынке жилья Омской области в первом квартале 2019 года, представленной на официальном Интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Омской области - 40 254 руб.
Постановлением мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м.
По расчёту истца его убытки в связи с необходимостью предоставления жилого помещения инвалиду составят 1 449 144 руб. 00 коп.
Доводы подателя жалобы о том, что настоящий спор носит бюджетный, а не гражданско-правовой характер, принимается во внимание судом, так как основано на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 N 12381/12, использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности, а характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере, поэтому к настоящему спору подлежат применению нормы ГК РФ.
Ссылки Министерства на законы Омской области, на основании которых городскому округу город Омск выделялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) Омской области из Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) Омской области на 2019 год и доводились субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку ответчиком не доказано, что при формировании областного бюджета и расчета дотаций учитывались расходы на приобретение жилых помещений для инвалидов.
Несогласие ответчика с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о судебных расходах не разрешается, поскольку податель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-3944/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3944/2019
Истец: Администрация города Омска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6083/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6083/19
01.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11390/19
16.07.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-3944/19