город Томск |
|
3 октября 2019 г. |
Дело N А27-334/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКК" (N 07АП-8510/19), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2019 по делу N А27-334/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКК", Кемеровская область, город Кемерово к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) о признании незаконными и отмене Предписаний (с учетом уточненных требований от 02.07.2019),
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СКК" (далее - заявитель, ООО "СКК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Предписания N 64-161(2) от 27.09.2018 Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - ГЖИ КО, Инспекция). На основании указанного заявления Арбитражным судом Кемеровской области возбуждено дело N А27-334/2019. 11.01.2019 ООО "СКК" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГЖИ КО о признании незаконными и отмене Предписаний N62/2-161(2) и N64/2-161(2) от 27.09.2018. На основании указанного заявления Арбитражным судом Кемеровской области возбуждено дело NА27-333/2019. Определением от 13.06.2019 дело NА27-333/2019 и дело N А27-334/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному производству номера N А27-334/2019. В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, окончательно просил признать незаконным и отменить предписание ГЖИ КО N64/2-161(2) от 27 сентября 2018 года, выданное в отношении МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 44, в части восстановления шкафов с пожарными рукавами на стены лестничных клеток основного и запасного выходов в соответствии с проектом МКД; признать незаконным и отменить предписание ГЖИ КО N64-161(2) от 27 сентября 2018 года, выданное в отношении МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 40.
Решением суда от 09.07.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, нарушением или неправильным применением норм процессуального и материального права.
Инспекция в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, доводы жалобы отклонила, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СКК" на основании распоряжения от 04.06.2018 N 64-161 главным государственным инспектором ГЖИ Кемеровской области Хрусталевой И.Н. выявлены нарушения требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 27 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" в МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 40.
По результатам проверки Обществу выдано предписание N 64-161(2) от 27.09.2018 с указанием в срок до 01.02.2019 восстановить шкафы с пожарными рукавами на стены лестничных клеток основного и запасного выходов в соответствии с проектом МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 40.
Также в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СКК" на основании распоряжения от 04.09.2018 N 145-161 главным государственным инспектором ГЖИ Кемеровской области Хрусталевой И.Н. выявлены нарушения требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 27 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" в МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 44.
По результатам проверки Обществу выдано предписание N 64/2-161(2) от 27 сентября 2018 года с указанием в срок до 01.02.2019 восстановить шкафы с пожарными рукавами на стены лестничных клеток основного и запасного выходов в соответствии с проектом МКД по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 44 (п.3).
Посчитав указанные предписания незаконными и необоснованными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации и наличии оснований для выдачи оспариваемых предписаний.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
Положением о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 июня 2014 года N 235 (далее - Положение) установлено, что Государственная жилищная инспекция действует на основании указанного положения и входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области как исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.
В соответствии с Положения о ГЖИ основанием для выполнения требований инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего 6 имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг. В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. Положения о ГЖИ Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление) и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов 7 многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта; целевому расходованию денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечению сохранности этих средств; применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; соблюдению ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, предупреждению и пресечению выявленных нарушений.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.20 названного Положения Инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно пункту 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Согласно пункта 15 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов относятся: - техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; - контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; - проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; - устранение не плотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; - проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; - контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; - сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; - контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; - при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункта 20 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме относятся: - проверка систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования.
Согласно пункта 27 Минимального перечня, к работам по обеспечению требовании пожарной безопасности относятся: - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку выявленные нарушения касались ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного, у Инспекции имелись правовые основания для выдачи соответствующих предписаний, в связи с чем доводы о том, что предписания выданы неуполномоченным лицом являются не обоснованными.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановых проверок установлено нарушение Заявителем требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 27 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", было предписано восстановить шкафы с пожарными рукавами на стены лестничных клеток основного и запасного выходов в соответствии с проектами МКД.
Согласно договорам управления многоквартирным домом (г. Кемерово, пр. Октябрьский, 44, пр. Октябрьский, 40) от 01.11.2017, заключенным между собственниками помещений многоквартирного дома (МКД) и управляющей организацией ООО "СКК", общество приняло на себя обязательства по содержанию общего имущества МКД.
Приложение 1 к указанному договору содержит в себе перечень общего имущества МКД, в частности общее имущество включает в себя: внутренний водосток, внешние водосточные трубы и водоотводящие устройства; места общего пользования, подъезды, входные двери, подъездные окна, тамбуры, вестибюли, коридоры, проходы, межэтажные лестничные площадки, крыльца; разводящие (до первого отключающего устройства) и стояковые трубы отопления, горячего и холодного водоснабжения и система канализации с выпуском в первый канализационный колодец.
В силу Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Актом обследования с приложенными фотографиями подтверждается, что на лестничных клетках основного и запасного выходов проложен внутренний противопожарный трубопровод, при этом пожарные шкафы и пожарные рукава отсутствуют.
Приложением N 2 к договору управления N 3 от 01.11.2017 предусмотрено, что в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: пр-т Октябрьский, 44, в том числе, входят осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Согласно данным из информационного портала "ГИС ЖКХ" собственники помещений многоквартирного дома решений о демонтаже пожарных рукавом не принимали, следовательно, факт их отсутствия противоречит требованиям жилищного законодательства, так как уменьшает массу общедомового имущества
Так как в ходе проведения проверки установлено и документально зафиксировано, что общее имущество в виде пожарных рукавов отсутствует, а управляющая компания не представила документов обосновывающих их отсутствие, должностное лицо пришло к выводу о необходимости восстановления в прежнее состояние данного имущества.
Кроме того, из материалов дела следует, что согласно анкете многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр-т Октябрьский,40, указанный дом построен и введен в эксплуатацию в 1980 году. Дом, расположенный по адресу пр-т Октябрьскмй,44 построен и введен в эксплуатацию в 1979 году.
На момент постройки ввода в эксплуатации данный МКД имел статус специализированного дома гостиничного типа (общежитие), следовательно, проектировался и строился с учетом требований предусмотренных именно для данного вида жилья.
Типовыми правилами пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц, общежитий, зданий административных учреждений и индивидуальных гаражей, утвержденных МВД СССР 20.11.1978 предусмотрено, что помещения гостиниц, кемпингов, общежитий должны быть обеспечены средствами тушения пожаров- а именно, пожарными кранами внутреннего пожарного водопровода которые должны быть оборудованы рукавами и стволами и размещаться в шкафах, которые пломбируются.
В силу Строительных норм и правил. Часть II Нормы проектирования. Глава 30. Внутренний водопровод и канализация зданий", (утв. Постановлением Госстроя СССР от 19.08.1976 N 137 (далее СНиП П-30-76) противопожарный водопровод в зданиях, имеющих хозяйственно-питьевой или производственный водопровод, следует, как правило, объединять с одним из них (п. 3.6 СНиП П-30-76).
Как следует из анкет многоквартирных домов, в этих домах имеется система холодного водоснабжения. Отдельного пожарного водопровода предусмотренного в данных домах не предусмотрено, что свидетельствует о том, что пожарный водопровод объединен с хозяйственно-питьевым водопроводом.
Пунктами 4.22, 4.23 и 4.27 СНиП П-30-76 предусмотрено, что внутренние пожарные краны следует устанавливать преимущественно у выходов, на площадках отапливаемых лестничных клеток, в вестибюлях, коридорах, проходах и других наиболее доступных местах.
Пожарные краны должны устанавливаться на высоте 1,35 м над полом помещения и размещаться в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и имеющих надпись ПК. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м от пола.
Каждый пожарный кран должен быть снабжен пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10,15 и 20 м и пожарным стволом.
Согласно пояснительных записок к типовым проектам, "Жилой дом на основе девятиэтажного панельного общежития" в жилом доме запроектирована система хозяйственно-питьевого водопровода.
С учетом того, что дома по адресу: Кемерово, пр-т Октябрьский, 44 и пр-т Октябрьский, 40 имеют систему хозяйственно-питьевого водоснабжения, при проектировании и строительстве противопожарный водопровод были объединены с хозяйственно-питьевым водопроводом.
Таким образом, в спорных домах предусмотрено наличие противопожарного водопровода, которые должны быть подсоединены к пожарному крану оснащенному пожарным рукавом.
Постановлением Администрации города Кемерово от 27.07.2005 г. N 79 "Об изменении статуса специализированных домов гостиничного типа" статус дома по адресу: г. Кемерово, пр-т Октябрьский, 44 изменен со статуса специализированный дом гостиничного типа на статус многоквартирный жилой дом. При этом причиной изменения статуса жилого помещения названа реализация прав граждан на приватизацию жилых помещений.
Из паспорта дома следует, что дом по адресу: Кемерово, пр-т Октябрьский, 44 построен и веден в эксплуатацию 1979 году, а статус указанного помещения изменен лишь в 2005 году, следовательно, позиция Общества о нераспространении требований законодательства в связи с изменением статуса, судом обоснованно отклонена. Аналогичным образом ситуация сложилась и в отношении дома по адресу: г. Кемерово, пр-т Октябрьский, 40.
Согласно пункту 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из пункта 27 "Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 управляющие компании обязаны проводить работы по обеспечению требований пожарной безопасности -осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Согласно пункта 41 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
В п. 6.1.10. "ГОСТ Р 56192-2014. Пожарная безопасность Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1444-ст) установлено, что организации осуществляющие содержания общего имущества обязаны обеспечить: пожарную безопасность многоквартирного дома, мест и путей эвакуации; свободный доступ к системам внутреннего противопожарного водоснабжения; работу противодымной защиты путей эвакуации (при ее наличии); работу противопожарной системы;
Согласно пункта 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Президиума ВАС РФ от 05 июля 2010 года N ВАС-6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Принимая на себя функции по управлению спорным многоквартирным домом, заявитель знал о его техническом состоянии и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств.
Так как выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни или здоровью людей, то обстоятельство, что в спорном МКД отсутствует системы пожаротушения и дымоудаления не освобождает управляющую компанию от обязанности в настоящее время соблюдать требования безопасности в отношении дома, обслуживание которым ею осуществляется.
Аналогичная позиция, изложена и в Определение ВС РФ от 29.05.2019 N 302-ЭС19-1733; Определение ВС РФ от 10.06.2019 N 309-ЭС19-73174; Определение ВС РФ от 16.04.2019 N 306-КП8-21677.
С учетом выше изложенного требование предписаний о восстановлении шкафа с пожарными рукавами на стены лестничных клеток основного и запасного выхода являются обоснованными.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено, что никаких иных средств противопожарной защиты не было изначально запроектировано в МКД, не запроектировано в МКД по результатам их реконструкции, таким образом, на данный момент в МКД (бывших общежитиях) вообще отсутствует какие-либо средства противопожарной защиты.
С учетом изложенного, судом первой инстанции верно отклонены доводы общества о том, что восстановление шкафов с пожарными рукавами в спорных МКД является нецелесообразным, поскольку необходимость принятия дополнительных мер (с точки зрения Общества) является частью процесса по исполнению оспариваемых предписаний, но не влияет на их законность и исполнимость.
Также обоснованно отклонен довод об отсутствии проектов МКД в соответствии с которыми необходимо восстанавливать шкафы с пожарными рукавами.
Судом первой инстанции направлен запрос в МП "ГорУКС", из ответа на который от 12.04.2018 следует, что отсутствует копия проектов МКД, так как никакие виды работ в отношении объектов не проводились отсутствие проектов МКД, однако имеются типовые проекты МКД, в соответствии с которыми имеется возможность исполнить предписания. Вопросы финансирования работ, направленных на устранение выявленных нарушений, управляющая компания должна решать самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, поскольку выявленные инспекцией нарушения в рассматриваемом случае касаются безопасности людей, в связи, с чем как верно указал суд первой инстанции, вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара, учитывая, что МКД не оборудован никакими иными средствами противопожарной защиты.
Ссылки общества на постановления Областного суда по делу N 4а-241-2019 от 07.03.2019 и N 4а-239-2019 от 07.03.2019, подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ установлено, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Однако областной суд не давал оценки представленным доказательствам, а лишь указал, что выводы нижестоящих судов не мотивированы, следовательно, указанные судебные акты не могут иметь преюдициального характера.
ООО "СКК" не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им исчерпывающих мер, направленных на восстановление шкафов с пожарными рукавами спорных МКД. Следовательно, ООО "СКК" допущены нарушения требования статьи 161 ЖК РФ, пункта 27 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, а сводятся лишь к несогласию заявителя с выводами суда и переоценке установленных по делу обстоятельств, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2019 по делу N А27-334/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-334/2019
Истец: ООО "СКК"
Ответчик: Государственно жилищная инспекция Кемеровская область