город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2019 г. |
дело N А32-24151/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юг-Инжиниринг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2019 по делу N А32-24151/2019 (судья Шкира Д.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юг-Инжиниринг" (ИНН 2304059867, ОГРН 1112304001028)
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772)
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юг-Инжиниринг" (далее - заявитель, общество, ООО "Юг-Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - административный орган, департамент) от 23.04.2019 N 291/2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статье 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Юг-Инжиниринг" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд ограничился исключительно установлением формального отсутствия ссылок в справке о прочих расходах на проектную документацию, не принял к сведению доводы застройщика об отсутствии возможности для внесения таких данных в форму отчетности, а также о наличии установленных действующим законодательством оснований для отсутствия таких данных у застройщика. Принимая во внимание финансирование строительства за счет собственных средств и, соответственно, отсутствие обязанности по подготовке сметной документации, сметная документация в соответствии с п. 11 ст. 48 ГрК РФ обществом не изготавливалась. Следовательно, указание конкретного раздела проектной документации, предусматривающего указанные обществом направления расходования денежных средств, является невозможным в связи с отсутствием таких разделов в проектной документации застройщика. Причем само по себе неуказание застройщиком конкретного раздела проектной документации, предусматривающего это направление расходование денежных средств, не означает, что такие расходы осуществлены застройщиком с нарушением требований действующего законодательства. В соответствии с определением N 291/2019 от 11.04.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 23.04.2019. Фактически 23.04.2019 в установленном КоАП РФ порядке дело рассмотрено не было. Не были объявлены лица, рассматривающие дело, представители департамента, имеющие необходимые для рассмотрения дела полномочия, в т.ч. заместитель руководителя департамента отсутствовали, представителю застройщика не разъяснялись права и обязанности. Соответственно, ни постановление по делу об административном правонарушении, ни его резолютивная часть застройщику не объявлялись. Таким образом, порядок принятия оспариваемого постановления не соответствует закону,
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Юг-Инжиниринг" осуществляет строительство объектов:
1) Жилая застройка в районе санатория "Факел". 4-й пусковой комплекс, расположенная по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная, на земельном участке в собственности (свидетельство от 16.05.2016) с кадастровым номером 23:40:0507002:497, на основании разрешения на строительство от 26.04.2016 N 23-303000-113-2016. Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик выдано разрешение на ввод в эксплуатацию литеров 1,2,3,4 от 07.09.2018 N 746. По другим литерам информация о вводе в эксплуатацию отсутствует.
2) Жилая застройка в районе санатория "Факел". 5-й пусковой комплекс, расположенная по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная, на земельном участке в собственности (свидетельство от 16.05.2016) с кадастровым номером 23:40:0507002:498, на основании разрешения на строительство от 26.04.2016 N 23-303000-114-2016. Информация о вводе в эксплуатацию объекта отсутствует.
По результатам анализа представленной ежеквартальной отчетности общества об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 1 квартал 2018 года административным органом выявлено нарушение пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", выразившееся в том, что в отчетности общества за 1 квартал 2018 года представлены неполные сведения, а именно в справке о прочих расходах не указано направление расходования денежных средств со ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходование денежных средств.
Административным органом в отношении общества 19.03.2019 был составлен протокол об административном правонарушении N 291/2019.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 23.04.2019 N 291/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде наложения штрафа в виде предупреждения.
Полагая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в несвоевременном предоставлении застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются юридические лица - застройщики.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность). В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения (пункт 6 Правил).
Из материалов дела следует, что в соответствии с представленной застройщиком ежеквартальной отчетностью об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 квартал 2018 года, по объекту "Жилая застройка в районе санатория "Факел". 4-й пусковой комплекс", расположенному по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная, имеется 144 договоров участия в долевом строительстве объектов, заключенных с начала строительства объекта; по объекту "Жилая застройка в районе санатория "Факел". 5-й пусковой комплекс", расположенному по адресу: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Курортная - 2 договора участия в долевом строительстве объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил при наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств.
В рассматриваемом случае из представленной обществом отчетности за первый квартал 2018 года следует, что у него имеются прочие расходы в размере 3 351 052,00 руб.
Законодателем не предусмотрено наличие незаполненных граф в справке о прочих расходах; при этом заявителем заполнены три из 16 граф справки с указанием главы 10 проектной документации, которая предусматривает это направление расходования денежных средств.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер к недопущению выявленного правонарушения в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Как видно из материалов дела, телеграммой от 05.03.2019 законный представитель общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 19.03.2019. Указанная телеграмма получена обществом 05.03.2019.
Протокол об административном правонарушении от 19.03.2019 N 291/2019 составлен в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Определением от 22.03.2019 назначено время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 11.04.2019. Указанное определение получено представителем общества по доверенности Радочиным С.В.
Определением от 11.04.2019 отложено рассмотрение материалов дела об административном правонарушении на 23.04.2019. Указанное определение получено представителем общества по доверенности Радочиным С.В.
23.04.2019 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания N 291/2019 в присутствии представителя общества по доверенности Радочина С.В.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Обязанность представления застройщиками отчетности установлена в целях осуществления уполномоченным органом надзорных полномочий, в том числе, в сфере строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Представление отчетности не в полном объеме лишает уполномоченный орган возможности реализовать свои полномочия по контролю, что влечет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.
При назначении административного наказания административным органом было учтено совершение правонарушения впервые, иные обстоятельства совершения правонарушения и статус привлекаемого к ответственности лица, в связи с чем применены положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2019 по делу N А32-24151/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24151/2019
Истец: ООО "ЮГ- ИНЖИНИРИНГ", ООО "Юг-Инжиниринг"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края