г. Хабаровск |
|
02 октября 2019 г. |
А73-4817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Находкинский морской рыбный порт": Горбунов И.В. по доверенности от 03.12.2018;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Кушнерчук И.А. по доверенности от 15.09.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 23.05.2019
по делу N А73-4817/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Находкинский морской рыбный порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 2 397 000 руб. 60 коп.,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось акционерное общество "Находкинский морской рыбный порт" (далее - АО "НМРП", истец) с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании неустойки (пени) в размере 2 397 000 руб. 60 коп. за просрочку доставки груза, отправленного по железнодорожным накладным N N ЭА749649, ЭА749462, ЭА749463, ЭА749433, ЭА749482, ЭА749476, ЭА749479, ЭА275358, ЭА275326, ЭА275157, ЭА276087, ЭА276058, ЭА275390, ЭА275028, ЭА274999, ЭА274819, ЭА275119, ЭА275094.
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-4817/2019.
Решением от 23.05.2019 суд частично удовлетворил требование по делу N А73-4817/2019, взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере 1 918 000 руб., а также государственную пошлину в размере 34 985 руб.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в части требования.
Заявитель считает решение незаконным и необоснованным в части, привел в апелляционной жалобе и дополнении следующие доводы:
- суд необоснованно отклонил доводы ОАО "РЖД" о продлении срока доставки груза на 6 суток в связи с задержкой спорных вагонов на промежуточных станциях Тайга и Антибесский согласно условиям договора от 03.11.2016 N ОПС-4/16;
- является необоснованным вывод суда первой инстанции об обязательности отметки в накладной в связи с задержкой спорных вагонов на промежуточных станциях при оказании услуг по договору от 03.11.2016 N ОПС-4/16. По мнению ответчика, действующим законодательством такие отметки предусмотрены при составлении актов общей формы по другим основаниям, но не при задержке вагонов по заявкам грузоотправителя на оказание услуг в пути следования;
- доводы ответчика просит иска необоснованно отклонены судом со ссылкой на неисполнение грузоотправителем обязанности уведомить грузополучателя о задержке груза в пути следования.
Апелляционная жалоба была принята судом к рассмотрению.
В отзыве на апелляционную жалобу с дополнениями истец не согласился с доводами апеллянта, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку заключение и исполнение договора от 03.11.2016 N ОПС-4/16 не продлевает срок доставки груза.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв, судебное разбирательство откладывалось.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе с дополнением и отзыве с дополнением соответственно. Ответчик заявлял ходатайство о принятии дополнительных доказательств - дорожных ведомостей по спорным перевозкам.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство ответчика о принятии дополнительных доказательств, пришел к следующим выводам относительно существа спора, законности и обоснованности судебного акта.
Из материалов дела следует, что грузоотправителем (АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат") со станции Новокузнецк Западно-Сибирской ж.д. на станцию Рыбники Дальневосточной ж.д. в адрес грузополучателя (ОАО "НМРП") на станцию назначения Рыбники направлен груз с оформлением железнодорожных накладных N N ЭА749649, ЭА749462, ЭА749463, ЭА749433, ЭА749482, ЭА749476, ЭА749479, ЭА275358, ЭА275326, ЭА275157, ЭА276087, ЭА276058, ЭА275390, ЭА275028, ЭА274999, ЭА274819, ЭА275119, ЭА275094.
Фактически груз прибыл на станцию назначения 28.12.2018. Грузополучатель посчитал, что груз по указанным накладным прибыл с просрочкой от 6 до 10 суток, предъявил перевозчику (ОАО "РЖД") претензию от 14.01.2019 N 12/01 об уплате пени в размере 2 397 000 руб. 60 коп. на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Перевозчик оставил претензию грузополучателя без удовлетворения, что послужило последнему поводом для предъявления иска по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по всем накладным срок доставки груза просрочен, согласился с расчетом истца, отклонил доводы ответчика о продлении срока по накладным N N ЭА749649, ЭА749462, ЭА749463, ЭА749433, ЭА749482, ЭА749476, ЭА749479, ЭА275358, ЭА275326, ЭА275157, ЭА276087, ЭА276058, ЭА275390, ЭА275028, ЭА274999, ЭА274819, ЭА275119, ЭА275094 на 6 суток, удовлетворил иск частично, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела учтено следующее.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. При этом грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки (статья 33 УЖТ РФ).
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее Правила N 245).
В статье 33 УЖТ РФ указано, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно пункту 15 Правил N 245 перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определенные правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя". Договорной срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими правилами.
Между грузоотправителем АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" и ОАО "РЖД" заключался договор от 27.03.2015 N УСД-309/15/ДГЗС7-014713 на увеличение срока доставки грузов либо вагонов, отправляемых со станций Западно-Сибирской ж.д. на станции Дальневосточной ж.д. на 10 суток, о чем имеются отметки в накладных.
Истец при заявлении требования учел в расчете дополнительные 10 суток согласно условиям договора от 27.03.2015 N УСД-309/15/ДГЗС7-014713.
Помимо вышеуказанного договора, между ОАО "РЖД" и грузоотправителем АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (клиент) заключался договор от 03.11.2016 N ОПС-4/16 на оказание услуги по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования, по условиям которого ОАО "РЖД" приняло на себя обязательство оказать клиенту услугу по размещению вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а клиент оплатить услугу.
В соответствии с условиями договора N ОПС-4/16 ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства по заявке клиента оказать услуги по временному размещению груженных и/или порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а клиент обязуется оплатить услугу. Услуга оказывается в процессе перевозок груженных и/или порожних грузовых вагонов назначением на станции ОАО "РЖД" (вагоны размещаются на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования).
Основанием для оказания клиенту услуги является заявка, направляемая клиентом в ОАО "РЖД" в целях:
- обеспечения беспрерывной работы предприятия клиента при невозможности организации нахождения груза на территории предприятия клиента;
- исключение единовременного прибытия большого количества вагонов на станцию назначения с учетом возможностей станций, примыкающих к станции назначения;
- в случае профилактики на предприятии клиента и необходимости накопления партии сырья/иного груза;
- накопления груза в пути следования под судовую партию;
- обеспечения бесперебойной работы порта при невозможности организации складирования груза на территории порта в случае осложнения метеоусловий, невозможности своевременного обеспечения судами.
В пункте 1.3 указано, что стороны в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ согласовали увеличение срока доставки грузов на все время оказания услуги. При этом в случае, если заявка была согласовано ОАО "РЖД" до приема вагонов к перевозке, клиент обязуется обеспечить проставление в накладной соответствующую информацию.
В соответствии с условиями договора N ОПС-4/16 АО "ЕВРАЗ ЗСМК" (грузоотправитель по спорным отправкам) оформил и направил в ОАО "РЖД" заявку N 24253 от 26.11.2018 на оказание услуги по размещению груженных и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), в том числе вагонов по спорным накладным, с указанием срока планируемой даты окончания оказания услуги - 03.12.2018.
В соответствии с условиями договора N ОПС-4/16, заявкой N 24253 вагоны по спорным отправкам были отставлены от движения 28.11.2018 и 29.11.2018, размещены перевозчиком на путях общего пользования станции Тайга и Антибесский ЗСБ.
В соответствии с пунктами 3.11, 3.12 договора N ОПС-4/16 ОАО "РЖД" составило на станции оказания услуги акты общей формы от 28.11.2018 N 4/12421 и N 4/12450, от 29.11.2018 N 158, от 03.12.2018 N 161 на начало и на окончание оказания услуги, а также накопительные ведомости N 051202, N 051201 для начисления и взыскания сборов по договору. Услуга грузоотправителем оплачена полностью.
Таким образом, обращение грузоотправителя по спорным отправкам к перевозчику с заявкой об оказании услуги по нахождению следующих в адрес АО "НМРП" груженых вагонов на путях общего пользования промежуточной станции не противоречит положениям статьи 33 УЖТ РФ и пункту 15 Правил N 245, влечет за собой продление срока доставки груза на 6 суток в соответствии с условиями заключенного им с перевозчиком договора N ОПС-4/16.
В соответствии с пунктом 1.3 договора N ОПС-4/16 информация о продлении срока доставки груза по заявке грузоотправителя может быть внесена в транспортную железнодорожную накладную только в случае, если заявка на размещение вагонов согласована перевозчиком до приема вагонов к перевозке. Поскольку заявка подана грузоотправителем 26.11.2018, то есть после принятия перевозчиком вагонов к перевозке, соответствующая отметка в накладных отсутствует.
Согласно пункту 3.1 обязанность информирования грузополучателя о планируемом размещении вагонов возлагается на грузоотправителя, но не на перевозчика.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по всем спорным накладным просрочка доставки груза составляет 4 суток, размер неустойки по этим накладным составляет 958 800 руб. 24 коп., в остальной части иск предъявлен неправомерно.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявлял ходатайство об уменьшении на основании статьи 333 ГК РФ правомерно предъявленной неустойки в размере 958 800 руб. 24 коп. Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство и уменьшил неустойку до 80% от заявленной суммы, при этом суд первой инстанции установил основания для применения статьи 333 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о необходимости уменьшения неустойки, исходя из нижеследующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 22.04.2004 N 154-О, от 21.12.2000 N 263-О, часть первая статьи 333 ГК РФ закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Явная несоразмерность заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд на основании своего внутреннего убеждения вправе дать оценку указанному критерию, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела.
В пунктах 69, 75, 78 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны следующие разъяснения и указания:
- подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ);
- при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ);
- правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Аналогичная правовая позиция содержится и в пункте 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"".
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наступлении каких-либо негативных имущественных последствий для истца и иных лиц, в связи с нарушением обязательств ответчиком.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд уменьшает неустойку до 767 040 руб., подлежащих взысканию, в остальной части иск не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3, 4 части 1, ст. 270 АПК РФ (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права).
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 государственная пошлина распределяется между сторонами исходя из правомерно предъявленной суммы иска, пропорционально правомерно заявленным требованиям.
Госпошлина в сумме 13 994 руб. за подачу иска взыскивается с ответчика в пользу истца. Государственная пошлина 1 800 руб. за подачу апелляционной жалобы взыскивается с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
изменить решение от 23.05.2019 по делу N А73-4817/2019 Арбитражного суда Хабаровского края, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Находкинский морской рыбный порт" пеню в размере 767 040 руб., а также государственную пошлину в размере 13 994 руб.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать с акционерного общества "Находкинский морской рыбный порт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственную пошлину в размере 1 800 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4817/2019
Истец: АО "НАХОДКИНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиал "РЖД"