город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2019 г. |
дело N А32-4026/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Миропольской Н.А. по доверенности от 01.03.2019, Борисова К.В. по доверенности от 18.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-4026/2019 (судья Лукки А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика" (ИНН 2308108032, ОГРН 1052303679625)
к Краснодарской таможне
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика" (далее - ООО "Кубань-Оптика", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решения от 26.12.2018 N 10309000/210/261218/Т000140/11 и решения от 26.12.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309130/190417/0000765.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 признано недействительным решение Краснодарской таможни по результатам таможенной проверки N 10309000/210/261218/Т000140/11 от 26.12.2018, вынесенное в отношении ООО "Кубань-Оптика". Признано недействительным решение Краснодарской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (ДТ N 10309130/190417/0000765) от 26.12.2018, вынесенное в отношении ООО "Кубань-Оптика".
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить, ссылаясь на то, что указание товара "очки корригирующие (для коррекции зрения)" в тексте подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не является самостоятельным основанием для освобождения его от налогообложения при ввозе на территорию Российской Федерации, поскольку такое освобождение в соответствии с нормой абзаца 1 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предоставляется только в отношении тех товаров, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Товар "очки корригирующие (для коррекции зрения)" (код по классификатору продукции (ОКПД 2) ОК 034-2014 32.50.42.110, код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90) включен в пункт 10 раздела I "Медицинские изделия" Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). При этом примечаниями 1 и 2 к Перечню N 1042 установлены обязательные условия его применения. Так примечанием 1 в качестве одного из условий применения раздела 1 Перечня N 1042 указана регистрация медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или (до 31.12.2021) государственная регистрация медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 3 пункта 1 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), предусмотрено, что государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - регистрирующий орган). Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код ОКП для медицинского изделия. Поскольку декларантом в отношении рассматриваемого товара заявлено право на льготу как медицинского изделия, поименованного в разделе I Перечня N 1042 "Медицинские изделия", соответствующие положения данного Перечня подлежат применению только при условии документального подтверждения соответствия товара по коду ОКП, что в рассматриваемом случае в ходе декларирования спорного товара так же не было соблюдено. Таким образом, с 2002 года по настоящее время Правительством Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", определено, что в целях освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость очков для коррекции зрения должна быть подтверждена их регистрация в установленном порядке." Краснодарской таможней неоднократно обращалось внимание суда на факт нахождения в Реестре сведений более чем о 20 медицинских изделиях "очки корригирующие с линзами из пластмасс", зарегистрированных Росздравнадзором в установленном порядке. Однако судом указанные доводы таможни во внимание приняты не были. Судами не приведено обоснований неприменения положений абзаца 1 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части необходимости наличия товара в соответствующем перечне, а также обоснование неприменения положений Перечня N 1042. В ДТ N 10309130/190417/0000765 и представленных при декларировании документах отсутствуют сведения о регистрации ввозимого товара в качестве медицинского изделия. В тоже время в проверяемых ДТ в графе 44 ООО "Кубань-Оптика" в качестве обоснования представления льготы внесло сведения о постановлении Правительства N 1042 от 30.09.2015 (код вида документа - 07011). Ввиду отсутствия в ДТ N 10309130/190417/0000765 сведений о государственной регистрации товаров в качестве медицинских изделий, а также непредставления ООО "Кубань-Оптика" таких сведений в ходе камеральной таможенной проверки применение освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении рассматриваемых товаров является неправомерным. В рассматриваемом случае товар - "очки корригирующие (для коррекции зрения), с линзами из пластмасс", изготовитель: Wenzhou Mingshida Light Industrial Products Co., LTD, подлежит налогообложению по налоговой ставке 18 %. Принятые решения в области таможенного дела повлекли доначисления таможенных платежей, в части НДС (без учета пени) по ДТ N 10309130/190417/0000765 - 82 808,23 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Кубань-Оптика" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
От ООО "Кубань-Оптика" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отделом таможенного контроля после выпуска товаров Краснодарской таможни на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - TK ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка ООО "Кубань-Оптика", предметом которой являлась проверка достоверности сведений, заявленных в декларации на товары N 10309130/190417/0000765 в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, при декларировании в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" товаров "очки корригирующие (для коррекции зрения), с линзами из пластмасс..." (далее - товар).
Камеральная таможенная проверка (акт от 30.10.2018) установила, что освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при декларировании товара обществу было предоставлено незаконно.
Таможенный орган посчитал, что указание товара "очки корригирующие (для коррекции зрения)" в тексте подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не является самостоятельным основанием для освобождения его ввоза от налогообложения, поскольку такое освобождение в соответствии с нормой абзаца 1 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 HK РФ предоставляется только в отношении тех товаров, которые включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.
По результатам камеральной проверки Краснодарская таможня вынесла решение от 26.12.2018 N 10309000/210/261218/Т000140/11 об отмене льготы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении товара очки корригирующие (для коррекции зрения) с линзами из пластмасс, задекларированного Заявителем по ДТ N 10309130/190417/0000765 и уплате НДС в размере 82 808,23 рублей (далее - решение N 10309000/210/261218/Т000140/11).
На основании решения N 10309000/210/261218/Т000140/11 таможенный орган 26.12.2018 вынес решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (N 10309130/190417/0000765).
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа, общество обратилось с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларации становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
- медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения)
В ранее действовавшей редакции НК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) данный пункт был изложен в следующей редакции: "очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)".
Таким образом, внося указанным федеральным законом изменения в абзац седьмой подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, законодатель указал на распространение освобождения от налогообложения НДС операций именно с линзами для коррекции зрения.
Решение о предоставлении льгот по уплате НДС в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий принимается таможенным органом, осуществляющим таможенные операции, при выполнении нижеследующих условий:
- представления регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- наименование и изготовитель декларируемого изделия медицинской техники соответствует наименованию и изготовителю, указанным в регистрационном удостоверении Росздравнадзора;
- если в регистрационном удостоверении Росздравнадзора или в приложении к нему указаны термины "в составе", "в комплекте" или "набор", то при декларировании должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении составляющие медицинского изделия. Если в регистрационном удостоверении Росздравнадзора указано количество в отдельности каждой принадлежности к важнейшему и жизненно необходимому медицинскому изделию, то льгота может быть предоставлена в отношении таких принадлежностей в количестве, не превышающем количества, указанного в регистрационном удостоверении. В случае, если наименование принадлежности указано в единственном числе, то с освобождением от уплаты НДС указанная принадлежность может ввозиться только в единственном экземпляре. Если количество каждой принадлежности не указано, то следует руководствоваться техническим описанием медицинского изделия, его эксплуатационных характеристик и комплектности изделия;
- в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения Росздравнадзора на медицинские изделия нового образца, необходимо, чтобы заявленный код товара ТН ВЭД ЕАЭС отсутствовал в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, так как в соответствии с Примечанием 2 к указанному перечню медицинские товары, включенные в перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 статьи 150 НК РФ;
- в отношении медицинских товаров, на которые выданы регистрационные удостоверения Росздравнадзора до 1 января 2013 года, подтверждающие их регистрацию в качестве изделий медицинского назначения (изделия медицинской техники), освобождение от уплаты НДС предоставляется в соответствии с п. 2 статьи 150 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042;
- заявленный код товара ТН ВЭД ЕАЭС указан в разделе I Перечня с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93. Если код ОКП не указан в сертификате соответствия или декларации о соответствии, документом, подтверждающим код ОКП, является регистрационное удостоверение Росздравнадзора.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В пункте 10 раздела I "Медицинские изделия" Перечня поименованы "очки корригирующие (для коррекции зрения)*** 94 4200", код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 32.50.42.110, 26.60.12.119, 26.60.11.113, 26.60.12.125, код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90.
В соответствии с примечанием "**" для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что "очки корригирующие (для коррекции зрения)" выделены в отдельный седьмой абзац пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на данный товар не требуется.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.2019 N Ф08-3482/2019 по делу N А32-19122/2018.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Предоставление такого регистрационного удостоверения требуется в отношении медицинских изделий согласно четвертому абзацу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такие указания в отношении седьмого абзаца подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ "очки корригирующие (для коррекции зрения)" не установлены.
Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ законодатель не указал, что Правительство Российской Федерации имеет право, кроме установления перечня медицинских товаров, устанавливать какие-либо обязательные условия его применения. Таким образом, Правительство Российской Федерации не имеет право предъявлять условия, не указанные в Налоговом кодексе.
Кроме того, из подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует, что спорный товар "очки корригирующие (для коррекции зрения)" законодатель относит к "медицинским товарам", а не к "медицинским изделиям", как указано в Законе N 323-ФЗ. Таким образом, законодатель разграничивает понятия "медицинские товары" и "медицинские изделия".
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязательное предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на очки корригирующие (для коррекции зрения) не требуется, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка таможни на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2016 N АКПИ16-289 подлежит отклонению, поскольку в данном судебном акте рассмотрена жалоба на внесение (невнесение) товаров в Перечень при одновременном условии совпадения кода ТН ВЭД ЕАЭС с кодом ОКП ОК 005-93.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-4026/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4026/2019
Истец: ООО "Кубань-Оптика"
Ответчик: Краснодарская таможня