г. Красноярск |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А74-451/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Сабуровой С.О.,
при участии:
от заявителя (сельскохозяйственного производственного кооператива "Копьевский") - Медведева В.Ю., представителя по доверенности от 04.07.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Копьевский" (ИНН 1908003022, ОГРН 1031900883563)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "10" июля 2019 года по делу N А74-451/2019, принятое судьёй Ишь Н.Ю.,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Копьевский" ИНН 1908003022, ОГРН 1031900883563 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440 (далее - ответчик, управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности от 27.08.2018 N КУВД-001/2018-2824770/1 и обязании рассмотреть заявление по существу.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" июля 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, приводя следующие доводы:
- приостановление регистрации права препятствует реализации права собственности в отношении приобретенного в ходе процедуры банкротства имущества СПК "Копьевский":
- законом о государственной регистрации не урегулирован порядок регистрации права и регистрации перехода права на основании заявления одной стороной сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации;
- довод о том, что заявитель в ходе судебных процессов должен был уточнить свои требования в части изменения "признания незаконным приостановления государственной регистрации" на "признание незаконным отказа в государственной регистрации" является необоснованным и нарушающим права заявителя на защиту его прав;
- заявитель по сути обжаловал действия ответчика, результатом которых явился отказ последнего регистрировать право собственности и не важно, происходит это в стадии приостановления регистрации, влекущей гарантированный ее отказ, либо отказ - как конечный документ.
От Управления Росреестра в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены как несостоятельные, по основаниям, изложенным в нем.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просит суд отменить решение суда первой инстанции, принять по новый судебный акт.
Управление о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом путем размещения информации на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей управления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В ходе реорганизации закрытого акционерного общества "Орджоникидзевское" открытому акционерному обществу "Агрофирма Копьево" переданы активы, в том числе здание откормплощадки, расположенного по адресу: 655251, Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. Малый Сютик, ул. Садовая, д.18, кадастровый номер 19:08:070301:141 (приложение N 2 к разделительному балансу).
Реорганизация закрытого акционерного общества "Орджоникидзевское" завершена 01.03.2007, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.04.2011 по делу N А74-4476/2010 открытое акционерное общество "Агрофирма Копьево" признано несостоятельным (банкротом). Впоследствии данное юридическое лицо ликвидировано 22.03.2013.
В ходе процедуры банкротства в отношении открытого акционерного общества "Агрофирма Копьево" по договору купли-продажи от 13.09.2012 N 01 движимое и недвижимое имущество продано сельскохозяйственному производственному кооперативу "Копьевский", в том числе и спорный объект (приложение N 1 к договору).
Пунктом 2.1 договора купли-продажи от 13.09.2012 N 01 установлена общая цена имущества в размере 1 150 000 рублей, которая уплачена покупателем платёжными поручениями от 17.09.2012 N 770, от 12.10.2012 N 848, от 16.10.2012 N 855.
Товарной накладной от 13.09.2012 N 14 подтверждается передача спорного проданного имущества - здания откормплощадки.
Распоряжением администрации Копьевского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 03.05.2018 N 12-Р зданию коровника присвоен адрес: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. Малый Сютик, ул. Садовая, д.18.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Копьевский" 07.08.2018 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета на объект недвижимого имущества: здание откормплощадки, расположенного по адресу: Россия, Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. Малый Сютик, ул. Садовая, д.18.
На государственную регистрацию заявителем представлены документы, состав и перечень которых указан в описи документов принятых для оказания государственных услуг N MFC-0215/2018-16664-1 от 07.08.2018.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия уведомлением от 27.08.2018 N КУВД-001/2018-2824770/1 приостановлена государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета спорного объекта.
Осуществление действий по государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета приостановлено до 24.11.2018.
Ссылаясь на то, что приостановление в государственном кадастровом учете и регистрации права препятствует реализации права собственности в отношении спорного объекта, тем самым нарушая его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом недействительными оспариваемых решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, выраженных в приостановке государственной регистрации спорного объекта, по правилам статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются положениями Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Положениями пункта 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации права, договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18, частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Данные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон и определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Статьёй 26 Закона N 218-ФЗ установлены основания для приостановления государственной регистрации прав, в частности, государственная регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что 07.08.2018 заявитель обратился в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества: здание откормплощадки, расположенного по адресу: Россия, Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. Малый Сютик, ул. Садовая, д.18.
27.08.2018 принято решение о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав сроком до устранения причин приостановления на срок до 24.11.2018, о чем заявителю направлено уведомление о приостановлении N КУВД-001/2018-2824770/1.
Впоследствии заявитель каких-либо дополнительных документов в управление для устранения нарушений не направлял, доказательств обратного суду не представлено.
26.11.2018 принято уведомление N КУВД-001/2018-2824770/2 об отказе государственной регистрации без одновременного государственного кадастрового учета.
Заявитель просит признать незаконным уведомление от 27.08.2018 N КУВД-001/2018-2824770/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права и соответствие способа защиты требованиям закона. Избрание неверного способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из смысла закона, при выборе способа защиты нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к верному выводу, что избранный заявителем способ защиты права в виде оспаривания действий регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации от 27.08.2018 N КУВД-001/2018-2824770/1 в настоящее время к восстановлению прав сельскохозяйственного производственного кооператива "Копьевский" не приведет, так как не могут быть восстановлены права и законные интересы заявителя путем признания незаконными действий Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации прав при наличии отказа в государственной регистрации от 26.11.2018 N КУВД-001/2018-2824770/2.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в связи с избранием ненадлежащего способа защиты права, удовлетворение которого не повлечет восстановление его нарушенных или оспариваемых прав.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права. Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не имеющие правового значения с учетом предмета доказывания по настоящему делу. Ссылки на преюдициальное значение судебных актов по иным делам не нашли своего подтверждения, а обстоятельства, установленные судом не являются идентичными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" июля 2019 года по делу N А74-451/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-451/2019
Истец: Сельскохозяйственный "Копьевский"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия