г. Челябинск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А47-993/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Интегратор" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.07.2019 по делу N А47-993/2019 (судья Сиваракша В.И.).
В заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Филипов В.А. (доверенность от 20.12.2017),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Тарасова Ю.Г. (доверенность от 11.01.2019),
общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Интегратор" - Шлифер А.В. (директор, паспорт, приказ).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, акционерное общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 15.01.2019 N 07-23-02/2019, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Интегратор" (далее - ООО "Бизнес-Интегратор"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа" (далее - ООО "УК "Альфа").
Решением суда первой инстанции предупреждение антимонопольного органа от 15.01.2019 N 07-23-02/2019 признано недействительным, суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Т Плюс".
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Бизнес-Интегратор" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Бизнес-Интегратор" ссылается на то обстоятельство, что помещения, в которых располагается ООО "Бизнес-Интегратор", полностью независимы от 46-квартирного многоквартирного дома (далее - МКД). Податель жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции о наличии второго источника тепловой энергии наряду с выделенной системой отопления по договору с ПАО "Т Плюс". Так, указывает, что договором не определен иной источник тепловой энергии и, соответственно, иная точка его учета, а предусмотрена единственная точка на границе балансовой принадлежности, соответствующая единственному источнику тепла, никакая иная точка (либо точки) учета не предусмотрены. ООО "Бизнес-Интегратор" указывает, что отсутствуют доказательства реального использования стояков отопления жилой части МКД, настаивает на использовании в помещении ООО "Бизнес-Интегратор" исключительно выделенными приборами системы отопления, ссылается на учет ресурса индивидуальным прибором учета, настаивает на автономности помещений ООО "Бизнес-Интегратор". По мнению общества, транзитные стояки, как составляющая часть системы отопления МКД, не могут рассматриваться как общедомовое имущество, используемое ООО "Бизнес-Интегратор".
Оренбургское УФАС России в представленном отзыве поддержало доводы ООО "Бизнес-Интегратор", полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В представленном отзыве ПАО "Т-Плюс" ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет- сайте, направили уполномоченных представителей в судебное заседание, представитель ООО УК "Альфа" не явился.
В судебном заседании представители заинтересованного лица, третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзыве и апелляционной жалобе, представитель заявителя настаивал на законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Шлифер А.В. является собственником (общая долевая собственность, доля в праве 54/100) помещения, назначение нежилое, площадь 318,9 кв.м, этаж подвал, адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, д. 5, пом. 4.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АВ N 562199.
Общество с ограниченной ответственностью "Инновационное производственное предприятие "ИНПРО" является собственником (общая долевая собственность, доля в праве 46/100) помещения, назначение нежилое, площадь 318,9 кв. м, этаж подвал, адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, д. 5, пом. 4.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АВ N 562190.
Гражданин Шлифер А.В. является собственником (общая долевая собственность, доля в праве 56/100) помещения, назначение нежилое, площадь 867,4 кв. м, этаж 1, 2 адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, д. 5, пом. 4.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АВ N 562672.
Гражданин Г.А.А. является собственником (общая долевая собственность, доля в праве 44/100) помещения, назначение нежилое, площадь 867,4 кв. м, этаж 1, 2 адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, д. 5, пом. 4.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АВ N 562671.
Объект недвижимости встроенно-пристроенный блок 47 квартирного жилого дома общей площадью 1 186,3 кв. м состоит из нежилых помещений 4.1 площадью 318,9 кв. м (подвал) и 4.2 площадью 867,4 кв. м (1 этаж - 484,4 кв. м, 2 этаж - 383,0 кв. м), что следует из технических паспортов на указанные помещения.
Нежилые помещения 4.1 и 4.2 по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, находятся во владении и пользовании ООО "Бизнес-Интегратор".
Согласно выписке N 48 от 26.12.2003 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, выписке от 26.12.2003 года из технического паспорта объекта градостроительной деятельности, объект недвижимости встроенно-пристроенный блок 47 квартирного жилого дома, местонахождение объекта недвижимости: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, год ввода в эксплуатацию 2003, общая площадь 1 186,3 кв. м, возведен на основании разрешения N Ж-370/01 от 22.10.2001 администрации г. Оренбурга на выполнение СМР по возведению десятиэтажного жилого дома с встроенно-пристроенным блоком, введен в эксплуатацию актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта 47 квартирного жилого дома со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией от 09.10.2003.
Согласно техническому паспорту на 47 квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, год ввода в эксплуатацию 2003, возведен на основании разрешения N Ж-370/01 от 22.10.2001 года администрации г. Оренбурга на выполнение СМР по возведению десятиэтажного жилого дома с встроенно-пристроенным блоком, введен в эксплуатацию актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта 47 квартирного жилого дома со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией от 09.10.2003.
ООО "УК "Альфа" и собственники многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, 05.06.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, согласно п. 1.2. которому общая характеристика и состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление по настоящему договору, указан на сайте в сети интернет по адресу:https://www.reformagkh.ru/ (приложение N 2), согласно Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 года "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Согласно анкете многоквартирного дома по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, полученной по указанной в договоре ссылке (https://www.reformagkh.ru/), год постройки/год ввода дома в эксплуатацию - 2003, количество жилых помещений - 46, количество нежилых помещений - 0, общая площадь дома - 4 921,5 кв. м.
Письмом от 12.11.2018 года N 01/03-272 ООО "УК "Альфа" сообщило Управлению о том, что нежилое помещение, принадлежащее ООО "Бизнес-Интегратор" по адресу ул. Конституции СССР, д. 5, является частью многоквартирного дома.
Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (продавец, теплоснабжающая организация) и ООО "Бизнес-Интегратор" (потребитель) 11.03.2015 заключен договор теплоснабжения N 711580 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - договор). Согласно п. 1.1. указанного договора, теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) (далее - тепловую энергию) (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Пунктом 2.2.1. договора теплоснабжающая организация приняла обязательства подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности (Приложение N 2 к настоящему договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1 к настоящему договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства РФ.
Из пункта 3.1. договора следует, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с требованиями утвержденных Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 3.2. договора, точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - прибора учета), допущенными к эксплуатации в соответствии с нормативными требованиями.
Как следует из Приложения N 3 к договору, перечень объектов потребителя - нежилые помещения 4.1, 4.2 по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, 5.
Актом от 09.04.2015 ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узел учета тепловой энергии ООО "Бизнес-Интегратор" по адресу г. Оренбург, ул. Конституции СССР, 5, допущен филиалом "Оренбургский" ОАО "Волжская ТГК" в эксплуатацию.
Из подписанного ООО "Бизнес-Интегратор" и ООО "УК "Альфа" в 2015 году акта раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплотрасс, холодного и горячего водоснабжения следует, что границей раздела балансовой принадлежности теплотрасс, холодного и горячего водоснабжения являются ответные фланцы задвижек врезки в индивидуальном тепловом пункте - узле учета жилого дома (У.У.Ж.Д.) по улице Конституции СССР, дом N 5. Границей эксплуатационной ответственности теплотрасс, холодного и горячего водоснабжения является внешняя стена теплового пункта - узла учета жилого дома в сторону узлов учета (У.У.) встроенно-пристроенного помещения по улице Конституции СССР, дом N 5. Теплоснабжение (отопление) жилого дома и пристройки осуществляется автономно и абсолютно независимо друг от друга. Обеспечение пристройки холодной и горячей водой осуществляется через У.У. Ж.Д. Мест общего (совместного) пользования не имеется.
Согласно акту проверки узла учета тепловой энергии, составленному ОАО "Энергосбыт Плюс" 14.06.2018, принадлежащий ООО "Бизнес-Интегратор" узел учета тепловой энергии соответствует пунктам 64 и 66 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Согласно составленному ОАО "Энергосбыт Плюс" акту обследования систем потребления тепловой энергии, теплоносителя от 05.09.2018, система отопления встроенно-пристроенных нежилых помещений 4.1 и 4.2 по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, выполнена отдельно от системы отопления жилого дома и подключена от ввода на жилой дом до ОДПУ и до общедомовой запорной арматуры. В нежилом помещении установлен индивидуальный прибор учета (далее - ИПУ) на отопление, помещения отапливаются от собственного элеваторного узла, система горячего водоснабжения (далее - ГВС) нежилых помещений смонтирована отдельно от системы ГВС жилого дома, но подключена от индивидуального водоподогревателя ГВС жилого дома, ИПУ на ГВС установлен.
Расчеты за тепловую энергию до 01.01.2017 акционерным обществом и ООО "Бизнес-Интегратор" по отоплению нежилых помещений производились исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.
Акционерным обществом 31.03.2018 обществу "Бизнес-Интегратор" выставлены корректировочные счета-фактуры на оплату тепловой энергии в горячей воде N К000019810/3301 за апрель 2017 года, N К000019811/3301 за декабрь 2017 года, что повлекло увеличение ее стоимости на 137 675,93 рублей, в том числе, за апрель 2017 года - на 68 838,0 рублей, за декабрь 2017 года - на 68 837,93 рублей.
ООО "Бизнес-Интегратор" обратилось к акционерному обществу с запросом от 21.06.2018 N 20 с просьбой дать разъяснения по формированию начислений по договору N 711580.
Письмом от 06.07.2018 N 70804-05-12125 акционерное общество сообщило ООО "Бизнес-Интегратор" о том, что с 01.01.2017 расчет платы за коммунальную услугу по отоплению по нежилым помещениям, встроенным и пристроенным к многоквартирным жилым домам, производится в соответствии с абзацем 3 п. 42 (1) и пунктом 3 (1) Приложения N 2 Правил N 354.
ООО "Бизнес-Интегратор" обратилось к акционерному обществу с письмом от 13.08.2018 N 23, в котором указало, что используемые им нежилые помещения и многоквартирный жилой дом имеют один адрес г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом, 5, но построены по отдельным проектам, нежилые помещения не являются частью многоквартирного жилого дома. Узел учета тепловой энергии также выполнен по отдельному проекту, система теплоснабжения нежилых помещений оборудована отдельным счетчиком тепловой энергии и не связана с системой теплоснабжения многоквартирного жилого дома.
Письмом от 07.09.2018 N 70804-05-14554 акционерное общество сообщило ООО "Бизнес-Интегратор" о том, что многоквартирный дом по адресу г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) и при этом не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Используемые ООО "Бизнес-Интегратор" нежилые помещения имеют свой индивидуальный прибор учета тепловой энергии, который подключен до ОДПУ (не учитывается ОДПУ). Корректировка стоимости тепловой энергии по многоквартирному дому произведена исходя из совокупности показаний ОДПУ и подключенных до него индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
ООО "Бизнес-Интегратор" 15.10.2018 обратилось в Управление с заявлением N 21 о необоснованной корректировке акционерным обществом платы за тепловую энергию.
Управлением на основании поступивших жалоб ООО "Центр", ООО "Магазин N 41 "Гильдия" и ИП Дерябина А.Ф. на действия филиала "Оренбургский" ПАО "Т Плюс" по вопросу необоснованного выставления счетов за потребленную тепловую энергию проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг поставки тепловой энергии на территории МО г. Оренбург за период с 01.01.2018 по 30.09.2018. Согласно обзору, филиал "Оренбургский" ПАО "Т Плюс" оказывает естественно-монопольный вид деятельности в границах пролегания сетей, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения с использованием центральных систем, систем коммунальной инфраструктуры в МО г. Оренбург Оренбургской области в продуктовых границах "услуги теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Бизнес-Интегратор" заинтересованным лицом 15.01.2019 года на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции вынесено предупреждение N 07-23-02/2019 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение N 07-23-02/2019).
Управлением установлено, что используемые ООО "Бизнес-Интегратор" нежилые помещения 4.1 и 4.2. по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, имеют собственный прибор учета, имеют выделенную систему отопления с отдельным выводом тепловой сети и не подпадают под учет тепловой энергии внутридомовых инженерных систем отопления МКД. Прибор учета тепловой энергии установлен и введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, прошел необходимые проверки, показания прибора учета на протяжении длительного времени передавались акционерному обществу и использовались при расчетах за тепловую энергию.
С учетом изложенного, а также учитывая расчеты за тепловую энергию до 2017 года на основании показаний прибора учета тепловой энергии, Управление пришло к выводу о том, что в действиях акционерного общества содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившиеся в уклонении от исполнения договора энергоснабжения в части проведения расчетов за фактически принятое количество тепловой энергии.
Акционерное общество предупреждено о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения предупреждения провести корректировку платы за тепловую энергию в горячей воде ООО "Бизнес-Интегратор", учитывая положения договора энергоснабжения от 11.03.2015 N 711580.
Несогласие с вынесенным Управлением предупреждением N 07-23-02/2019 послужило основанием для обращения акционерного общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нежилые помещения 4.1 и 4.2 являются частью многоквартирного жилого дома по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, используют два источника тепловой энергии, в том числе через стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, что влечет обязанность оплаты ООО "Бизнес-Интегратор" оплатить потребленную обществом тепловую энергию по второму источнику тепла.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу статьи 23 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 44 Закона N 135-ФЗ).
Предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (пункт 4).
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, и сохраняющем силу Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 N 18403/13, предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам, как основаниям вынесения предупреждения.
Суд не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона N 135-ФЗ.
Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ и Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2016 N 57/16 с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий.
Согласно материалам дела, основанием для выдачи оспариваемого предупреждения послужили выводы антимонопольного органа о нарушении заявителем пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке и проведении неправомерной корректировки платы за тепловую энергию не в соответствии с имеющимся у ООО "Бизнес-Интегратор" прибором учета.
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Как установлено пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.1 ст.158 ЖК РФ).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФР) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3).
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (часть 1 статьи 541, часть 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении определено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Из части 2 данной статьи следует, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года N 1034 (далее - Правила N 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
В пункте 3 Правил N 1034 также установлены основания для применения расчетного способа учета тепловой энергии: отсутствие приборов учета, их неисправность либо нарушение сроков представления показаний приборов учета.
Согласно материалам дела, корректировка платы общества "Бизнес-Интегратор" за отопление произведена заявителем на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. По мнению заявителя, спорное помещение является составной частью многоквартирного дома, в котором оно находится.
Как следует из материалов дела, МКД по адресу г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, в нем не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
По мнению заявителя, используемые ООО "Бизнес-Интегратор" нежилые помещения 4.1 и 4.2 общей площадью 1 186,3 кв.м. являются частью МКД по адресу г. Оренбург, ул. Конституции ССР, дом 5, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен производиться на основании абз. 3 п. 42 (1) Правил N 354 и п. 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности позиции ПАО "Т Плюс" в силу следующего.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Согласно выписке N 48 от 26.12.2003 года из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, выписке от 26.12.2003 года из технического паспорта объекта градостроительной деятельности, техническому паспорту на 47 квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией, объекты недвижимости: встроенно-пристроенный блок 47 квартирного жилого дома и 47 квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией, расположенные по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5, возведены на основании разрешения N Ж-370/01 от 22.10.2001 администрации г. Оренбурга на выполнение СМР по возведению десятиэтажного жилого дома с встроенно-пристроенным блоком, введены в эксплуатацию актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта 47 квартирного жилого дома со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией от 09.10.2003.
Из подписанного ООО "Бизнес-Интегратор" и ООО "УК "Альфа" в 2015 году акта раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплотрасс, холодного и горячего водоснабжения следует, что обеспечение пристройки холодной и горячей водой осуществляется через узел учета жилого дома.
Из акта обследования систем потребления тепловой энергии, теплоносителя от 05.09.2018 следует, что система горячего водоснабжения нежилых помещений ООО "Бизнес-Интегратор" смонтирована отдельно от системы ГВС жилого дома, но подключена от индивидуального водоподогревателя ГВС жилого дома, ИПУ на ГВС установлен. ООО "УК "Альфа" предоставлены сведения о том, что нежилые помещения ООО "Бизнес-Интегратор" являются частью МКД по адресу: г.Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5.
Как следует из заявления ООО "Бизнес-Интегратор" в Управление от 15.10.2018 N 21, пересечение встроенно-пристроенных помещений и МКД в плане в среднем по 2-м этажам составляет около 30 процентов, в большей части они разъединены.
Из подписанного ООО "Бизнес-Интегратор" и ООО "УК "Альфа" акта от 2015 года раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности стояков канализации и ливневых стоков следует, что через встроенно-пристроенное помещение проходят стояки канализации и ливневых стоков многоквартирного жилого дома.
Таким образом, многоквартирный жилой дом и принадлежащие ООО "Бизнес-Интегратор" нежилые помещения 4.1 и 4.2, расположенные по одному адресу: г. Оренбург, ул.Конституции СССР, дом 5, имеют общие стены и фундамент, возведены на основании одного разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, введены в эксплуатацию на основании одного акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта 47 квартирного жилого дома со встроенно-пристроенным блоком и насосной станцией от 09.10.2003, а обеспечение нежилых помещений холодной и горячей водой осуществляется через узел учета многоквартирного жилого дома, через нежилые помещения проходят стояки канализации и ливневых стоков.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нежилые помещения 4.1 и 4.2 являются частью многоквартирного жилого дома по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, дом 5.
Также при рассмотрении дела судом первой инстанции директором ООО "Бизнес-Интегратор" даны пояснения, что через первый этаж нежилого помещения проходят стояки системы отопления многоквартирного жилого дома, руководимое им общество осуществляет содержание указанных стояков (покраска, ремонт).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Вместе с тем, апеллянтом не опровергнуто, что потребление ООО "Бизнес-Интегратор" тепловой энергии происходит через присоединение и использование инженерных систем многоквартирного дома.
Таким образом, с учетом получения тепловой энергии в нежилом помещении ООО "Бизнес-Интегратор" от двух источников (выделенная система отопления, по которой учет тепловой энергии производится в соответствии с договором теплоснабжения N 711580 от 11.03.2015, и проходящие через нежилые помещения стояки отопления многоквартирного жилого дома), то ПАО "Т Плюс" правомерно, в соответствии с положениями абзаца 3 п. 42(1) и пункта 3(1) Приложения N 2 Правил N 354 произвело корректировку стоимости использованной ООО "Бизнес-Интегратор" тепловой энергии в горячей воде за 2017 год.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному к выводу о том, что оспариваемое предупреждение не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы акционерного общества и признал его недействительным, поскольку акционерное общество правомерно в соответствии с положениями абзаца 3 п. 42(1) и пункта 3(1) Приложения N 2 Правил N 354 произвело корректировку стоимости использованной ООО "Бизнес-Интегратор" тепловой энергии в горячей воде за 2017 год.
Доводы подателя апелляционной жалобы исключительно направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная оценка, судом первой инстанции объективно, полно и всесторонне исследованы все доказательства по делу, им дана надлежащая оценка, правильно установлены все обстоятельства по делу и сделаны верные выводы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
Поскольку подателем апелляционной жалобы платежным поручением от 01.08.2019 N 69 уплачена в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 500 рублей, то излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.07.2019 по делу N А47-993/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Интегратор" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Интегратор" излишне уплаченную платежным поручением от 01.08.2019 N 69 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-993/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Оренбургское УФАС России
Третье лицо: ООО "Бизнес-Интегратор", ООО "Управляющая компания "Альфа", Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, в лице Отдела судебных приставов Дзержинского района г.Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9410/19
10.12.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9410/19
30.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12413/19
03.07.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-993/19
30.01.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-993/19