г. Саратов |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А12-15881/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области Зеленовой Е.И., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 N 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шишкиной Маргариты Геннадиевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-15881/2019 (судья Репникова В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шишкиной Маргариты Геннадиевны (г. Волгоград)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (г. Волгоград, пр. В.И.Ленина, д. 67 а, ОГРН 1043400221150, ИНН 3442075777)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась индивидуальный предприниматель Шишкина Маргарита Геннадиевна (далее - ИП Шишкина М.Г., налогоплательщик, предприниматель, заявитель) с заявлением о признании недействительными, противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 30.01.2019 N 09-16/20959 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 30.01.2019 N 09-16/20960 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 30.01.2019 N 09-16/20961 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 30.01.2019 N 09-16/20958 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании Межрайонной ИФНС N 9 по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Шишкиной М.Г. путем корректировки налоговых обязательств на суммы налогов, пени, штрафа, доначисление которых признано судом необоснованным.
Решением суда первой инстанции от 05 июля 2019 года в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
ИП Шишкина М.Г. не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования налогоплательщика в полном объеме.
Межрайонная ИФНС N 9 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Шишкина М.Г. в судебное заседание не явилась, явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.08.2018 ИП Шишкина М.Г. представила в Межрайонную ИФНС России N 9 по Волгоградской области первичные налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012, 2013, 2014 годы, в которых указала, что объект налогообложения по земельному налогу и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует.
Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области проведены камеральные налоговые проверки указанных деклараций, по результатам которых установлено, что в декларациях не исчислен налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:020051:31, что повлекло занижение налога, подлежащего уплате в бюджет, за 2011 год на 1 602 руб., за 2012 год - на 14 545 руб., за 2013 год - на 20 195 руб., за 2014 год - на 20 195 руб.
30.01.2019 по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области приняты решения N 09-16/20959, N 09-16/20960, N 09-16/20961, N 09-16/20958 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми налогоплательщику предложено уплатить доначисленный земельный налог за соответствующие периоды и пени.
Не согласившись с решениями инспекции, ИП Шишкина М.Г. обратилась с апелляционными жалобами в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области).
Решениями УФНС России по Волгоградской области от 15.04.2019 N 500, N 501, N 502, N 503 апелляционные жалобы предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Полагая, что решения инспекции от 30.01.2019 N 09-16/20959, N 09-16/20960, N 09-16/20961, N 09-16/20958 являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы предпринимателя, ИП Шишкина М.Г. обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
Из материалов дела следует, что в проверяемых периодах ИП Шишкина М.Г. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход, в связи с чем предпринимателем в инспекцию представлены соответствующие налоговые декларации за 1, 2, 3, 4 кварталы 2011, 2012, 2013, 2014 годов по виду предпринимательской деятельности "оказание бытовых услуг", осуществляемого по адресу: г Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 19 (2011, 2012 годы); г. Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 17 (2012, 2013, 2014 годы).
Количество работников (включая индивидуального предпринимателя), осуществляющих заявленный вид деятельности, по данным предпринимателя, составляло 2 человека.
Таким образом, в проверяемые периоды предпринимателем использовались встроенные нежилые помещения в целях получения дохода от предпринимательской деятельности.
Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке, предусмотренном 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в проверяемом периоде ИП Шишкиной М.Г. на праве собственности принадлежали помещение по адресу: г. Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 19 площадью 73,2 кв.м, дата регистрации права 26.10.2011; помещение по адресу: г. Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 19, площадью 50,5 кв.м, дата регистрации права 10.09.2012; помещение по адресу: г. Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 17, площадью 62,3 кв.м, дата регистрации права 10.09.2012.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления от 23.07.2009 N 64, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие в собственности нежилое помещение в многоквартирном доме, до 1 января 2015 года должны были исчислять и уплачивать земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
В ходе камеральных налоговых проверок инспекцией установлено, что земельный участок по адресам: г. Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 19; г. Волгоград, ул. маршала Еременко, д. 17, 31.01.2002 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 34:34:020051:31, кадастровый паспорт после проведения работ по формированию земельного участка в соответствии с действующим законодательством выдан 26.11.2010, земельный участок занят многоквартирными домами по адресам: г. Волгоград, ул. Маршала Еременко, д. 15, д. 17, д. 19, д. 21, д. 23, д. 25.
Общая площадь помещений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:34:020051:31, согласно письму муниципального унитарного предприятия "ЦМБТИ" от 03.09.2014 N 1316 составляет 18 604,60 кв.м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020051:31 по состоянию на 01.01.2011, 01.01.2012 составляла 162 816 644 руб., на 01.01.2013, 01.01.2014 - 134 666 038 руб.
Расчет земельного налога за 2011-2014 годы, приведенный налоговым органом, проверен судом первой инстанции, признан верным.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что с 01.01.2015 земельные участки под многоквартирными домами не являются объектом налогообложения.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ), в статью 389 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
Согласно статье 5 Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ указанное положение, исключающее земельные участки под многоквартирными домами из числа объектов налогообложения по земельному налогу, вступает в силу с 01.01.2015, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06.10.2014. Очередным налоговым периодом по земельному налогу, согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации, 2015 год.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, не могут применимы к налоговым периодам 2011, 2012, 2013, 2014 годов.
Вывод налогового органа о том, что ИП Шишкина М.Г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:020051:31 в 2011, 2012, 2013, 2014 годах являлась плательщиком земельного налога, является верным.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод заявителя о том, что доначисленные суммы земельного налога подлежат списанию как недоимка, безнадежная к взысканию на основании статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей ре-шения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Согласно статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транс-портному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015.
Из содержания статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 годы).
Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
С учетом изложенного для целей статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017.
Кроме того, распространение статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок после 01.01.2015, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.
Иное регулирование, позволяющее списывать задолженность по критерию ее образования за определенные расчетные и отчетные периоды (истекшие до 01.01.2017), установлено статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, и не может быть распространено на платежи, указанные в статье 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.
Указанная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607.
Судом первой инстанции установлено, что задолженность по земельному налогу и пени образовалась у ИП Шишкиной М.Г. в связи с принятием решений от 30.01.2019 N 09-16/20959, N 09-16/20960; N 09-16/20961; N 09-16/20958 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятых по результатам камеральных налоговых проверок, проведенных в связи с представлением предпринимателем 27.08.2018 первичных налоговых деклараций по земельному налогу за 2011-2014 годы, то есть после 01.01.2015.
Следовательно, положения статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ к рассматриваемой задолженности применению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы налогоплательщика, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ИП Шишкиной М.Г. не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-15881/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15881/2019
Истец: Шишкина Маргарита Геннадиевна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ