01 октября 2019 г. |
Дело N А83-20551/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Омельченко В.А.,
при осуществлении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии в заседании представителей:
от автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" - Красовский П.П., по доверенности от 28.12.2018 N 18Д_28_12_1;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Шевченко А.Ю., по доверенности от 09.01.2019 N 18/02-28;
от ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Жаворонок" Воронцовой Ж.А. - Сагдеев Р.Ф., по доверенности от 16.06.2017 N 82АА0794086;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83-20551/2018 (судья Толпыго В.И.)
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Жаворонок" - ликвидатора Воронцова Ж.А., акционерного общества "Укрсоцбанк",
о признании государственной регистрации ликвидации юридического лица недействительной,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Фонд защиты вкладчиков" (далее - АНО "Фонд защиты вкладчиков", заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Жаворонок" (далее - ООО "Жаворонок"), выразившееся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности данного общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Жаворонок" Воронцова Жанна Андреевна (далее - ликвидатор), акционерное общество "Укрсоцбанк" (далее - Банк).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АНО "Фонд защиты вкладчиков" обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя, арбитражный суд необоснованно признал действия регистрирующего органа законными, поскольку процедура ликвидации юридического лица нарушена, представлен ликвидационный баланс, не отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, ликвидатор общества не уведомил Фонд о начале процедуры ликвидации, достоверно зная о неисполненных обязательствах перед Фондом, вследствие чего у Инспекции имелись основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В отзывах на апелляционную жалобу Инспекция и ликвидатор ООО "Жаворонок" с ее доводами не согласились, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным. Инспекция указывает, что необходимые для ликвидации документы общество представило, оснований для проведения в порядке части 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, у налоговой инспекции не имелось, возражений относительно предстоящей государственной регистрации не поступило, порядок исключения из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, установленный статьей 22 Закона N 129-ФЗ, соблюден, основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица отсутствовали.
Ликвидатор указывает, что процедура ликвидации общества соблюдена, Фонд в установленный пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации срок с кредиторскими требованиями к ликвидатору общества не обращался, общество не имеет каких-либо обязательств перед Фондом, в связи с чем у ликвидатора не было обязанности по уведомлению заявителя о своей ликвидации; право требования на основании решений Хозяйственного суда АР Крым от 12.07.2012 и от 18.08.2012, состоявшихся в пользу Банка, не перешло к заявителю автоматически, решение суда по данному вопросу отсутствует.
Представитель АНО "Фонд защиты вкладчиков" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить, судебное решение отменить. Представители Инспекции и ликвидатора ООО "Жаворонок", напротив, просили судебное решение оставить без изменений, отказав заявителю в удовлетворении жалобы.
Иные лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.06.2018 единственным участником ООО "Жаворонок" было принято решение N 1 о ликвидации общества, назначении ликвидатором Воронцову Ж.А., о чем регистрирующим органом 29.06.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2189112431132.
Сообщение о предстоящей ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 11.07.2018 N 27 (692), согласно которому требования кредиторов могли быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
15.10.2018 регистрирующим органом на основании заявления ликвидатора ООО "Жаворонок" по форме N Р15001 и приложенных к нему документов внесена в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 218911253114 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
19.11.2018 ликвидатором ООО "Жаворонок" подано в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией по форме Р16001, а также ликвидационный баланс общества.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, 26.11.2018 регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2189112570216 о прекращении деятельности юридического лица ООО "Жаворонок" в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
Фонд полагая, что решение Инспекции о регистрации ликвидации общества противоречит закону и нарушает его права и законные интересы как кредитора, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Свои требования Фонд основывает на том, что в силу положений части 16 статьи 4 Федерального закона от 02.04.2014 N 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" Фонд вправе осуществлять права кредитора в отношении юридических лиц - должников кредитных учреждений с задолженностью свыше 5 миллионов рублей или свыше суммы в иностранной валюте, эквивалентной 5 миллионам рублей, а также в отношении лиц, передавших свое имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств должников.
В рамках дела А84-2049/2015 вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 удовлетворены исковые требования Фонда о взыскании с ПАО "Укрсоцбанк" задолженности в сумме 357 202 001,40 руб., а также судебных издержек в сумме 1 562 360,00 руб., по принудительному исполнению которого возбуждено сводное исполнительное производство N 2028/14/92012-ИП.
На основании решений Хозяйственного суда АР Крым от 12.07.2012 по делу N 5002-15/1708-2012 и от 28.08.2012 по делу N 5002-28/2240-2012 с ООО "Жаворонок" была взыскана в пользу ПАО "Укрсоцбанк" задолженность по договору возобновляемой кредитной линии от 27.04.2007 N 12 в общей сумме 2 774 364,14 украинских гривен, а также задолженность по договору возобновляемой кредитной линии от 12.12.2007 N 84 в общей сумме 5 488 142,88 украинских гривен.
Определениями Хозяйственного суда АРК по названным делам от 09.12.2013 и от 12.08.2012 должнику была предоставлена рассрочка исполнения решений.
Полагая, что к Фонду в силу закона перешли права требования ПАО "Укрсоцбанк" (юридическое лицо Украины) по указанным кредитным договорам, Фонд направил обществу требования от 06.06.2018 N 1/2914 и N1/2913 о необходимости исполнить обязательства по двум кредитным договорам путем перечисления задолженности на расчетный счет Фонда в размере 10 277 115,15 руб. и в размере 20 493 145,66 руб. соответственно.
Рассмотрев полученные требования, общество письмами, поступившими в Фонд 11.07.2018, сообщило, что не имеет кредиторской задолженности ни перед Фондом, ни перед Банком и требования в предъявленном размере не признало.
В судебном порядке с иском о взыскании задолженности Фонд к обществу не обращался, после публикации о предстоящей ликвидации общества требований к ликвидатору не предъявлял. Заявитель полагает, что недобросовестные действия ликвидатора, не выполнившего предусмотренную статьей 63 ГК РФ обязанность по надлежащему уведомлению Фонда о ликвидации, стали следствием того, что Фонд не имел возможности в установленный срок реализовать право на предъявление требований ликвидатору.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок ликвидации юридического лица регулируется статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 3, 4 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Исходя из положений пунктов 1, 2, 6, 9 статьи 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок совершения регистрационных действий при осуществлении ликвидационных мероприятий юридического лица регламентирован положениями статей 20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются определенные документы, в том числе, заявление по установленной форме и ликвидационный баланс.
При этом в соответствии с частями 4 и 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов и проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что Законом N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности.
Установленная действующим законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо выполнение требований лишь в части предоставления полного пакета документов, соответствия их по форме и содержанию установленным нормативными правовыми актами формам и порядку заполнения.
Основания для отказа в регистрации приведены в статье 23 Закона о регистрации. В частности, пунктом "т" части 1 статьи 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона о предстоящей ликвидации и сроке приема претензий кредиторов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом требования закона были соблюдены, ликвидатором опубликованы в надлежащем средстве массовой информации сведения о предстоящей ликвидации и сроке заявления требований кредиторов. В этот срок АНО "Фонд защиты вкладчиков" претензий к ООО "Жаворонок" не предъявило, в регистрирующий орган с возражениями по форме Р38001 относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении общества не обращалось, документов, подтверждающих обстоятельства для отказа в государственной регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган не представило.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления о ликвидации общества и приложенных к нему документов у регистрирующего органа не было оснований (обоснованных сомнений) для проведения в порядке части 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, и приостановления регистрации в соответствии с частью 4.4 статьи 9 этого Закона, а также оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Доводы АНО "Фонд защиты вкладчиков" о предоставлении на государственную регистрацию ликвидации общества недостоверных сведений ликвидационного баланса об отсутствии задолженности не соответствуют фактическим обстоятельствам и не имеют документального подтверждения.
Суд первой инстанции установил, что у общества отсутствовала информация о наличии неисполненных обязательств перед Фондом, на момент утверждения ликвидационного баланса АНО "Фонд защиты вкладчиков" не являлось кредитором общества. Данные обстоятельства документально Фондом не опровергнуты, доказательств бесспорности суммы задолженности или факта признания обществом задолженности перед Фондом не представлено.
Фондом не доказано наличие у общества бесспорной суммы долга перед ним. Решения Хозяйственного суда АР Крым по делам N 5002-15/1708-2012 от 12.07.2012 и N 5002-28/2240-2012 от 28.08.2012, на которые ссылается Фонд, свидетельствуют о наличии долга перед ПАО "Укрсоцбанк", сведений относительно уплаты или неуплаты которого с 2012 года и по настоящее время не имеется, что, однако, не означает, что такие выплаты не производились вообще.
Доводы заявителя о том, что Фонд является кредитором общества в силу закона и ликвидатор должен был учесть сумму задолженности в промежуточном ликвидационном балансе, а также уведомить кредитора о предстоящей ликвидации, не могут быть признаны обоснованными, поскольку такое право требования не является безусловным и не возникает автоматически.
Как следует из материалов дела, Фонд только 17.09.2018 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о процессуальном правопреемстве, восстановлении срока предъявления исполнительного листа к исполнению и выдаче исполнительного листа в рамках дела N 5002-28/2240-2012, производство по которому приостановлено. По другому делу N 5002-15/1708-2012, исходя из информации, содержащейся в общедоступной базе электронных документов "Картотека арбитражных дел", размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://kad.arbitr.ru, с таким заявлением Фонд не обращался, доказательства обратного суду не представлены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.04.2014 N 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, поскольку иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.
В рассматриваемом случае требования Фонда не являются бесспорными, их размер документально не подтвержден, в связи с чем общество не имело оснований включать их в промежуточный ликвидационный баланс.
Поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный порядок уведомления требований кредиторов при добровольной ликвидации юридического лица, то в случае если кредитор в срок, указанный в пункте 1 статьи 61 ГК РФ, не заявил ликвидационной комиссии свои требования, порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 ГК РФ, считается соблюденным и оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным не имеется.
В соответствии с частью 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.
Пунктом 4 статьи 64 ГК РФ кредитору в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении его требований либо уклонения от их рассмотрения предоставлено право до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Названные механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы (абзац 4 пункта 3 статьи 9 закона N 129-ФЗ, пункт 1 статьи 63 ГК РФ).
Таким образом, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при уклонении от рассмотрения требования или в случае отказа в удовлетворении требований - оспаривание такого уклонения или отказа в суд.
Если же кредитор не реализует свое право, действующим законодательством предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств обращения к ликвидатору общества с требованием об оплате задолженности в течение установленного срока после публикации сообщения о ликвидации. Фонд, зная о том, что общество не признает наличия перед ним какой-либо задолженности, не воспользовался своим правом обратиться с требованием к ликвидатору, а затем в случае отказа в удовлетворении требований - в суд, требование о признании незаконными действий ликвидатора по составлению ликвидационного баланса также не было заявлено.
Учитывая открытость информации о ликвидации юридически лиц и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель имел возможность отслеживать информацию об обществе, а также представлять возражения относительно инициированного процесса ликвидации.
Поскольку приведенными нормами законодательства предусмотрен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов, который не был реализован Фондом, регистрирующим органом порядок ликвидации ООО "Жаворонок" соблюден, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильности выводов суда и их соответствия имеющимся в деле доказательствам, а выражают лишь несогласие заявителя с ними, что не может служить основанием к отмене судебного решения. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83- 20551/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20551/2018
Истец: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД ЗАЩИТЫ ВКЛАДЧИКОВ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: АО "УКРСОЦБАНК", ООО "ЖАВОРОНОК", Воронцова Жанна Андреевна, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ