01 октября 2019 г. |
Дело N А39-2594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 01.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.07.2019 по делу N А39-2594/2019,
принятое судьей Ивченковой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мельниковой Юлии Владимировны о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 15.01.2019 N 9 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мельникова Юлия Владимировна (далее - Предприниматель, Мельникова Ю.В.) в 2017 году осуществляла предпринимательскую деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В поданной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) 07.02.2018 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, Предпринимателем отражен доход в сумме 7 714 243 руб., сумма расходов составила 7 714 243 руб.
Исходя из дохода, отраженного Предпринимателем в налоговой декларации по УСН, Инспекцией рассчитана сумма страховых взносов за 2017 год в размере 74 142 руб. 43 коп. ((7 714 243-300 000) х 1%).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату страховых взносов в установленный срок Предпринимателю также начислены пени в размере 125 руб.42 коп.
В порядке статьи 69 НК РФ Инспекцией в адрес Предпринимателя выставлено требование от 09.07.2018 N 36209 об уплате страховых взносов и пени, которым предлагалось уплатить страховые взносы в сумме 74 142 руб.43 коп. и пени в срок до 02.08.2018.
В связи с тем, что требование от 09.07.2018 N 36209 оставлено Предпринимателем без исполнения, налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ вынес решение от 07.08.2018 N 87984 о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика страховых взносов в сумме 74 142 руб. 43 коп. и пени.
Страховые взносы в сумме 74 142 руб. 43 коп. списаны с расчетного счета Предпринимателя 10.08.2018 по инкассовому поручению от 07.08.2018 N 162035.
Мельникова Ю.В., ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П), и полагая, что базу для начисления страховых взносов следовало определять как разницу между доходами и расходами, отраженными в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, 11.01.2019 обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате страховых взносов в сумме 74 142 руб. 43 коп. за 2017 год.
В ответ на обращение Предпринимателя Инспекцией вынесено решение от 15.01.2019 N 9 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 25.02.2019 N 13-22/02006 жалоба Мельниковой Ю.В. оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 15.01.2019 N 9 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.
Решением от 05.07.2019 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требование Предпринимателя.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы настаивает на том, что положениями НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на налогоплательщиков, находящихся на иных режимах налогообложения, НК РФ не содержит.
Инспекция считает, что к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении N 27-П, не применима.
Предприниматель в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили, Инспекция и Управление заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в 2017 году - это 23 400 руб.);
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса РФ, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в 2017 году - это 187 200 руб.).
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Из пункта 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Постановлением N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, правовая позиция, изложенная в Постановлении N 27-П, подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что доходы Предпринимателя в 2017 году составили 7 714 243 руб., расходы - 7 714 243 руб.
Таким образом, база для начисления страховых взносов с учетом понесенных Предпринимателем расходов составляет 0 руб. (7 714 243 руб. -7 714 243 руб.).
По пояснениям налогового органа страховые взносы в фиксированном размере на сумму 23 400 руб. уплачены Предпринимателем своевременно - 25.12.2017 платежным поручением N 173 (т.1 л.д.87-оборот).
Учитывая вышеперечисленные нормы НК РФ, позицию Конституционного суда Российской Федерации и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Инспекция необоснованно произвела расчет подлежащих оплате страховых взносов исходя из суммы доходов, без учета документально произведенных расходов.
В силу положений статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Положения статьи 46 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, при взыскании страховых взносов (пункты 9 и 10 статьи 46 названного Кодекса).
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов в сумме 74 142 руб. 43 коп. Предпринимателю вменена незаконно, требование от 09.07.2018 N 36209 и принятое в связи с его неисполнением решение о взыскании от 07.08.2018 N 87984 не соответствуют действительной обязанности плательщика страховых взносов по их уплате. Списанные инкассовым поручением от 07.08.2018 N 162035 с расчетного счета Предпринимателя страховые взносы в размере 74 142 руб. 43 коп. суд правильно признал излишне взысканными.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафа.
Соответствующая обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафа предусмотрена подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ.
Порядок возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа установлен статьей 79 НК РФ.
Согласно пункту 1.1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу пункта 7 статьи 79 НК РФ возврат осуществляется на основании принятого Инспекцией решения, которое подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Из материалов дела усматривается, что спорная сумма переплаты возникла у Предпринимателя в результате действий Инспекции по списанию с расчетного счета Предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что подтверждается требованием от 09.07.2018 N 36209, решением о взыскании от 07.08.2018 N 87984, инкассовым поручением от 07.08.2018 N 162035.
Доказательств, препятствующих осуществить возврат излишне взысканных страховых взносов, в материалы дела не представлено. Отсутствие задолженности у Предпринимателя по страховым взносам лицами, участвующими в деле, не опровергнуто.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно посчитал заявление Предпринимателя о признании незаконным решения Инспекции от 15.01.2019 N 9 об отказе в возврате сумм страховых взносов в сумме 74142 руб. 43 коп. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Возражая против удовлетворения заявления Предпринимателя, налоговый орган настаивает на том, что положения статьи 430 НК РФ не предполагают для плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного дохода на суммы произведенных расходов, в целях исчисления страховых взносов. Инспекция указывает, что к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении N 27-П, не подлежит применению.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Инспекции в силу следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 27 Обзора судебной практики N 3 (2017) разъяснил, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и при расчете базы для исчисления страховых взносов (в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ) для плательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
В правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по Постановлению N 27-П отражено, что к расчетной базе для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию предъявляются требования экономической обоснованности ее установления, которые зависят от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагают при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).
Положения подпункта 4 пункта 9 статьи 430 НК РФ идентичны положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ в части порядка определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что разъяснения, изложенные в пункте 27 Обзора судебной практики N 3 (2017) Верховного Суда Российской Федерации, применимы и к порядку определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, в редакции подпункта 4 пункта 9 статьи 430 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.07.2019 по делу N А39-2594/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2594/2019
Истец: ИП Мельникова Юлия Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Мордовия, Первый Арбитражный апелляционный суд Республики Мордовия