г. Пермь |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А71-2348/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Завьялово-Энерго": не явились,
от заинтересованного лица, Главного управленяю по государственному надзору Удмуртской Республики: Малей С.А., паспорт, доверенность N 452 от 02.10.2019,
от третьего лица, Администрации муниципального образования "Завьяловский район": не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 июля 2019 года по делу N А71-2348/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завьялово-Энерго" (ИНН 1841053034, ОГРН 1151841006316)
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ИНН 1831120884, ОГРН 1071831002814),
третье лицо: Администрация муниципального образования "Завьяловский район",
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Завьялово-Энерго" (далее - ООО "Завьялово-Энерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление, заинтересованное лицо) в согласовании технической невозможности подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению теплоносителем из тепловой системы по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Удмуртская Республика, с.Завьялово, ул.Калинина, дома N N 53, 55, 59, 61, 63, 69, 75, 77; ул.Садовая, NN 40,48,62; признании наличия у ООО "Завьялово-Энерго" технической невозможности подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению теплоносителем из тепловой системы по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Удмуртская Республика, с.Завьялово, ул.Калинина, дома NN 53, 55, 59, 61, 63, 69, 75, 77; ул.Садовая, NN 40,48, 62.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Завьяловский район" (далее - Администрация МО "Завьяловский район", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2019 года по делу N А71-2348/2019 признан незаконным отказ Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в установлении отсутствия технической возможности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, выраженный в письме от 10.10.2018 N16614-ж, принятый на основании обращения ООО "Завьялово-Энерго" от 16.11.2018 N1224. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа заинтересованного лица в установлении факта отсутствия технической возможности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, выраженного в письме N 16614-ж от 10.10.2018.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что исходя из нормы части 5 статьи 157 ЖК РФ соответствующее решение по вопросу отсутствия технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления принимается в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством РФ с учетом положений законодательства РФ в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики. В настоящее время указанный нормативный акт, определяющий критерии и порядок принятия соответствующего решения Правительством РФ не принят. В связи с не установлением Правительством РФ соответствующих критериев у Жилищной инспекции отсутствует объективная возможность вынести по обращению ООО "Завьялово-Энерго" решение об отсутствии технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Общество представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что имеет место формальный подход заинтересованного лица к разрешению спорного вопроса.
Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержаны представителем заинтересованного лица, явившимся в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Заявитель, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в период с 18.10.2018 по 29.10.2018 Управлением строительства и муниципального хозяйства Администрации МО "Завьяловский район" проведена в отношении ООО "Завьялово-Энерго" внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено нарушение обществом требований, предусмотренных ст.161 п.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) в части подачи горячего водоснабжения, так как на момент осмотра 18.10.2018 температура теплоносителя в подающем трубопроводе центрального отопления, согласно прибора учета тепла ТЭМ-104, составляет 46,35°С, обратного трубопровода 40,25 °С, а температура выхода горячей воды в общедомовую систему ГВС из теплообменников, на трубопроводе ГВС составляет 44 °С, что является нарушением Правил от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), так как не обеспечивает соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) в соответствии с которыми температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С По результатам проверки составлен акт от 29.10.2018 N 104.
29.10.2018 на основании акта от 29.10.2018 N 104 ООО "Завьялово-Энерго" выдано предписание, согласно которому Обществу необходимо в соответствии с п.4, п.5, Приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; соответствие температуры воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 в доме по адресу Завьяловский район, с.Завьялово, ул.Садовая, д.62 в срок до 29.11.2018.
16.11.2018 ООО "Завьялово-Энерго" обратилось в Жилищную инспекцию Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики с заявлением о согласовании технической невозможности подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению теплоносителем из тепловой системы по многоквартирным домам, расположенным по адресам: УР, с.Завьялово, ул.Калинина, дома N N 53, 55, 59, 61, 63, 69, 75, 77; ул.Садовая, NN 40, 48, 62.
10.12.2018 Жилищной инспекцией Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики письмом N 16614-ж в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием нормативного правового акта Правительства РФ.
Считая отказ Управления в установлении отсутствия технической возможности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения незаконным, ООО "Завьялово-Энерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований. Арбитражным судом признан незаконным отказ Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в установлении отсутствия технической возможности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, выраженной в письме от 10.12.2018 N 16614-ж. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд первой инстанции отказал, поскольку обращение ООО "Завьялово-Энерго" от 16.11.2018 N 1224 по существу не рассматривалось, соответствующие доказательства наличия (отсутствия) технической возможности подачи коммунального ресурса не представлены.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Управление строительства и муниципального хозяйства Администрации МО "Завьяловский район" в соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ, осуществляет полномочия по государственному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Главное управление по надзору Удмуртской Республики является органом государственного жилищного надзора, полномочия которого определены статьей 20 ЖК РФ, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2013 N 493, Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 N 588.
Согласно ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования".
В соответствии с пунктами 3, 31 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам. Обязанность по предоставлению потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества возложена на исполнителя.
В соответствии с ч.4 ст.157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.157 ЖК РФ в случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.
Как следует из материалов дела, ООО "Завьялово-Энерго" является теплоснабжающей организацией.
16.11.2018 ООО "Завьялово-Энерго" обратилось в Жилищную инспекцию Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики с заявлением N 1324 по вопросу технической возможности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения надлежащего качества при подаче горячей воды в многоквартирных домах по адресам с.Завьялово, ул.Калинина, дома N N 53, 55, 59, 61, 63, 69, 75, 77, ул.Садовая, дома NN 40, 48, 62.
В указанном обращении от 16.11.2018 N 1324 общество доводит до сведения Управления факт о невозможности по техническим причинам предоставлять коммунальную услугу ГВС надлежащего качества и проведению перерасчета на поставку тепловой энергии на подогрев воды.
10.12.2018 Управлением письмом N 16614-ж отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием нормативного акта Правительства РФ, устанавливающего критерии и порядок определения отсутствия технической возможности поставок горячей воды.
При этом, часть 5 статьи 157 ЖК РФ к полномочиям органа государственного жилищного надзора отнесено принятие решения определения отсутствия технической возможности поставок горячей воды.
Согласно части 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из части 2 статьи 7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Отсутствие законодательно установленного порядка принятия решения определения отсутствия технической возможности поставок горячей воды не освобождает орган государственного жилищного надзора от установленной законом обязанности по рассмотрению обращений ресурсоснабжающей организации.
Управление в силу части 2 статьи 7 и части 5 статьи 157 ЖК РФ обязано было при обращении ресурсоснабжающей организации ООО "Завьялово-Энерго" рассмотреть такое заявление по существу и в разумные сроки принять решение о наличии или отсутствии технической возможности поставок горячей воды с учетом положений законодательства РФ в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения). В противном случае заявитель лишен права на защиту своих прав и интересов как ресурсоснабжающая организация.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Апелляционный суд считает обоснованным выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Управления нарушает права заявителя, что выражается в установленных законодательством штрафах за предоставление некачественной коммунальной услуги, проведение перерасчета коммунальной услуги гражданам на поставку горячей воды. Такой правовой подход соответствует принципам добросовестности, разумности и справедливости, защищает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, является незаконным отказ Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в установлении отсутствия технической возможности предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, выраженной в письме от 10.12.2018 N 16614-ж.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд первой инстанции обоснованно отказал, поскольку обращение ООО "Завьялово-Энерго" от 16.11.2018 N 1224 по существу не рассматривалось, соответствующие доказательства наличия либо отсутствия технической возможности подачи коммунального ресурса не представлены.
Апелляционный суд отмечает, что обжалуемым решением суд не возлагает на соответствующий орган принять какое-либо непосредственное решение, в судебном акте дано суждение о незаконности отказа в рассмотрении данного обращения.
В целом коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2019 года по делу N А71-2348/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.