г. Хабаровск |
|
03 октября 2019 г. |
А16-1556/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Соя Экстружн": Набока Андрей Сергеевич, представитель по доверенности от 28.05.2019 N 7-общ
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соя Экстружн"
на решение от 03.07.2019
по делу N А16-1556/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Соя Экстружн" (ОГРН 1097907000245, ИНН 7904504780)
к Комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513398, ИНН 7900000302)
о понуждении к заключению договора купли-продажи
третье лицо Администрация муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (ОГРН 1027900632814, ИНН 7904002332)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Соя Экстружн" (далее - ООО "Соя Экстружн", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее - Комитет, ответчик) обязать заключить договор купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 79:03:1002006:160, 79:03:1002005:159, 79:03:0000000:81 на следующих условиях:
1. Предмет договора
1.1. Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (Продавец) передаёт в собственность ООО "Соя Экстружн", а ООО "Соя Экстружн" (Покупатель) приобретает в собственность за плату без проведения торгов, из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", земельные участки:
- земельный участок площадью 330,8857 га, кадастровый номер 79:03:1002005:160 находится примерно в 4560 метрах от ориентира по направлению на юго-запад. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира. расположенного за пределами участков. Ориентир дом. Почтовый адрес ориентира: улица Советская, дом 2, село Калинине. Ленинский район, Еврейская автономная область, 679380;
-земельный участок площадью 108,3016 га, кадастровый номер 79:03:1002005:159 находится примерно в 4560 метрах от ориентира по направлению на юго-запад. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира. расположенного за пределами участков. Ориентир дом. Почтовый адрес ориентира: улица Советская, дом 2, село Калинине, Ленинский район, Еврейская автономная область, 679380;
- земельный участок площадью 563,7 га, кадастровый номер 79:03:0000000:81. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: осушительная система "Чурки", северо-восточнее села Калинино, Ленинский район, Еврейская автономная область.
2. Плата по договору
2.1. Цена продаваемых земельных участков определена в соответствии с законом Еврейской автономной области от 18.03.2015 N 667-03 "О регулировании некоторых вопросов, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Еврейской автономной области" и определена в размере;
- участок с кадастровым номером 79:03:1002005:160 - 858 503 (Восемьсот пятьдесят восемь тысяч пятьсот три) рубля 44 копейки;
- участок с кадастровым номером 79:03:1002005:159 - 280 995 (Двести восемьдесят тысяч девятьсот девяносто пять) рублей 23 копейки;
- участок с кадастровым номером 79:03:0000000:81 - 1 462 554 (Один миллион четыреста шестьдесят две тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля 56 копеек.
3. Обязательства сторон
3.1. Продавец обязан передать в собственность, а Покупатель принять по настоящему договору земельный участок свободным от любых имущественных нрав и претензий третьих лиц, о которых в момент заключения договора Продавец или Покупатель мог знать.
3.2. Покупатель оплачивает цену земельных участков единовременно в течение 7 календарных дней с даты заключения договора купли-продажи земельного участка путём перечисления денежных средств в Управление Федерального казначейства по Еврейской автономной области на счет, указанный Продавцом.
3.3. Продавец обязан в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня после вступления в законную силу решения суда о заключении договора сообщить Покупателю сведения о счёте, на которые подлежат перечислению денежные средства в оплату стоимости отчуждаемых по настоящему договору.
3.4. Земельные участки подлежат передаче Продавцом Покупателю не позднее 7 (семи) дней с даты исполнения Покупателем обязанности по оплате выкупной цены земельных участков.
3.5. Ответственность, права и обязанности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
4. Заключительные положения
4.1. Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда о его заключении,
4.2. Право собственности переходит к Покупателю с момента государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Росреестра по ЕАО.
Определением суда от 30.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и не соответствие фактическим обстоятельствам дела, в силу чего обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что полномочия по заключению договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью более 100 га, право государственной собственности на которые не разграничено, с 01.01.2018 переданы органам государственной власти Еврейской автономной области (далее - ЕАО), а, соответственно, в силу положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории ЕАО, не вправе заключать такие договоры, независимо от принятия ими соответствующих решений о предоставлении в собственность земельных участков до 01.01.2018.
Лицами, участвующими в деле, указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не оспаривались.
В этой связи, заключённые истцом 09.01.2018 с МО "Ленинский муниципальный район" в лице его администрации договоры купли-продажи в части, касающейся предоставления истцу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 79:03:1002005:160, 79:03:1002005:159, 79:03:0000000:81, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, являются ничтожными как совершённые неуполномоченным лицом.
Из материалов дела усматривается, что истец обратился в уполномоченный орган с заявлением от 29.10.2018 о заключений договора купли-продажи спорных земельных участков с Приложением соответствующего проекта договора купли-продажи.
Данное заявление по своей форме и содержанию соответствовало требованиям статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчик обязан был завершить процесс передачи земельных участков в собственность истца путём заключения соответствующих договоров купли-продажи без повторной подачи истцом заявления.
Направленный в адрес ответчика проект договора купли-продажи спорных земельных участков содержал все существенные для данного вида договоров условия.
Таким образом, имелись основания для принятия судом первой инстанции решения о понуждении заключить соответствующие договоры.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 26.09.2019 в 11 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Ответчик направил отзыв на жалобу, в котором просил отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик в направленной телефонограмме ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев данное ходатайство суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из содержания указанной нормы права следует, что если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство о его отложении, то совершение данного процессуального действия является правом суда, а не обязанностью последнего.
В рассматриваемом случае, заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, истец не представил доказательств невозможности обеспечить явку в судебное заседание иного представителя.
Третье лицо, извещенное о рассмотрении дела, явку представителя не обеспечило.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и ООО "Соя Экстружн" заключены договоры аренды земельных участков N 45 от 28.03.2014, N 46 от 28.03.2014.
По условиям договоров арендатору предоставлены во временное пользование земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для производства сельскохозяйственной продукции", сроком на 10 лет.
Регистрация договоров аренды произведена 05.05.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.
19.10.2019 ООО "Соя Экстружн" обратилось к Главе администрации с письменным заявлением о предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка площадью 563,7 га с кадастровым номером 79:03:0000000:81, расположенного в границах участка, почтовый ориентир: осушительная система "Чурки", северо-восточнее села Калинино, Ленинский район, ЕАО, являющегося предметом договора аренды N 45 от 28.03.2014 (л.д. 27).
Аналогичные заявления 19.10.2017 поданы и в отношении земельных участков, являющихся предметом договора аренды N 46 от 28.03.2014 с кадастровыми номерами 79:03:1002006:160, 79:03:1002005:159.
Рассмотрев указанные заявления, Администрацией муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области приняты постановления от 24.11.2017 N 1011, от 01.12.2017 N 1022 о предоставлении испрашиваемых земельных участков обществу в собственность за плату без проведения торгов.
Договоры купли-продажи земельных участков от 24.11.2017, 01.12.2017 подписаны ООО "Соя Экстружн" с протоколом разногласий в связи с несогласием с предложенной ценой на основании кадастровой стоимости участков в связи с чем, ООО "Соя Экстружн" обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Еврейской автономной области.
Решением Комиссии N 23 от 07.12.2017 определена рыночная стоимость участков. Администрация муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области оспорило указанное решение Комиссии.
Решением Суда Еврейской автономной области по делу N За-10/2018 от 15.06.2018 в удовлетворении заявления Администрации о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Еврейской автономной области N 23 от 07.12.2017 отказано.
В дальнейшем между ООО "Соя Экстружн" и Администрацией подписаны договоры 09.08.2018 купли-продажи земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с изменением в пункте 2.1 договора по цене участков.
29.10.2018 ООО "Соя Экстружн" обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, направив в его адрес проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 79:03:0000000:81, 79:03:1002006:160, 79:03:1002005:159 в собственность за плату. Иные документы не направлялись.
Письмом от 30.11.2018 Комитет указал на отсутствие у него компетенции по принятию решений в рамках ранее заключенных договоров купли-продажи.
Истец полагая, что с принятием постановления Правительства ЕАО N 66-пп от 01.03.2018 полномочия по распоряжения земельными участками, площадь которых превышает 100 га, переданы органам государственной власти Еврейской автономной области, обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Земельные участки, в отношении которых истцом заявлено требование о передачи их в собственность, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, регламентированы Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Данный закон определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (пункт 1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 10 названного Закона (в редакции, действующей с 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Положениям пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ корреспондируют положения статьи Закона Еврейской автономной области от 18.03.2015 N 667-03 "О регулировании некоторых вопросов, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Еврейской автономной области", который действовал в момент принятия администрацией решения об удовлетворении в предоставлении в собственность истца спорных земельных участков.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области, принятым решением районного Совета муниципального образования "Ленинский район" ЕАО от 21.07.1999 N 18, к полномочиям администрации муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в порядке, установленном Собранием депутатов.
Спорные земельные участки являются участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По смыслу указанных норм права общество, претендующее на приобретение земельных участков в собственность на условиях, предусмотренных Законом N 101-ФЗ, обладало статусом арендатора земельного участка и на момент обращения с соответствующим заявлением в компетентный орган - администрацию муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области - доказало факт надлежащего использования земельного участка в связи с чем реализовало право покупки земельного участка.
Постановления администрации МО Ленинский муниципальный район от 24.11.2017 N 1011, N 1022 от 01.12.2017 приняты в пределах установленных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 ГК РФ).
Вместе с тем, порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из указанных в данном пункте действий, в том числе принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
Таким образом, для заключения договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен заявительный порядок и принятие решения уполномоченным органом.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Вместе с тем, истцом вышеуказанный порядок не был соблюден.
В отношении спорных земельных участков вопрос решался администрацией муниципального района, Постановления администрации недействительными не признавались.
Согласно Постановлению Правительства Еврейской автономной области N 166-пп от 01.03.2018 полномочия по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 100 га и право на которые не разграничено, с 01.01.2018 передано органам государственной власти ЕАО и администрации муниципального образования не относится к числу органов, уполномоченных распоряжаться такими землями.
В ходе государственной регистрации перехода права собственности на спорные земельные участки выявилось, что площадь указанных участков превышает 100 га, что послужило отказом Управлением Росреестра по ЕАО в государственной регистрации, в связи с отсутствием у администрации полномочий.
В настоящее время постановления администрации от 24.11.2017 N 1011, от 01.12.2017 N 1022 не отменены, договоры от 24.11.2017, 01.12.2017 не расторгнуты.
В связи с тем, что договоры купли-продажи указанных земельных участков подписаны в 2017 году на основании принятых постановлений Администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и стороны в последующем урегулировали условия договоров по цене продажи, не имеется оснований считать заключение договоров не уполномоченным лицом.
В связи с указанным вывод суда о том, что Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области не должен был принимать решения по ранее заключенным договорам купли-продажи между ООО "Соя-экстружн" и администрацией Ленинского муниципального района Еврейской автономной области правомерен.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании заявителем норм права и фактических обстоятельств дела.
Предметом спора по настоящему делу является возложение на ответчика обязанности по заключению договоров, недействительность ранее принятых постановлений администрации от 24.11.2017 N 1011, от 01.12.2017 N 1022, действия Комитета, не входят в предмет рассматриваемого спора.
В рассматриваемом случае ООО "Соя Экстружн" обладало статусом арендатора земельного участка и на момент обращения с соответствующим заявлением в компетентный орган - администрацию муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области - доказало факт надлежащею использования земельного участка в связи с чем реализовало право покупки земельного участка.
Фактические действия сторон по подписанию договоров с протоколом разногласий, административном споре по определению кадастровой стоимости и последующем заключении договоров не влечет их недействительность.
Обжалуемый судебный акт об отказе в иске соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03.07.2019 по делу N А16-1556/2019 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1556/2019
Истец: ООО "СОЯ ЭКСТРУЖН"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
Третье лицо: Администрация МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО, Администрация муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области