г. Челябинск |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А07-32578/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстерминал" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2019 по делу N А07-32578/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного казенного учреждения Республики Башкортостан центр организации дорожного движения - Хафизова И.А. (паспорт, доверенность от 13.06.2019);
муниципального унитарного предприятия Управления инфраструктурой транспорта городского округа Уфа Республики Башкортостан - Гута Д.В. (паспорт, доверенность от 17.09.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Транстерминал" (далее - ООО "Транстерминал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному казенному учреждению Службе весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ Служба весового контроля РБ, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 10382 от 29.10.2018; о взыскании государственной пошлины в размере 12 800 руб., уплаченной ООО "Транстерминал" за выдачу специальных разрешений по платежному поручению N7597 от 25.09.2018.
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2019 и 06.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное унитарное предприятие Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП УИТ г.Уфы) и Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа соответственно.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Транстерминал" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что для получения разрешений заявитель представил полный пакет, предусмотренных законом документов.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что максимальная высота транспортных средств составляет 4,4 м, минимальная высота контактных сетей в соответствии с утвержденными правилами должна быть не менее 5,2 м, проезд под контактной сетью возможен без определенных рисков и без принятия каких-либо специальных мер по обустройству инженерных сооружений.
ООО "Транстерминал" полагает, что судом необоснованно отклонен довод ответчика о нарушении срока предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на Интернет-сайте суда, заявитель, а также третье лицо Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения явившегося представителя истцов дело в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель третьего лица МУП УИТ г.Уфы считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом "Транстерминал" в адрес ГКУ Служба весового контроля РБ поданы заявления N N УДХ - 1,2,3,4,5,6,7,8 от 28.09.2018 на получение специальных разрешений на движения по автомобильной дороге в период с 01.11.2018 по 31.01.2019 по маршруту движения г. Уфа - г. Благовещенск, г. Благовещенск - г. Уфа, г. Уфа - г. Нефтекамск, г. Нефтекамск - г. Уфа в количестве 10 поездок следующих автомобилей: КАМАЗ 65116 гос.номер Р603АС 102 с п/п контейнеровоз СЗАП9915 (АР 484202); КАМАЗ 65116 гос.номер Р604АС 102 с п/п контейнеровоз СЗАП9915 (АР 4490 02); КАМАЗ 65116 гос.номер Р088 СЕ 102 с п/п контейнеровоз СЗАП9915 (АР 4846 02); КАМАЗ 65116 гос.номер Р602АС 102 с п/п контейнеровоз СЗАП 9915 (АР 4841 02).
Письмом N 10382 от 29.10.2018 ГКУ Служба весового контроля РБ сообщило об отказе в выдаче специального разрешения на движение по причине отсутствия согласия заявителя на принятие специальных мер по обустройству пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги.
Ссылаясь на нарушение права и законных интересов, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что транспортные средства, принадлежащие ООО "Транстерминал" являются крупногабаритными (16,0 м* 2, 5-м* 4,4 м), процедура согласования проезда под контактными сетями, воздушными линиями городского электротранспорта г. Уфы соблюдена не была, заявитель, уведомленный о необходимости применения специальных мер по обустройству инженерных коммуникаций и сооружений, пересекающих автомобильную дорогу, в порядке, предусмотренном п. п. 23, 24 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", не предпринял необходимых мер к обустройству автомобильной дороги.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями
В пункте 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ установлены требования для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи.
Согласно части 7 указанной статьи орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (Порядок N 258).
Пунктом 4 Порядка N 258 установлено, что специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы, а именно на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Согласно пункту 8 Порядка N 258 в заявлении указывается маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов).
За выдачу специального разрешения предусмотрена уплата государственной пошлины. Копия платежного поручения, подтверждающего уплату государственной пошлины, должна быть приложена к заявлению (пп. 4 пункта 9 Порядка N 258).
Согласно заявлениям, поданным ООО "Транстерминал" вх.вх. N N 9543, 9542, 9541, 9540, 9539, 9538, 9537 от 02.10.2018, маршрут заявителя проходит не только по региональным дорогам и дорогам межмуниципального значения, а также по дорогам городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которые являются дорогами местного значения: г. Уфа - г. Благовещенск, г. Благовещенск, г. Уфа - г. Нефтекамск, г. Нефтекамск - г. Уфа и еще по 7 аналогичным маршрутам, транспортные средства имеют следующие габариты: 16,0 м* 2, 5-м* 4,4 м, данные габариты попадают под понятие крупногабаритного транспортного средства, содержащегося в Постановлении Правительства Российской Федерации "О правилах дорожного движения", для проезда которых необходимо получение специального разрешения.
Согласно п. 9.8. Постановления Правительства РБ от 30.07.2009 N 300 "Об утверждении Перечня государственных услуг (функций) Республики Башкортостан" выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, относится к государственной услуге, оказываемой государственным казенным учреждением Службой весового контроля РБ.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 29.06.2012 N 2919 (далее - Регламент УХБК) муниципальная услуга по согласованию разрешений на проезд крупногабаритного транспортного средства предоставляется отделом по контролю за состоянием благоустройства Управления коммунального хозяйства и благоустройства города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УКХиБ Администрации г. Уфы).
ГКУ Службой весового контроля РБ направлена заявка о согласовании проезда в УКХиБ Администрации г. Уфы Республики Башкортостан и в Администрацию г. Благовещенска как к владельцам автомобильных дорог.
По итогам рассмотрения заявления УКХиБ Администрации г. Уфы направлено письмо с согласованием проезда ООО "Транстерминал" по маршруту а/д "Уфа - Бирск - Янаул" - ул. Зеленая Роща, Бирский тракт, Свободы - А.Невского - Уфимское шоссе - Индустриальное шоссе, д. 37/1, и г.Уфа, Индустриальное шоссе, д. 37/1 - Уфимское шоссе - А. Невского, Свободы - Бирский тракт - Зеленая Роща - а/д "Уфа - Бирск - Янаул".
В согласовании УКХиБ Администрации г. Уфы указывает на особые условия при движении по данному маршруту: при высоте а/поезда более 4,0 м, а в случае пересечения маршрута с трамвайными или троллейбусными линиями, проезд согласовывать с МУЭТ г. Уфа, а также с другими заинтересованными службами.
Согласно п. 23.5 Постановления Правительства Российской Федерации "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения)" перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно п. 3.5 Регламента УХБК, должностное лицо УКХиБ Администрации г. Уфы направляет заявление на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов в МУП СУРСИС (согласование на проезд по искусственным сооружениям тяжеловесного транспортного средства) и МУЭТ г. Уфы (согласование на проезд под контактными сетями и воздушными линиями городского электротранспорта крупногабаритных транспортных средств).
Согласно п. 3.1 Регламента УХБК, предоставление данной муниципальной услуги включает в себя административную процедуру по согласованию проезда под контактными сетями, воздушными линиями городского электротранспорта г. Уфы, в заявлении на согласование ставится печать о согласовании.
В исчерпывающий перечень документов необходимый для выдачи разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, включены: документ, подтверждающий согласование перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с балансодержателем искусственных сооружений (МУП "СУРСИС"), документ, подтверждающий согласование перевозки крупногабаритного груза по всему маршруту движения с балансодержателем контактной сети и воздушных линий городского электротранспорта (МУП "Управление электротранспорта").
Судом первой инстанции установлено, что ни по одному из указанного заявления УКХиБ Администрации г. Уфы не обратилось для согласования проезда в МУЭТ г. Уфы (правопреемник - МУП УИТ г. Уфы).
Поскольку вышеуказанный административный орган не обратился для согласования проезда крупногабаритного транспорта, ГКУ Служба весового контроля РБ, во избежания создания аварийной ситуации на автомобильной дороге, обратилось МУП УИТ г. Уфы для согласования маршрута, по итогам рассмотрения обращения, МУП УИТ г. Уфы выставил счет для оплаты ООО "Транстерминал" на сумму 11 750 рублей 00 копеек по одному заявлению, общая сумма по всем заявлением 94 000 рублей 00 копеек для движения с крупногабаритным грузом по дорогам городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
ООО "Транстерминал" данные счета не оплатило.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 32 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", п. б ч. 5 ст. 2.25 административного регламента по предоставлению государственной услуги государственным казенным учреждением служба весового контроля Республики Башкортостан "Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения", утвержденного Приказом Гостранса РБ N 01-05/98 от 01.06.2018, предусматривает основание для отказа в выдаче специального разрешения в случае отсутствия согласия заявителя на принятие мер по проведению укрепления автомобильных дорог или принятия специальных мер по обустройству пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, определенных согласно проведенной оценке технического состояния автомобильной дороги и в установленных законодательством случаях.
Согласно Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от 29.06.2012 N 2919, под специальными мерами по обустройству инженерных коммуникаций и сооружений, пересекающих автомобильную дорогу понимаются укрепление искусственных сооружений, демонтаж и монтаж колесоотбойных брусьев, информационных конструкций, снятие и укладка верхнего слоя асфальтового покрытия и т.д.
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан руководствуясь Административным регламентом по предоставлению государственной услуги государственным казенным учреждением служба весового контроля Республики Башкортостан "Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения", утвержденного Приказом Гостранса РБ N 01-05/98 от 01.06.2018 отказал в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения, регионального и межмуниципального поскольку заявитель не произвел оплату принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что транспортные средства, принадлежащие заявителю ООО "Транстерминал" являются крупногабаритными (16, 0 м*2, 5-м*4,4 м), процедура согласования проезда под контактными сетями, воздушными линиями городского электротранспорта г. Уфы соблюдена не была, заявитель, уведомленный о необходимости применения специальных мер по обустройству инженерных коммуникаций и сооружений, пересекающих автомобильную дорогу, в порядке, предусмотренном п.п. 23, 24 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", не предпринял необходимых мер к обустройству автомобильной дороги, пришел к выводу, что ГКУ Служба весового контроля РБ было правомерно отказано заявителю ООО "Транстерминал".
Судом апелляционной инстанции рассмотрен довод подателя жалобы о нарушении срока предоставления государственной услуги по выдаче разрешения.
Согласно п. 9.8. Постановления Правительства РБ от 30.07.2009 N 300 "Об утверждении Перечня государственных услуг (функций) Республики Башкортостан" выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, относится к государственной услуге, оказываемой государственным казенным учреждением Службой весового контроля РБ.
Как было указано ранее, согласно п. 3.1.Административного регламента УХБК предоставление муниципальной услуги включает в себя административную процедуру по согласованию проезда под контактными сетями, воздушными линиями городского электротранспорта г. Уфы.
Согласно Регламенту УКХБ, срок согласования на проезд по искусственным сооружениям и под контактными сетями, воздушными линиями городского электротранспорта г. Уфы составляет 7 суток.
В связи с изложенным, в действиях ГКУ Служба весового контроля РБ не имеется пропуска срока выдачи специального разрешения, поскольку срок затянулся в результате действий Управления коммунального хозяйства Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан.
С учетом норм действующего законодательства и исследованных доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2019 по делу N А07-32578/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстерминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-32578/2018
Истец: ООО "Транстерминал"
Ответчик: ГКУ "Служба весового контроля РБ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Третье лицо: МУП УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа РБ