г. Киров |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А31-16044/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, ИНН 4401006568, ОГРН 1034408610411
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 по делу N А31-16044/2018, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (ИНН 4401006568 ОГРН 1034408610411)
о взыскании задолженности,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - Управление, ответчик, заявитель) 139 143 руб. 07 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную в период с ноября 2015 года по август 2018 года (далее - Спорный период).
Исковые требования основаны на статьях 309, 314, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в соответствии с постановлениями Главы администрации г. Костромы отопительный период 2015-2016 годов определен с 01.10.2015 по 29.04.2016, в связи с чем отопление в спорные МКД в мае 2016 года не поставлялось, следовательно, фактическая продолжительность отопительного периода для данных домов составила менее 222 дней. Действующее законодательство не предусматривает внесение платы за услугу "отопление" за расчетный период, а не фактический отопительный сезон. Жилищным законодательством, Правилами N 354 предусмотрено начисление платы за отопление исходя из норматива потребления в течение продолжительности отопительного периода. Законодательство предусматривает ежегодное изменение продолжительности отопительного периода, следовательно, и срока оказания услуги отопления при относительной стабильности норматива потребления. Продолжительность отопительного периода, равная 7,3 месяца (222 дням), является расчетным показателем, используемым для расчета норматива потребления ввиду отсутствия у органа регулирования точных данных относительно фактического периода отопительного сезона в каждом конкретном случае.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец поставляет тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Кострома, ул. Самоковская, д. 4, ул. Комсомольская, д. 61, ул. Комсомольская, д. 63, ул. Ленина, д. 94а, ул. Симановского, д. 101, для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Жилые и нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Кострома, ул. Самоковская, д. 4, кв. 59, комн.2, ул. Комсомольская, д. 61, кв. 2, комн. 2, 3, ул. Комсомольская, д. 61, кв. 2, комн. 1, ул. Комсомольская, д. 63, кв. 3, ул. Комсомольская, д. 63, кв. 4, комн. 2, ул. Комсомольская, д. 63, кв. 2, комн. 2, ул. Комсомольская, д. 63, кв. 2, комн. 1, 3, ул. Комсомольская, д. 61, кв. 2, комн. 4, ул. Ленина, д. 94а, кв. 45, ул. Симановского, д. 101, кв.18, находятся в муниципальной собственности, что ответчиком не оспаривается.
Многоквартирные дома по адресам:
-ул. Самоковская, д.4 с 01.05.2015 по настоящее время находится под управлением ООО "Заволжье",
-ул. Комсомольская, д. 61, 63 находятся под управлением МУП г. Костромы "Городская управляющая компания",
-ул. Ленина, д. 94а с 01.10.2013 по настоящее время находится под управлением ООО "УК "ЖКХ "2",
-ул. Симановского, д. 101 с 01.08.2012 по настоящее время находится под управлением ООО "УК "Жилсервис".
Между Обществом и МУП г. Костромы "Городская управляющая компания" заключен агентский договор N А/1199, по условиям которого управляющая компания поручает Обществу совершать юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную управляющей компании тепловую энергию юридическим лицам и за оказанные управляющей компанией коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам на объекты, находящиеся в управлении МУП г. Костромы "Городская управляющая компания".
Между Обществом и ООО "Заволжье" заключен агентский договор N А/1102, по условиям которого управляющая компания поручает Обществу совершать юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную управляющей компании тепловую энергию юридическим лицам и за оказанные управляющей компанией коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам на объекты, находящиеся в управлении МУП г. Костромы "Городская управляющая компания".
Между Обществом и ООО "УК "ЖКХ N 2" заключен агентский договор N А/1144, по условиям которого управляющая компания поручает Обществу совершать юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную управляющей компании тепловую энергию юридическим лицам и за оказанные управляющей компанией коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам на объекты, находящиеся в управлении МУП г. Костромы "Городская управляющая компания".
Между Обществом и ООО "УК "Жилсервис" заключен агентский договор N А/1188, по условиям которого управляющая компания поручает Обществу совершать юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную управляющей компании тепловую энергию юридическим лицам и за оказанные управляющей компанией коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам на объекты, находящиеся в управлении МУП г. Костромы "Городская управляющая компания".
Согласно пункту 2.1.2 указанных договоров Общество обязуется производить начисление и сбор платы за тепловую энергию, коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, оказанные потребителям в соответствии с нормативными правовыми актами.
В спорный период истец осуществлял поставку тепловой энергии, в том числе с целью отопления спорных помещений.
Расчет платы за коммунальную услугу "отопление" осуществлялся истцом по многоквартирным домам, не оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулой 2 приложения N 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", по многоквартирным домам, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулой 1 приложения N 2 вышеуказанного постановления Правительства РФ.
Нормативы отопления в многоквартирных и жилых домах на территории городского округа город Кострома Костромской области утверждены постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 11.08.2011 N 11/158 "Об утверждении нормативов отопления в многоквартирных и жилых домах на территории городского округа город Кострома Костромской области".
Расчет платы за коммунальную услугу "отопление" по домам, оборудованным общедомовым прибором учета, осуществлялся истцом в соответствии с Правилами N 354 формулой 3 приложения N 2.
Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 23.10.2012 N 12/225, от 28.12.2012 N 12/500 установлены тарифы на 2013 год, Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 20.12.2013 N 13/599, от 20.12.2013 N 13/606 установлены тарифы на 2014 год, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2014 N14/476 установлены тарифы на тепловую энергию на 2015 год, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/523 установлены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 годы.
По расчету истца (с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока исковой давности), задолженность ответчика за спорный период составила 139 143 руб. 07 коп.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом в Спорный период тепловой энергии на объект ответчика подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Между сторонами возник спор об оплате ресурса по нормативу потребления в течение фактического отопительного периода или в течение учтенного Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области отопительного периода, равного 222 дням (далее - нормативный отопительный период).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
При расчете норматива потребления коммунальных услуг на отопление, утвержденного постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 11.08.2011 N 11/158, было определено годовое нормативное потребление тепловой энергии на отопление в течение отопительного периода 222 суток, составившее 0,3567 (0,2405, 0,1990) Гкал/кв. м в год.
Величина ежемесячного норматива потребления коммунальной услуги отопления была рассчитана путем деления годового расхода тепла на 7,3 месяца или 222 дня (0,3567 (0,2405, 0,1990) Гкал/кв. м в год: 7,3 месяца = 0,0489 (0,0329, 0,0273) Гкал/кв. м в месяц).
Таким образом, подлежащий применению в спорном периоде к отношениям сторон норматив потребления коммунальной услуги "отопление" в размере 0,0489 (0,0329; 0,0273) Гкал/кв.м общей площади жилья в месяц был рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение 7,3 месяцев или 222 дней, следовательно, плата за услуги отопления за указанный период должна рассчитываться и вноситься в течение всего нормативного отопительного периода (222 дня) без учета продолжительности фактического отопительного периода.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, если норматив определен путем деления общегодового нормативного количества тепловой энергии на 7,3 месяца, то этот норматив подлежит применению в течение 7,3 месяцев независимо от того, относится соответствующий месяц к отопительному сезону или нет.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 по делу N А31-16044/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-16044/2018
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы