г. Владимир |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А79-11718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.04.2019 по делу N А79-11718/2018, принятое судьей Филипповым Б.Н.,
по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194) к открытому акционерному обществу "Чувашпечать" (ОГРН 1022101130369, ИНН 2128000590), при участии третьего лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (ОГРН 1042129023936, ИНН 2129056028),
об освобождении земельных участков,
при участии:
от ответчика - Яковлев Е.А. по доверенности от 21.05.2019 сроком 3 года;
от истца (заявителя) - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен,
установил.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация, истец) обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Чувашпечать" (далее - ОАО "Чувашпечать", ответчик) об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 21:01:020904:1259 и земельный участок с кадастровым номером 21:01:020904:42 в границах перечисленных координат поворотных точек:
Номер точки |
Координаты |
|
|
X |
Y |
1 |
404657,474 |
1232846,121 |
2 |
404659,797 |
1232845,700 |
3 |
404660,654 |
1232849,729 |
4 |
404658,360 |
1232850,244 |
путем сноса временного торгового киоска по реализации печатной продукции, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, в районе жилого дома N 3, и возвратить вышеуказанные земельные участки администрации города Чебоксары в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением от 18.04.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что письмом от 13.01.2017 N 29/08-101 официально известил ответчика об одностороннем отказе от договоров аренды земли. Таким образом, договоры аренды прекратили свое действие.
Отмечает, что с 01.03.2015 изменился порядок размещения нестационарных торговых объектов на публичных земельных участках. Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов осуществляется путем проведения торгов.
Представитель ОАО "Чувашпечать" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя, по имеющимся в нем материалам.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определениями суда от 23.07.2019, от 13.08.2019.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ОАО "Чувашпечать" (арендатор) заключен договора аренды земельного участка от 15.02.2013 N 12/995-ЛК (далее - Договор), в соответствии с которым Администрация сдала, а ответчик принял во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:020904:0033, общей площадью 18 кв. м., для размещения для эксплуатации ранее установленного торгового киоска "Чувашпечать", расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, в районе жилого дома N 3, представленный согласно постановлению администрации города Чебоксары от 11.01.2013 N 48.
В пункте 2.1 Договора указан срок аренды - до 31.12.2013.
Право собственности на земельный участок, на котором расположен торговый павильон, не разграничено.
По истечении срока аренды в отсутствие возражений арендодателя арендатор продолжил пользоваться земельным участком, в связи с чем договор аренды был возобновлен на неопределенный срок.
Письмом от 13.01.2017 N 29/08-101, полученным ответчиком 18.01.2017, администрация потребовала освободить земельный участок в течение 30 дней со дня получения уведомления и сдать его по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли.
В результате осмотра, проведенного специалистами МКУ "Земельное управление" 16.04.2019, установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020904:1259 и 21:01:020904:42 находится торговый киоск.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требования об освобождении указанных земельных участков послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом действующее с 01.03.2015 земельное законодательство (статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации) также связывает наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схемы размещения нестационарных торговых киосков на территории города Чебоксары утверждаются решением Чебоксарского городского Собрания депутатов в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции и в настоящее время спорный павильон включен в схему размещения нестационарных торговых киосков на территории города Чебоксары. На тот момент также был принят Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденный постановлением администрации города Чебоксары N 1013 от 25.04.2017 (далее - Порядок).
Однако апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 27.05.2019 признаны не действующими с момента вступления в силу решения суда пункты 1,2,7 подпункты 9,10 пункта 10, подпункта 7 пункта 11, пункты 37,43 Порядка.
В указанном определении содержится вывод о том, что субъект малого и среднего предпринимательства в случае предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта на законном основании, даже при истечении срока договора аренды, заключенного до 1 марта 2015, не может быть ограничен в праве на использование места, предусмотренного Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, путем заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта вне конкурентных процедур.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2015 N 225-О, правила части 6 статьи 10 Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Данная норма права не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В приказе Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (пункт 3.2.2).
Демонтаж нестационарного торгового объекта, размещенного изначально в соответствии с тем правовым регулированием, которое имело место на момент такого размещения, а в настоящее время располагающегося в месте, обозначенном в утвержденной Схеме, но в отсутствие действующего порядка, определяющегося правила размещения НТО, которым можно было бы руководствоваться, противоречит как целям и принципам закона о торговле, так и является злоупотреблением правом со стороны администрации, действующей не только как собственник, но и как публично-правовое образование, на котором лежат обязанности по обеспечению жителей муниципального образования услугами торговли, принятию мер экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17 Закона о торговле).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ОАО "Чувашпечать" освободить земельный участок с кадастровым номером 21:01:020904:1259 и земельный участок с кадастровым номером 21:01:020904:42 от временного торгового киоска, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, в районе жилого дома N 3.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.04.2019 по делу N А79-11718/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11718/2018
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: ОАО "Чувашпечать"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике-Чувашии