город Омск |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А46-8791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11702/2019) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-8791/2019 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талисман" (ИНН 5507206985, ОГРН 1085543050691) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска -Шевченко Елена Викторовна по доверенности от 24.07.2019 N 02/6375;
от общества с ограниченной ответственностью "Талисман" - до перерыва: Геннинг Константин Павлович по доверенности от 01.08.2018 N 3;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Талисман" (далее - заявитель, ООО "Талисман", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент), выраженного ненадлежащим рассмотрением заявления о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка; обязании Департамент устранить допущенное нарушение прав общества путем принятия в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу решения о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:100909:2013, площадью 3665 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Волгоградская, д. 32. Дополнительно обществом заявлено о взыскании с Департамента судебных расходов в сумме 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-8791/2019 заявленные по существу требования Общества удовлетворены, признано незаконным бездействие Департамента, выраженное ненадлежащем рассмотрением заявления от 20.03.2019 ООО "Талисман", на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО "Талисман" путем принятия в десятидневный срок, с момента вступления судебного акта в законную силу, решения в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно: принять решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100909:2013, площадью - 3665 кв.м., расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Волгоградская, д 32. Этим же решением с Департамента в пользу ООО "Талисман" взыскано 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, понесенных в связи с рассмотрением дела. Во взыскании остальной части понесенных заявителем судебных расходов отказано; с Департамента в пользу ООО "Талисман" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Департамент не мог принять решение о проведении аукциона в порядке пункта 4 статьи 39 ЗК РФ, о чем указано судом, поскольку схема расположения земельного участка не должна была быть представлена, поскольку земельный участок имеет кадастровый номер. В связи с чем у Департамента отсутствовала обязанность принять решение об утверждении (отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка и проводить аукцион на право заключения договора аренды. Доводов в части распределения судом судебных расходов, связанных с рассмотрением данного дела в арбитражном суде, в апелляционной жалобе не приведено.
Департаментом представлены копия письма от 17.05.2019 N 09/4091, копия журнала учета отправляемых служебных документов по почте, копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100909:2013.
ООО "Талисман" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 26 Постановления N 36, принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Руководствуясь положениями статьи 268 АПК РФ и приведенными разъяснениями, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции приобщает представленные Департаментом дополнительные документы к материалам дела.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
20.03.2019 ООО "Талисман" (далее - заявитель) направил в Департамент обращение в порядке статьи 39.11 ЗК РФ о принятии решения о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:100909:2013, площадью - 3665 кв.м., расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Волгоградская, д 32. Цель использования - гаражи-стоянки: наземные, многоэтажные, подземные.
12.04.2019 письмом N 09/2883 обществу дан ответ о том, что в отношении указанной территории Департаментом архитектуры прорабатываются вопросы по организации работ в целях проведения аукциона.
Доказательств направления в адрес Общества иных ответов в материалах дела не содержится.
По убеждению заявителя, ввиду отсутствия надлежащего решения, уполномоченный орган проявил бездействие.
Полагая, что бездействие Департамента не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "Талисман", последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что после поступления соответствующего заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка у Департамента возникла обязанность в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ обеспечить проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5-9, 13-19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения; Департамент в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ должен был в течении двух месяцев принять распоряжение об утверждении схемы земельного участка с приложением этой схемы или решения об отказе в утверждении схемы земельного участка и направить ее заявителю, однако, до настоящего времени такое распоряжения не принято, заявителю не направлено.
Установив, что длительное бездействие Департамента является незаконным и препятствует приобретению на испрашиваемом праве желаемого земельного участка, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован главой V.1 ЗК РФ.
В соответствии с правилами статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 39.3 ЗК, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предусмотренный пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ перечень исключений состоит из 12 пунктов и является исчерпывающим.
Рассматриваемый в рамках настоящего дела случай предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:100909:2013 к перечню исключений не относится.
В соответствии с правилами статьи 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Статьей 39.11 ЗК РФ предусматривается, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно части 4 указанной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доказательства того, что испрашиваемый Обществом земельный участок не может являться предметом аукциона, в материалах дела отсутствуют.
Обосновывая несогласие с требованиями ООО "Талисман", Департамент не заявляет о каких-либо из перечисленных выше обстоятельствах, ссылаясь лишь на то, что истекли сроки градостроительного заключения и технических условий подключения от 2017 года, в связи с чем необходимо привести документацию по указанному земельному участку в соответствии с действующим законодательством, о чем Департамент якобы уведомил заявителя письмом от 17.05.2019 N 09/4091.
Вместе с тем общество отрицает получение указанного письма, а в материалах дела отсутствуют доказательства направления этого письма в адрес Общества.
Представленный Департаментом журнал учета отправляемых служебных документов по почте, в котором указан номер письма, таким доказательством, поскольку не подвержен соответствующей информацией органа почтовой связи (почтовая квитанция, реестр почтовых отправлений, заверенный органами почты и т.п.).
При этом проведение организационно- штатных мероприятий в структурных подразделениях Администрации города Омска, о которых Департамент сообщил обществу в письме от 12.04.20179 N 09/2883, не является основанием для неисполнения Департаментом обязанностей, регламентированных статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, по подготовке, организации и проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
О существовании иных препятствий для проведения предусмотренной земельным законодательством процедуры аукциона Обществу не сообщено.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Поскольку в предусмотренный законом срок спорное решение Департаментом не принято, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о допущенном Департаментом незаконном бездействии.
В установленных обстоятельствах восстановлению нарушенных прав будет служить возложение на заинтересованное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав путем принятия решения о проведении аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка, либо об отказе в проведении аукциона, с соблюдением процедур, предусмотренных ЗК РФ.
Вместе с тем, при удовлетворении требований суд первой инстанции неправомерно сослался на подпункт 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, учитывая, что, что общество с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в Департамент не обращалось в связи с чем решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-8791/2019 подлежит изменению на основании пункта 4 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные издержки по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Департамент.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-8791/2019 изменить, заменить указание на подпункт 3 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации на подпункт 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2019 по делу N А46-8791/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8791/2019
Истец: ООО "ТАЛИСМАН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА