г. Красноярск |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А33-17896/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Морозовой Н.А., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный комплекс": Тарасовой Н.В., представителя по доверенности от 01.12.2023, диплом, паспорт;
от третьего лица - Правительства Красноярского края: Бакшт Д.А., представителя по доверенности от 11.01.2022 N 3-0159, диплом, паспорт;
от третьего лица - Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: Сивова К.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2024, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации поселка Емельяново (ИНН 2411003594, ОГРН 1022400667882)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 03 августа 2023 года по делу N А33-17896/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный комплекс" (ИНН 2411025044, ОГРН 1152411000169, далее - истец; ООО "ЕКК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации поселка Емельяново (ИНН 2411003594, ОГРН 1022400667882, далее - ответчик; администрация) о взыскании 2 000 000 руб. в счет исполнения обязательств по Концессионному соглашению N 3 в отношении объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования поселок Емельяново от 19.06.2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 августа 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе с учетом уточнений заявитель указал, что администрация считала, что обязана нести расходы только после выполнения концессионером всего объема работ и в размере, соразмерном затраченным истцом средствам. Однако в настоящее время администрация признает, что концессионером затрачено и планируется затратить не менее 6 352 158 руб. с учетом НДС, поэтому довод о процентном соотношении обязательства по несению своих расходов на реконструкцию к стоимости фактически выполненных работ (25 % и 75 % от всего объема работ 100%) не поддерживает.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание с учетом отложения судебного разбирательства в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено на 17.01.2024.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
В Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство от ответчика о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителя ответчика.
В материалы дела 16.01.2024 от Администрации поселка Емельяново поступило заявление с приложением копий актов о приемке фактически выполненных работ N от 14.09.2020, N 1 от 17.09.2021, N 1 от 30.12.2022 и копии локально сметного расчета N 1-23.
В материалы дела 17.01.2023 от истца поступил отзыв на заявление администрации с приложением сводной таблицы.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях полного и всестороннего рассмотрения спора судом дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу с дополнениями истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу Правительство Красноярского края поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "ЕКК" с 2015 г. является ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных ресурсов (тепловой энергии, водоснабжения, оказания услуг по водоотведению) в пгт. Емельяново и д. Крутая Емельяновского района Красноярского края.
19.06.2019 между Правительством Красноярского края (далее - третья сторона), Администрацией поселка Емельяново (далее - концедент) и ООО "ЕКК" (далее - концессионер) заключено концессионное соглашение N 3 в отношении объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования поселок Емельяново от 19.06.2019 N 49 согласно пункту 1.1. которого концессионер обязуется за своей счет создать и (или) реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять предоставление услуг по водоотведению с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, право владение и пользование объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пункт 2.1. объектом соглашения являются объекты водоотведения, предназначенные для осуществления деятельности в пункте 1.1. настоящего соглашения, подлежащие созданию и (или) реконструкции на условиях настоящего соглашения.
Пункт 2.2. объекты соглашения, подлежащие созданию и (или) реконструкции принадлежат концеденту на праве собственности на основании правоустанавливающих документов, являющихся Приложением N 1 к настоящему соглашению.
Пункт 3.1. концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять имущество, являющееся объектом соглашения, а также права владения и пользования указанным объектом в срок, установленный в разделе 7 настоящего соглашения.
Передача концедентом концессионеру объекта соглашения осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами и являющемуся Приложением N 3 к настоящему соглашению.
Обязанность концедента по передаче объекта соглашения считается исполненной после принятия объекта концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи.
Пункт 4.10. концедент направляет концессионеру средства на финансирование расходов на создание и (или) реконструкцию, объекта соглашения в размерах и в сроки, указанные в приложении N 6.
Пункт 9.1. настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до конца 2027 года.
Согласно Приложению N 2 к концессионному соглашению от 19.06.2019, объектами соглашения являются объекты муниципального жилищного хозяйства - объекты водоотведения, принадлежащие муниципальному объединению - поселку Емельяново Емельяновского района Красноярского края на правах собственности.
Приложением N 6 к Соглашению объем расходов на создание и реконструкцию объектов конвекционного соглашения в сфере водоотведения п. Емельяново на срок с 2017 по 2027 определятся в размере в размере 8 030 тыс. руб., в том числе:
- размер расходов на создание и реконструкцию объекта КС, которые предполагаются осуществить концессионером, составляет 6 030 тыс. руб.,
- размер расходов, финансируемых за счет концедента, на создание и реконструкцию объекта КС составляет 2 000 тыс. руб.
Согласно пункту 4.10 и Приложения N 6 к соглашению в период с 2019 по 2020 года кондедент предоставляет концессионеру финансирование на создание и реконструкцию объектов за свой счет в объеме 2 000 0000 руб., в том числе 2019 год - 1 000 000 руб., 2020 год - 1 000 000 руб.
Приложениями N 6 и N 7 были определены сроки и суммы финансирования, задание истцу и основные мероприятия создания и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения со стороны ответчика.
Между тем, в указанный срок денежные средства от концедента концессионеру не поступили. До настоящего времени обязанность концедента по софинансированию расходов на создание и реконструкцию объектов не исполнена в полном объеме в сумме 2 000 000 руб.
05.05.2022 года истец обратился с претензией к ответчику о неисполнении обязательств по соглашению N 3 в части не предоставления финансирования согласно Приложению N 6 объеме 2 000 000 руб.
Письмом от 18.05.2022 N 481 ответчик отказал в оплате со ссылкой на отсутствие в бюджете Емельяново в 2022 году денежных средств на создание и реконструкцию объектов концессионных соглашений, в связи с чем в настоящее время администрация поселка Емельяново не имеет возможности незамедлительного выполнения обязательств, изложенных в приложениях N 6 в соответствии с пунктами 4.10 соглашений.
Учитывая, что в указанный срок денежные средства в счет исполнения обязательств по концессионному соглашению N 3 от 19.06.2019 в размере 2 000 000 не перечислены, обязанность ответчика по софинансированию расходов на создание и реконструкцию объектов не исполнена в полном объеме, то истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ ""О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Целями данного закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Закона N 115-ФЗ орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, которые принадлежат муниципальному образованию на праве собственности.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего федерального закона или существа концессионного соглашения.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона N 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
По результатам проведения конкурсных процедур (конкурсная документация представлена ответчиком в судебное заседание 18.05.2023) между муниципальным образованием п. Емельяново в лице администрации, субъектом Российской Федерации в лице Правительства Красноярского края и ООО "ЕКК" заключено концессионное соглашение N 3 от 19.06.2019, после чего истцу по актам приема-передачи от 01.08.2019 г. были передано имущество, составляющим систему коммунальной инфраструктуры в пгт. Емельяново.
В пункте 1.4. конкурсной документации (стр. 6) указано, что объект концессионного соглашения предоставляется, в том числе в целях осуществления деятельности по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов Соглашения.
Проект концессионного соглашения также содержался в конкурсной документации и предусматривал условие о том, что концедент направляет концессионеру средства на финансирование расходов на создание и (или) реконструкцию, объекта Соглашения в размерах и в сроки, указанные в приложении N 6.
Каких-либо специальных условий, при достижении которых наступает обязанность концедента направить концессионеру соответствующие денежные средства, условия соглашения не содержат.
В Приложении N 6 к концессионному соглашению N 3 от 19.06.2019 объем расходов на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения в сфере водоотведения п. Емельяново на срок с 2017 по 2027 определятся в размере в размере 8 030 тыс. руб., в том числе: размер расходов на создание и реконструкцию объекта КС, которые предполагаются осуществить концессионером, составляет 6 030 тыс. руб., размер расходов, финансируемых за счет концедента, на создание и реконструкцию объекта КС составляет 2 000 тыс. руб.
Пунктом 4.10 и Приложения N 6 к Соглашению в период с 2019 по 2020 года концедент предоставляет концессионеру финансирование на создание и реконструкцию объектов за свой счет в объеме 2 000 0000 руб., в том числе 2019 год - 1 000 000 руб., 2020 год - 1 000 000 руб.
Таким образом, ответчик в рамках данного соглашения принял на себя обязательство по финансированию части работ истца по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов Соглашения, что и было изначально заложено в конкурсной документации и целях заключения такого соглашения.
В рамках концессионного соглашения N 3 от 19.06.2019 истцом разработан план необходимых работ, утверждены соответствующие сметы расходов.
Согласно приложению N 6 к соглашению истец должен затратить в 2019 году 3 330 000 руб., в 2020 - 2 700 000 руб.; ответчик оплачивает дополнительно расходов на 1 000 000 руб. в 2019 и 1 000 000 руб. - в 2020 г. Всего запланирован общий объем расходов за 2019 г. - 2020 г. 8 030 000 руб.
Как следует из материалов дела, согласно акту о приемке выполненных работ за сентябрь 2020 г. N 1 истец выполнил в период с 01.09.2020 по 14.09.2020 работы на 320 935 руб., указанный акт подписан уполномоченными представителями истца и ответчика.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 17.09.2021 N 1 истец за период с 01.08.2021 по 17.09.2021 выполнил работы на 1 561 400 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ за декабрь 2022 г. истец выполнил за период с 01.12.2022 по 30.12.2022 работы на 1 358 168 руб.
Всего выполнено работ на 3 240 503 руб. Возражений и замечаний по указанным актам в дело не представлено. Выполнение истцом работ позже установленного в приложении N 6 срока не свидетельствует об отсутствии необходимости проведения данных работ либо о наступлении негативных последствий.
Акты выполненных работ соотносятся с представленными в материалы дела локальными сметами, согласованной схемой прокладки трубопровода водоотведения, конкурсной документацией, представленными в материалы дела.
Спор по видам, объемам, цена работ отсутствует.
Кроме того, истец обосновал, а участвующие в деле лица - не опровергли необходимость осуществления дополнительных работ согласно локальной смете N 1-23 на 2 961 247 руб., локальной смете N 2-23 на 3 989 728 руб., всего на 6 950 975 руб.
Таким образом, стоимость уже выполненных и планируемых работ составляет 10191478 руб., что превышает запланированную в 2019 году стоимость.
В заявлении от 16.01.2024 ответчик подтверждает, что в рамках выполнения задания концессионеру к настоящему времени ООО "ЕКК" выполнены следующие виды работ:
- по строительству КНС и прокладки напорного коллектора на участке сетей водоотведения: ул. Декабристов, д. 168 - ул. Урожайная: построена КНС на ул. Декабристов, д. 168 и проложен трубопровод до ул. Урожайная, на сумму 1882335 руб. К настоящему времени проложен и трубопровод до начала улицы Урожайная (что было необходимо для запуска в работу КНС). К настоящему времени работа выполнена, но акт о приемке выполненных работ в администрацию поселка Емельяново не предоставлен, следовательно, администрацией поселка Емельяново не подписан, стоимость работ администрации поселка Емельяново неизвестна. На конец 2022 года стоимость работ должна была составить 1 769 803 рубля, но, в связи с ростом цен на строительные материалы, конечная стоимость работ выше.
- проведена реконструкция здания канализационной насосной станции (КНС) на ул. Озерная, 5, на сумму 1358168,0 рублей. Для нормальной работы КНС необходимо проведение работ по устройству ограждения здания в целях исключения доступа посторонних лиц и благоустройству территории, на сумму 1 341 852 руб.
Ответчик признает, что истцом на выполнение задания затрачено и планируется затратить (осуществлено инвестиций в объекты муниципальной собственности в сфере водоотведения) как минимум, на сумму не менее 6352158 рублей, с учетом НДС.
Доводы ответчика о наличии у него обязательства по несению расходов в рамках концессионного соглашения в процентном выражении в зависимости от объема выполненных истцом работ подлежат отклонению необоснованные. Ни законом ни соглашением такой порядок участия концедента в расходах на реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства не предусмотрен.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями (пункт 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы осуществления расходов бюджета публично-правового образования - концедента в рамках исполнения концессионного соглашения:
- в форме бюджетных инвестиций в объект концессионного соглашения при софинансировании (финансовом обеспечении) публично-правовым образованием - концедентом расходов концессионера на создание (реконструкцию) недвижимого имущества, являющегося объектом концессионного соглашения (пункт 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- путем предоставления концессионеру субсидии из бюджета публично-правового образования - концедента в целях возмещения уже произведенных концессионером затрат, связанных с созданием и (или) реконструкцией объекта концессионного соглашения, его использованием (эксплуатацией) по завершении создания (реконструкции) (пункт 6 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4.10. концессионного соглашения N 3 19.06.2019, установлено, что концедент направляет концессионеру средства на финансирование расходов на создание и (или) реконструкцию, объекта Соглашения в размерах и в сроки, указанные в приложении N 6.
Заключенное сторонами соглашение незаключенным или недействительным не признано. Ответчик с требованием о расторжении соглашении к истцу не обращался. Объем выполненных истцом в рамках концессионного соглашения работ ответчиком не оспорен, принят по актам приема-передачи. Из представленных суду апелляционной инстанции пояснений следует, что ответчик заинтересован в дальнейшем исполнении истцом своих обязательств по концессионному соглашению.
При таких обстоятельствах с учетом согласованных сторонами в концессионном соглашении N 3 от 19.06.2019 сроков и сумм финансирования, задания и основных мероприятий создания и (или) реконструкции объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик обязан выполнить принятые на себя обязательства, в связи с чем требование истца о взыскании с ответчика 2 000 000 руб. в счет исполнения обязательств по концессионному соглашению N3 в отношении объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования поселок Емельяново от 19.06.2019 правомерно удовлетворено.
На основании изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 августа 2023 года по делу N А33-17896/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17896/2022
Истец: ООО "ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: Администрация поселка Емельяново
Третье лицо: Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Правительство Красноярского края