город Томск |
|
3 октября 2019 г. |
Дело N А27-2912/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А. А. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-37/2018(2)) на решение от 20.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2912/2019 (судья Ю.Ю. Кормилина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654079, Кемеровская область, г. Новокузнецк, проезд Коммунаров, д. 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (650000, Кемеровская область, Кемерово, проспект Советский, д. 60, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789), о признании недействительными предписаний.
Третьи лица: 1/ Сорокин Александр Николаевич, Кемеровская область, город Киселевск, 2/ Явстер Александр Валентинович, Кемеровская область, город Киселевск, 3/ Алешкин Сергей Николаевич, Кемеровская область, город Киселевск, 4/ Казаев Дмитрий Николаевич, Кемеровская область, город Киселевск, 5/ Студилова Надежда Геннадьевна, Кемеровская область, город Киселевск, 6/ Голдованская Татьяна Владимировна, Кемеровская область, город Киселевск, 7/ Гапунич Галина Каримовна, Кемеровская область, город Киселевск, 8/ Горелова Оксана Николаевна, Кемеровская область, город Киселевск, 9/ Филонова Наталья Ивановна, Кемеровская область, город Киселевск, 10/ Швейкерт Валентина Андреевна, Кемеровская область, город Киселевск, 11/ Бояров Владимир Викторович, Кемеровская область, город Киселевск.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭкоТек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Кемеровской области) о признании недействительным предписания N 779 от 02.11.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Сорокин Александр Николаевич, Явстер Александр Валентинович, Алешкин Сергей Николаевич, Казаев Дмитрий Николаевич, Студилова Надежда Геннадьевна, Голдованская Татьяна Владимировна, Гапунич Галина Каримовна, Горелова Оксана Николаевна, Филонова Наталья Ивановна, Швейкерт Валентина Андреевна, Бояров Владимир Викторович (далее также - третьи лица).
Решением от 20.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, его требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отсутствие договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не является нарушением; отсутствие контейнерной площадки и контейнера на придомовой территории конкретного жилого дома не подтверждает факт совершения заявителем противоправных действий (бездействия), свидетельствующих о неоказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), при неисполнении отдельными собственниками отходов обязанности по установке контейнеров; требование о прекращении начислении платы содержит общие формулировки, оснований производить перерасчет платы не имеется.
От ГЖИ Кемеровской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от третьих лиц в материалы дела не поступили.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для проведения проверки в отношении общества послужило обращение граждан Явстер А.В., Алешкина С.Н., Казаева Д.Н., Студиловой Н.Г., Голдованской Т.В., Гапунич Г.К., Гореловой О.Н., Филоновой Н.И., Швейкерт В.А. в Территориальный отдел Роспотребнадзора в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе с заявлением о необоснованном выставлении ООО "ЭкоТек" счетов на оплату услуг по вывозу КГО при отсутствии заключенного договора, а также фактического оказания услуг.
Граждане Бояров В.В. и Сорокин А.Н. обратились в прокуратуру города Киселевска с заявлениями о необоснованном выставлении ООО "ЭкоТек" счетов на оплату услуг по вывозу КГО при отсутствии заключенного договора, а также фактического оказания услуг.
Обращения направлены в адрес ГЖИ Кемеровской области для проведения проверки.
По результатам проведенных внеплановых выездных проверок инспекцией составлены акты N 855 от 19.11.2018 (дома по ул. Углегорская 5, 7, 12, 17, 21, 25, 26, 28, 30), N 779 от 02.11.2018 (дом по ул. Говорова, 17), N 783 от 02.11.2018 (дом по ул. Чумова, 22).
Обществу выданы предписания N 855 от 19.11.2018, N N 779, 783 от 02.11.2018 об устранении допущенных нарушений.
Согласно предписаниям ООО "ЭкоТек" обязано в установленные в них сроки, устранить нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно: прекратить начисление платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО; выполнить перерасчет за период не оказания коммунальной услуг по вывозу ТКО.
Не согласившись с указанными предписаниями, ООО "ЭкоТек" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу. Предписание должно быть законным, понятным и реально исполнимым.
Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правил N 354).
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В силу пункта 148(21) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, действует до даты (включительно) прекращения предоставления указанной коммунальной услуги соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Пунктом 148(22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; б) заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, на основании обращений граждан инспекцией проведены проверки по соблюдению региональным оператором ООО "ЭкоТек" обязательных требований, по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне "Юг" Кемеровской области, обязанностью которого является организация и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению ГКО, образующихся в зоне его деятельности по названным адресам.
Как установлено в ходе проверки, обществом не предоставлена информация об ознакомлении жителей или нанимателей жилых домов по названным адресам с проектом договора по обращению с ТКО, условиями договора, и доведению до сведения жителей информации о необходимости заключения такого договора; договоры на оказание услуги обращения с ТКО не заключены; документы, подтверждающие факты оказания услуг по вывозу ТКО конкретно жителям или нанимателям жилых домов по указанным адресам не предоставлены; в отсутствии законных оснований (ввиду отсутствия заключенного в соответствии с установленным законодательством порядке договора на оказание услуги обращения с ТКО), производится начисление платы за не оказанные услуги жителям жилых домов по вышеназванным адресам; коммунальная услуга по вывозу ТКО жителям жилых домов по указанным адресам в названный период не оказывалась; контейнерные площадки и контейнеры для сбора ТКО в непосредственной близости к жилым домам по данным адресам отсутствуют.
Таким образом, факт нарушения обществом требований Правил N 354 подтвержден материалами дела, заявителем соответствующими доказательствами не опровергнут.
По мнению заявителя, отсутствие договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не является нарушением.
Суд апелляционной инстанции не принимает данный довод по следующим основаниям.
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В октябре 2017 года Администрацией Кемеровской области ООО "ЭкоТек" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне "Юг" Кемеровской области (соглашение от 27.10.2017). Срок начала работы регионального оператора 01.07.2018.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Таким образом, ООО "ЭкоТек" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для жителей многоквартирных домов и жилых домов зоны "Юг" Кемеровской области, следовательно, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена именно на ООО "ЭкоТек".
При этом общество обязано направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.
Как указывалось выше договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз. 2 пункта 148(1) Правил N 354).
Доказательств совершения конклюдентных действий со стороны общества не представлено, по проверяемым адресам с момента начала деятельности ООО "ЭкоТек" в качестве регионального оператора услуги по обращению с ТКО не оказаны, иного не следует из материалов дела.
При этом на оплату услуг по вывозу ТКО ООО "ЭкоТек" выставляло гражданам платежные документы, которые последними не оплачены. Напротив, при их получении третьими лицами направлены обращения (жалобы) в прокуратуру, СНД КО, перенаправленные в ГЖИ КО, с указанием на то, что услуга по факту не оказывается.
Доводу общества об оказании услуг по месту расположения ближайших контейнеров для складирования ТКО, дана надлежащая оценка судом со ссылкой на пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), согласно которому площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров.
В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
В материалы дела доказательства размещения контейнеров или бункеров-накопителей в территориальной доступности к спорным адресам, позволяющие сделать вывод о фактическом предоставлении гражданам услуг по вывозу ТКО, не представлены.
Из обращений граждан в прокуратуру и Территориальный отдел Роспотребнадзора следует, что фактически коммунальные услуги по вывозу мусора не оказываются, контейнеры для сбора мусора отсутствуют, что подтверждено также актами проверок ГЖИ КО.
Довод представителя общества в судебном заседании о том, что обязанность по размещению контейнеров на ООО "ЭкоТек" не возложена нормативными правовыми актами, подлежит отклонению.
Пунктом 13(1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема й о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Согласно "Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Из приведенных выше положений следует, что региональный оператор несет бремя покупки и размещения контейнеров для сбора ТКО.
Ссылка общества на то, что инспекция предписывает устранить нарушение, которое не было выявлено при проверке (о перерасчете за период неоказания услуг по вывозу ТКО), не принимается, учитывая, что при наличии неясностей или невозможности исполнения предписания в установленный срок заявитель не был лишен возможности обратиться в инспекцию с заявлением о разъяснении предписания. Доказательств того, что заявитель обращался в инспекцию по указанному вопросу в предусмотренный в предписании срок, из материалов дела не следует.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2912/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2912/2019
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области, Государственно жилищная инспекция Кемеровская область
Третье лицо: Алешкин Сергей Николаевич, Бояров Владимир Викторович, Галдованская Татьяна Владимировна, Гапунич Галина Киримовна, Горелова Оксана Николаевна, Казаев Дмитрий Николаевич, Сорокин Александр Николаевич, Студилова Надежда Геннадьевна, Филонова Наиталья Ивановна, Швейкерт Валентина Андреевна, Явстер Александр Валентинович