г. Челябинск |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А07-11388/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Бабиной О.Е., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.07.2019 по делу N А07-11388/2019 (судья Файрузова Р.М.).
Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУЭТ г. Уфы, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Гостранс РБ, ответчик) о взыскании 9 286 764 руб. невозмещенной суммы субсидий (выпадающих субсидий), связанных с перевозкой льготной категории граждан по единым социальным проездным билетам, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Республики Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан (далее - Минфин РБ, Правительство РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.07.2019 исковые требования удовлетворены (л.д. 101-109).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Гостранс РБ обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы, Гостранс РБ указывает, что правоотношения между сторонами основаны на договоре от 16.10.2014 N 950 и дополнительных соглашениях о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр в рамках которых ответчик выполнил взятые на себя обязательства в пределах лимитов бюджетных средств, доведенных до Гостранса РБ.
По мнению заявителя жалобы, обязанность предоставлять субсидии сверх предусмотренных объемов финансирования у Гостранса РБ отсутствует, в связи с чем, отсутствует и основание для наступления ответственности субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан за убытки в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции не учтено, что требования о взыскании недовозмещенной суммы выпадающих доходов, образованных вследствие оказанных услуг по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, являются не правомерными, так как предоставление субсидий за услуги по перевозки граждан, включенных в федеральный регистр не являются предметом договора от 16.10.2014 N 950, так как распределение между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, регулируется распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.06.2006 N 545-р, согласно которому возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится в пределах фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации единых социальных проездных билетов.
Податель жалобы указывает, что из федерального бюджета ответчику по данной статье финансирования в порядке межбюджетных трансфертов не доводилось, в связи с чем, удовлетворение иска в этой части необоснованно по причине отсутствия нормативно-правового регулирования.
Кроме того заявитель полагает, что с учетом положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" Гостранс РБ не является надлежащим ответчиком по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для достижения своих целей предприятие осуществляет пассажирские перевозки граждан, в том числе трамвайным, троллейбусным, сухопутным пассажирским видами транспорта, фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками (пункты 1.3, 2.1, 2.2 Устава), а также в пригородном сообщениях на платной основе.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), с 01.10.2005 были отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан (предусмотренные в частности Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, 27.07.2009 Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 289 было утверждено Положение о Социальной карте Башкортостана. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.11.2009 N 1313-р введена на территории Республики Башкортостан электронная форма единого социального проездного билета.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.10.2014 N 469 определен Порядок организации перевозок отдельных категорий граждан и механизм распределения между транспортными организациями выручки от реализации единых социальных проездных билетов и Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям недополученных доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров.
Между Гострансом РБ, МУЭТ г. Уфы и открытым акционерным обществом "Башкирский регистр социальных карт" был заключен договор от 16.10.2014 N 950 об организации перевозок отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) и распределения между транспортными организациями выручки от реализации ЕСПБ. Срок действия договора - до момента его расторжения сторонами (п. 7.1.) (л.д. 16-15).
Во исполнения Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям недополученных доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров, начиная с октября 2014, ежегодно, между Гостранс РБ и МУЭТ г.Уфы заключаются Соглашения о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по ЕСПБ граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров.
Между Гостранс РБ и МУЭТ г. Уфы заключено соглашение от 19.03.2018 N 6, предметом которого является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2018 субсидий, в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров (л.д. 19-21).
В соответствии с п. 2.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Гострансу РБ, как получателю средств бюджета Республики Башкортостан, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, на цели, указанные в разделе 1 соглашения.
Согласно п. 4.1.1 соглашения Гостранс РБ обязуется обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом 3 соглашения.
Как указывает истец, учет количества перевезенных пассажиров по категориям и выпадающих доходов в МУЭТ г. Уфы осуществляется в электронной форме посредством установленных и функционирующих терминалов на каждом подвижном составе, на основании данных каждого терминала, экономический блок МУЭТ г. Уфы ежемесячно составляет Своды количества перевезенных предприятием пассажиров и суммы выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ по каждой категории льготников. Ежемесячные отчеты, предоставленные в Гостранс РБ согласия условий заключенного Соглашения за период е января по декабрь 2018 были приняты Гостранс РБ без замечаний, реестры распределения выручки от реализации единых социальных проездных билетов в электронной форме утверждены заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (л.д. 25-46).
Полагая, что МУЭТ г. Уфы условия заключенного договора от 16.10.2014 N 950 и Соглашения N 6 исполнило в полном объеме, однако субсидии (выпадающие доходы) из бюджета Республики Башкортостан были предоставлены предприятию не в полном объеме, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан по возмещению выпадающего дохода обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, в силу чего не исполнение обязанности по возмещению таких расходов образует состав правонарушения, последствием которого является возникновение обязанности по возмещению убытков.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
При этом пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 18 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Таким образом, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Поскольку обязательства по возмещению льгот инвалидам и ветеранам отнесено к совместному ведению бюджетов, то обязанность по реализации предоставления льгот относится к субъекту государства с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно статье 7 Закона Республики Башкортостан от 15.07.2005 N 205-з "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ о бюджетном процессе) перечень главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан и бюджета Фонда устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В силу пункта 3 статьи 40 вышеназванного Закона, законом о бюджете Республики Башкортостан утверждаются: ведомственная структура расходов бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан, целевым статьям (государственным программам Республики Башкортостан и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Согласно Приложению 16 к Закону Республики Башкортостан от 30.11.2017 N 549-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (810) определен как главный распорядитель средств республиканского бюджета по подпрограмме "Развитие пассажирских перевозок".
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены в части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, как финансовый орган, на которого возложена обязанность распорядителя соответствующих денежных средств казны субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об исполнении своих обязательств в соответствии с условиями договора от 16.10.2014 N 950 и соглашения N 6 в пределах лимитов бюджетных средств, а также об отсутствии у Гостранса РБ обязанности предоставлять субсидии сверх предусмотренных объемов финансирования, подлежат отклонению, так как оказание услуг по перевозке граждан с использованием ЕСПБ, сумма оказанных услуг, сумма произведенного предприятию возмещения выпадающих расходов и сумма расходов, которая не была возмещена, подтверждены материалами дела. В то же время обязанность субъекта Российской Федерации (Республики Башкортостан) по возмещению выпадающего дохода обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, в силу чего неисполнение обязанности по возмещению таких расходов образует состав правонарушения, последствием которого является возникновение обязанности по возмещению убытков.
Довод о том, что перевозка граждан включенных в федеральный регистр льготников произведена в интересах Российской Федерации, в силу чего требование о взыскании недовозмещенной суммы выпадающих расходов, к субъекту Российской Федерации предъявлено быть не может основано на неверном понимании норм действующего законодательства и противоречит его положениям, изложенным в настоящем постановлении выше.
Учитывая, что вопросы социальной поддержки населения, в частности решение вопросов социальной поддержки инвалидов и ветеранов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по данному предмету отнесены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов государства, то возмещение выпадающих доходов в связи с перевозкой пассажиров, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2015 N 305-ЭС15-2480.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение по приведенным в жалобе доводам отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.07.2019 по делу N А07-11388/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11388/2019
Истец: МУП УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству
Третье лицо: АО "БАШКИРСКИЙ РЕГИСТР СОЦИАЛЬНЫХ КАРТ", Министерство финансов Республики Башкортостан, Правительство РБ