г. Киров |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А17-3751/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.07.2019 по делу N А17-3751/2019, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Управдом"
(ОГРН: 1083720000847, ИНН: 3720004526)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
(ОГРН: 1063702132889, ИНН: 3702092230),
о признании незаконным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - заявитель, ООО "Управдом", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 05.03.2019 N 13-ая.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.07.2019 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе надзорный орган приводит доводы о законности оспариваемого предписания, полагает, что иные выводы суда сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме включает в себя не только фасадные газопроводы, факт принадлежности которых применительно к указанным в оспариваемом предписании домам подтверждается материалами дела. Подробно позиция ответчика изложена в апелляционной жалобе.
Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.08.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.08.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Инспекции от 06.02.2019 N 632 в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 16.01.2019 N ВМ-П9-148 в отношении Общества назначена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения последним требований по содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (т.1 л.д.46-47).
Письмом от 06.02.2019 N 3-15/381 в адрес Общества был направлен запрос о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки (перечень документов определен в запросе) (т.1 л.д.48-49).
Соответствующие письменные пояснения по запросу с приложением имеющихся документов представлены заявителем в надзорный орган письмом от 18.02.2019 (т.1 л.д.51). ООО "Управдом" проинформировало Инспекцию о том, что акты ввода в эксплуатацию фасадных газопроводов отсутствуют ввиду того, что такие трубопроводы являются собственностью Пучежского муниципального района, в состав общего имущества многоквартирных домов газопроводы не передавались. Фасадные газопроводы зарегистрированы на праве собственности за Пучежским муниципальным районом, в подтверждение чего Обществом в надзорный орган представлены соответствующие выписки из ЕГРН.
В ходе проверки Инспекция установила, что Обществом как управляющей организацией не обеспечено проведение технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, подробный перечень которых указан в акте проверки от 05.03.2019 N 39-ая (т.1 л.д.80-87). В связи с этим надзорный орган признал ООО "Управдом" нарушившим требования подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 4, 6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
05.03.2019 Инспекцией в адрес Общества выдано обязательное для исполнения предписание N 13-ая (т.1 л.д.44-45), в соответствии с которым на заявителя в целях устранения изложенных выше нарушений возложена обязанность в срок до 05.06.2019 обеспечить проведение технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, указанных в предписании. Информация об исполнении предписания и документы, подтверждающие его исполнение, должны быть представлены Управляющей компанией в надзорный орган до 10.06.2019.
Полагая, что выданное Инспекцией предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Управдом" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил, признав оспариваемое предписание незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов. За неисполнение предписания в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте проверки и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного надзора по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Данное предписание, в том числе исполнимость изложенных в нем требований, оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Предписанием от 05.03.2019 Обществу указано на необходимость в срок 05.06.2019 обеспечить проведение технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, подробный перечень которых изложен в предписании. В качестве правового обоснования названных требований Инспекцией приведены положения подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, пунктов 4, 6 Правил N 410, подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491, пункта 5.5.6 Правил N 170.
Оценивая законность данного предписания надзорного органа, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым, в том числе отнесено управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами N 491.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (пункт 3 Правил N 491).
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включается, помимо прочего, внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В силу пункта 9 Правил N 491 внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491).
Подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования регламентированы Правилами N 410.
Понятие "внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме" приведено в пункте 2 Правил N 410.
В пункте 4 Правил N 410 установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6 Правил N 410).
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.
В силу подпункта "б" пункта 43 Правил N 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что обеспечение газом перечисленных в предписании многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Управдом", осуществляется посредством газопроводов низкого давления, закрепленных на фасадах жилых домов. Данные газопроводы являются собственностью Пучежского муниципального района, о чем в деле имеются выписки из ЕГРН. Сведений о том, что спорные газопроводы были переданы в состав общего имущества многоквартирных домов, в материалы дела не представлено.
Действительно, Правила N 491 содержат понятие "внутридомовая инженерная система газоснабжения" (пункт 5), определяют внешнюю границу сетей газоснабжения (пункт 9), в пункте 2 Правил N 410 дано понятие "внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме".
Между тем из материалов дела, как обоснованно указал суд первой инстанции, не представляется возможным установить, что спорные многоквартирные дома, помимо газопроводов низкого давления, оснащены также и иным используемым для обеспечения газоснабжения оборудованием, относящимся к общему имуществу дома. Названные обстоятельства, как следует из материалов документарной проверки, надзорным органом не исследовались. Препятствий к всестороннему исследованию и оценке обстоятельств до выдачи предписания у Инспекции не имелось.
В этой связи иная позиция Инспекции в нарушение требований статьи 200 АПК РФ носит бездоказательный, не основанный на материалах дела характер. Вопреки доводам ответчика, само по себе добровольное заключение Обществом договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования от 01.01.2019 не подтверждает позицию надзорного органа о вхождении отдельных элементов ВДГО в состав общедомового имущества (их наличие Инспекцией необходимым образом не доказано).
Пределы рассмотрения настоящего дела ограничены оценкой судом обоснованности (мотивированности) выводов надзорного органа о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания. При этом суд применительно к положениям главы 24 АПК РФ, оценивая законность выданного ответчиком предписания, не подменяет надзорный орган, а оценивает его выводы на предмет их полноты, обоснованности и достаточности. Однако ответчик в нарушение возложенного на него бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для выдачи оспариваемого предписания, не представил в материалы дела необходимых и достаточных доказательств законности и обоснованности рассматриваемого предписания.
При таких обстоятельствах по имеющимся в деле доказательствам суд правомерно признал предписание Инспекции от 05.03.2019 незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого предписания надзорного органа. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требование заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, по существу повторяющие позицию ответчика в суде первой инстанции, апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.07.2019 по делу N А17-3751/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3751/2019
Истец: ООО "Управдом"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области