г. Саратов |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А12-17625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астафьевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, переулок Красного Октября, д. 27, ОГРН 1163443077621, ИНН 3455052505)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2019 года по делу N А12-17625/2019 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, переулок Красного Октября, д. 27, ОГРН 1163443077621, ИНН 3455052505) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210),
заинтересованные лица: Петрова Светлана Михайловна (Волгоградская обл., Городищенский район), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (400012, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д. 41, ОГРН 1023402974561, ИНН 3443009576),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Е.Е. Соловьёв по доверенности от 14.05.2019 N 46,
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" - Е.С. Стрельникова по доверенности от 14.08.2018 N 812,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (далее - ООО "Газпром газораспределение Волгоград", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, антимонопольный орган, административный орган) от 14.05.2019 N 18-01-9.21-04/826 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпром газораспределение Волгоград", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Петровой С.М., УФАС России по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС России по Волгоградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление УФАС России по Волгоградской области от 14.05.2019 N 18-01-9.21-04/826 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Петровой С.М. от 30.11.2018 и проведенного административного расследования УФАС России по Волгоградской области установлено нарушение ООО "Газпром газораспределение Волгоград" требований подпункта "г" пункта 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
По факту выявленных нарушений 21.03.2019 в отношении ООО "Газпром газораспределение Волгоград" составлен протокол N 18-01-9.21-04/826 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.05.2019 N 18-01-9.21-04/826 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям.
Как следует из материалов дела, 19.10.2018 Петровой С.М. была подана заявка на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский p-он, СНТ "Овражье", д. 160.
Пунктом 10 договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения N ВМГ-253/18 от 06.12.2018, направленного ООО "Газпром газораспределение Волгоград" Петровой С.М., предусмотрено, что размер платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства (применяется один из вариантов) определяется в соответствии с приложением N 6, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Стоимость работ по разработке проектной документации и проведения ее экспертизы включается в состав платы и составляет 430 421, 48 рублей, в том числе НДС 65 657, 51 рублей (в случае необходимости создания сети газораспределения).
Размер платы по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов комитетом тарифного регулирования Волгоградской области.
В случае, если размер платы при утверждении будет изменен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, стороны с целью корректировки размера платы заключают дополнительное соглашение к настоящему договору в течение 30 дней после утверждения размера платы.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 83 Правил N 1314 договор о подключении содержит существенные условия, в том числе размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18, размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по подключению (технологическому присоединению), определенной после разработки и проведения экспертизы проектной документации, в случаях если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: переходы через водные преграды; прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом.
В рассматриваемом случае ООО "Газпром газораспределение Волгоград" плата за подключение, которая является существенным условием договора, была определена не по стандартизированным тарифным ставкам, а по индивидуальному проекту. Критерием для заключения с Петровой С.М. договора о подключении по индивидуальному проекту послужило наличие перехода через Городищенский оросительный канал, который, по мнению общества, является водной преградой.
Полагая, что данные условия прокладки газопровода подпадают под критерии для установления размера платы по индивидуальному проекту, ООО "Газпром газораспределение Волгоград" на основании пункта 87 Правил N 1314 выполнило предварительный расчет размера платы, представленный в приложении 6 к договору о подключении N ВМГ-253/18 от 06.12.2018.
Исходя из письма Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 15.03.2019 исх. N 31-09-09/492, на основании представленной к обращению схемы газификации уч. 160 СНТ "Овражье" установлено, что в целях присоединения участка Петровой С.М. прокладку газопровода планируется осуществить через автодорогу и участок Городищенского канала, выполненного в трубе, с применением метода горизонтально направленного бурения.
При этом, по мнению комитета, водовод, проложенный в труде, не является водной преградой. Таким образом, технические решения не соответствуют перечисленным критериям установления размера платы по индивидуальному проекту. На основании этого плата должна быть рассчитана с применением стандартизированных тарифных ставок.
Доводы ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в обоснование отсутствия в его действиях состава административного правонарушения сводятся к тому, что Городищенский оросительный канал представляет собой единый водный объект, включающий в себя гидротехнические сооружения, в том числе спорный трубопровод, и является водной преградой, а также неправомерному принятию судом первой инстанции во внимание писем Комитета тарифного регулирования Волгоградской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не обладающих полномочиями по предоставлению разъяснений в рассматриваемой сфере.
В соответствии с пунктом 2.12 Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п, комитет осуществляет полномочия по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов заключения об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Волгоградской области, в отношении установления (изменения) цен (тарифов).
Согласно письму ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" Городищенская оросительная система представляет собой последовательно возведенный (с 70-х годов прошлого века) единый комплекс 76 взаимосвязанных объектов (насосных станций, магистральных, соединительных, распределительных и сбросных каналов, гидротехнических сооружений, напорных и сбросных трубопроводов, линий электропередач, линий связи и др.) недвижимого имущества собственности Российской Федерации, с забором из Волгоградского водохранилища и подачей оросительной воды на территорию 9 городских и сельских поселений Городищенского муниципального района Волгоградской области для целей орошения сельскохозяйственных культур и обводнения. Общая протяженность системы около 89 км.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.05.2019 исх. N 17715-01708, направленным Петровой С.М., подтверждено, что напорный водопровод оросительной системы диаметром 2 м, проложенный надземным способом, не относится к водной преграде, предусмотренной пунктами 5.4.1 и 5.4.2 СП 62.13330.2011.
В соответствии с Положением о Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции нормативно-правового регулирования в сфере строительства.
При этом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации никаких характеристик водного объекта не определяло. Поскольку, в рамках своих полномочий дало разъяснения по строительству газопровода при пересечении водных преград на предмет возможности осуществления этих работ при строительстве газопровода через напорный трубопровод Городищенской оросительной системы в соответствии со СП 62.13330.2011.
По смыслу пунктов 5.4.1 и 5.4.2 СП 62.13330.2011 "Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780, к водным преградам относятся реки, ручьи, водохранилища, заливы, каналы и т.п.
Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, статья 5 Водного кодекса Российской Федерации не причисляет оросительные каналы и трубопроводы к водным объектам.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что к естественным или искусственным водным препятствиям целесообразно относить реки, озера, проливы, лиманы, каналы, водохранилища и тому подобное, характеризующееся такими параметрами, как ширина, глубина, скорость течения воды, характер дна.
Таким образом, проанализировав собранные по делу доказательства, административный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу, что водовод, проложенный в трубе, не является водной преградой, технические решения не соответствуют перечисленным критериям для установления размера платы по индивидуальному проекту. На основании этого плата должна быть рассчитана с применением стандартизированных тарифных ставок.
Довод ООО "Газпром газораспределение Волгоград" о том, что само по себе неправильное (ошибочное) применение исполнителем по договору расчета платы за подключение по индивидуальному проекту не может быть признано нарушением Правил N 1314, поскольку данные Правила предусматривают процедуру утверждения окончательного размера платы по индивидуальному проекту компетентным органом исполнительной власти, а не исполнителем, не исключает наличия в его действия состава вменяемого правонарушения. Доказательств обращения ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в соответствующий орган с целью выяснения правильности определения платы до направления Петровой С.М. договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения N ВМГ-253/18 от 06.12.2018, определившего плату за подключение по индивидуальному проекту, не представлено и материалы дела не содержат.
В данном случае доказательств принятия обществом всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение Правил N 1314, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "Газпром газораспределение Волгоград" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Газпром газораспределение Волгоград" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы общества о неправомерном привлечении к административной ответственности основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений порядка привлечения ООО "Газпром газораспределение Волгоград" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2019 года по делу N А12-17625/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17625/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Петрова Светлана Михайловна, ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"