г. Самара |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А55-6200/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием:
от ООО "Аккорд" - Клименко О.А. (директор - паспорт),
от Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Объедкова И.В. (доверенность от 09.01.2019),
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2019 года по делу N А55-6200/2019 (судья Степанова И.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аккорд", г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц - Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, ООО "Волга-электро", ФГБУ Рослесинфорг,
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аккорд" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2019 N 128 и просит обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Аккорд" путем принятия положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов, разработанному ООО "Аккорд" в отношении земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 63:26:0000000:682.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Аккорд" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Аккорд" на основании договора аренды лесного участка N 24/07 от 25.03.2008 является арендатором земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 63:26:0000000:682. Договор аренды лесного участка заключен на срок до 18.12.2055.
В соответствии с пунктом 13 а) названного договора, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Общество в установленном порядке представило в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее -министерство) проект освоения лесов.
Оспариваемым приказом от 08.02.2019 N 128 министерство утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы на представленный обществом проект и установило, что осуществление использования лесного участка, по договору, указанному в пункте 1 настоящего приказа, при наличии отрицательного заключения на проект освоения лесов не допускается.
Порядок проведения государственной лесной экспертизы установлен Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов".
В соответствии с пунктом 10 указанного Приказа положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Согласно заключению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный обществу, указаны следующие причины:
* в нарушение п. 28 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 не использована выписка из ГЛР (государственного лесного реестра) для разработки проекта лесов;
* местоположение лесного участка, указанное в проекте освоения лесов и в договоре аренды лесного участка от 25.03.2008 N 24/07, не соответствуют материалам лесоустройства Красноярского лесничества.
Экспертная комиссия, рассмотрев представленный проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду обществу, установила, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что выписка из ГЛР на лесной участок, арендуемый обществом, была представлена в министерство и содержится в самом проекте освоения лесов, все требуемые для положительного заключения документы обществом представлены. Ссылаясь на пункт 5 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", общество считает, что в разделе проекта освоения лесов "Общие сведения" содержатся: сведения о лице, использующем лесной участок: адрес (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - место нахождения и почтовый адрес, для физических лиц - адрес места регистрации), вид использования лесов, дата и номер договора аренды лесного участка либо выданного уполномоченным органом свидетельства о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка. Заявитель указывает на то, что письмом от 26.10.2018 министерство сообщило о том, что спорный земельный участок по результатам таксации 2013 года не относится к землям лесного фонда, однако министерство на протяжении пяти лет продолжало реализовывать права арендодателя, в частности, получать арендную плату.
Министерство, ссылаясь на положения ст. 24, 88, 89 ЛК РФ, п. 28 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, считает оспариваемый приказ законным и обоснованным. В обоснование возражений министерство считает, что обществом при разработке проекта освоения лесов выписка из ГЛР не использовалась, согласно данным ГЛР участок с кадастровым номером 63:26:0000000:682 по материалам таксации 2013 года к землям лесного фонда в том числе Красноярского лесничества не относится.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден Приказом Минприроды России от 26.09.2016 г. N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов".
В соответствии с п. 3 указанного Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ.
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (п. 9 Порядка).
По правилам абз. 2 п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству РФ, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Требования к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
В соответствии с п. 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Из содержания указанных норм следует, что проект освоения лесов разрабатывается на основании не только материалов государственного лесного реестра, но и на основании других документов, среди которых: договор аренды лесного участка, свидетельство о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), документы территориального планирования, а также иные специальные обследования.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 03.04.2019 спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Согласно схемы расположения и границ лесного участка (приложение N 1 к договору аренды N 24/07, заключенному между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Волга-электро" (арендатор)) спорный лесной участок расположен: Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, кв. N 75, выдел 10, площадь 3,0 га. В приложении N 5 к договору аренды N24/07 отражены характеристики лесного участка - лесные земли.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 договора от 12.08.2013 о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N 24/07 аренды лесного участка от 25.03.2008 с согласия Арендодателя-Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Арендатор (ООО "Волга-электро") передает Новому арендатору (ООО "Аккорд") все свои права и обязанности по Договору N 24/07 аренды лесного участка от 25.03.2008 на лесной участок из земель лесного фонда, общей площадью 3,0 га, с кадастровым номером 63:26:0000000:682, имеющий местоположение; Самарская область, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 75, в границах, указанных в кадастровом паспорте, а Новый арендатор обязуется уплатить 116 000,00 (Сто шестнадцать тысяч) рублей 00 копеек за передачу прав и обязанностей Арендатора и принять по Договору N 24/07 аренды лесного участка от 25.03.2008 г. права и обязанности Арендатора.
Все права и обязанности Арендатора по Договору N 24/07 аренды лесного участка от 25.03.2008 передаются Арендатором Новому арендатору в полном объеме, имеющемся у Арендатора на момент заключения настоящего Договора.
Договор N 24/07 аренды лесного участка от 25.03.2008 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 19.05.2009 номер регистрации 63-63-26/017/2009-145.
Тогда как министерство ссылается только на сведения ГИС ИнГЕО (выкопировка из планшета), где отражены материалы таксации 2013 года и спорный участок к землям лесного фонда не относится.
Вместе с тем, министерство не учитывает все вышеуказанные правоустанавливающие документы и документы регистрации, а также не имеет намерений на расторжение договора аренды лесного участка от 25.03.2008.
Исходя из изложенного выводы министерства о нарушении обществом п. 28 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, о не соответствии материалам лесоустройства Красноярского лесничества местоположения лесного участка, указанного в проекте освоения лесов и в договоре аренды лесного участка от 25.03.2008 N 24/07 суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованными.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у министерства отсутствовали законные основания для утверждения оспариваемым приказом отрицательного заключения, и оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы аналогичны доводам, которые приводились ответчиком в суде первой инстанции, они являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2019 года по делу N А55-6200/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6200/2019
Истец: ООО "Аккорд"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: ООО "Аккорд", ООО "Волга-электро", Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ Рослесинфорг, ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА