г. Самара |
|
03 октября 2019 г. |
дело N А65-16765/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
с участием:
от Федеральной службы исполнения наказаний России - Сунгатуллин А.Н., доверенность от 29.03.2019, диплом N 2671/08 от 03.07.2008,
от акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань" и от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2019 года по делу N А65-16765/2019 (судья Мубаракшина Э.Г.)
по иску акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань" (ОГРН 1021602833141, ИНН 1660031631) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ОГРН 1021603470393, ИНН 1659007313), а при недостаточности средств с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром межрегионгаз Казань" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", (далее - первый ответчик, Учреждение), а при недостаточности средств с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - второй ответчик, ФСИН России) за счет средств казны Российской Федерации задолженности в размере 4 112 481,49 руб.
Решением от 17.07.2019 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчики не согласились с принятым судебным актом и обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просят отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы первый ответчик указал, что истцом не представлено доказательств того, что Учреждение намеренно уклонялось от исполнения контракта, и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от учреждения, привело к нарушению сроков его исполнения.
ФСИН России заявляло, что не может являться по данному делу в качестве соответчика, поскольку не являлось субъектом данного спорного правоотношения в силу закона
Исковые требования могут предъявляться лишь к тем лицам, которые нарушают либо оспаривают права, свободы или законные интересы заинтересованного лица, и которые привлекаются к участию в деле на стороне ответчика.
Удовлетворение требований истца в полном объеме может привести к необоснованной выгоде. Так ФСИН России, не привлекался ни к какой материальной ответственности за нарушение договорных обязательств.
Установление недостаточности денежных средств у учреждения для исполнения обязательства определяется при рассмотрении требования кредитора, предъявленного к основному должнику и лицу, несущему субсидиарную ответственность, и является основанием для удовлетворения требования в отношении субсидиарного должника.
Довод истца о недостаточности у Учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств ни чем не обоснован, не подтвержден доказательствами и основан лишь на личном субъективном суждении, что является существенным для решения вопроса об удовлетворении требования в отношении субсидиарного должника.
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 241 БК РФ.
Доказательства невозможности исполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан требований в связи с недостаточностью средств либо намеренным отказом от исполнения, в материалах дела также отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы второго ответчика идентичны с доводами жалобы первого ответчика
В судебном заседании представитель ФСИН России свою жалобу и жалобу Учреждения поддержал.
Представители истца и первого ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя второго ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
22.10.2018 между истцом (поставщик) и первым ответчиком (покупатель) заключен государственный контракт N 13096 поставки газа в 2019 году организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, по условиям которого поставщик обязуется поставлять, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 контрактов).
В соответствии с пунктом 5.5.1 государственного контракта расчеты за газ производятся в следующем порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 года N 294:
в срок до 18 числа месяца поставки покупатель производит плановый платеж в размере 30% от объема газа этого месяца, предусмотренного договором;
окончательный платеж за месяц осуществляется покупателем в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, рассчитывается как разница между фактической стоимостью поставленного газа, указанной в товарной накладной и платежами, поступившими за газ, поставленный за отчетный месяц.
Фактический объем поставленного ответчику газа в январе 2019 года составил 237,370 тыс.м.куб., в феврале 2019 года составил 199,943 тыс.м.куб., в марте 2019 года 203,309 тыс.м.куб., что подтверждается актом поданного-принятого газа, всего на сумму 4 112 481,49 руб.
Согласно пункту 4.7 контракта все документы, предусмотренные настоящим пунктом и пунктом 4.6. контракта (сводные акты, акты поданного-принятого газа, ТОРГ-12) направляются покупателю, и один экземпляр подлежит возврату поставщику в надлежаще оформленном виде до 30 числа месяца, следующего за текущим месяцем поставки. При не возврате указанных документов и при отсутствии мотивированного отказа от подписания документов, считаются принятыми покупателем на условиях, указанных в них.
Первый ответчик поставленный газ не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, из существа обязательства, суд приходит к выводу, что к отношениям, установленным между истцом и ответчиком, применяются правила энергоснабжения, установленные гражданским законодательством и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поставка газа первому ответчику подтверждена представленными в материалы дела актами поданного -принятого газа за январь 2019 года N 579, N 573 за февраль 2019 года, N 575 за март 2019 года.
Учитывая, что на дату рассмотрения спора по существу материалами дела подтверждено наличие долга за поставленный газ в размере 4 112 481,40 руб. за январь, февраль, март 2019 года, доказательства погашения долга не представлены, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании долга в заявленном размере обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод ФСИН России о том, что является ненадлежащим ответчиком судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Из пунктов 1 - 3 статьи 123.21 ГК РФ следует, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 (далее - БК РФ) в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
В соответствии с пунктом 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления N 21 при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Собственником имущества основного должника - учреждения является Российская Федерация, ФСИН является главным распорядителем средств бюджета. В то же время в силу статьи 102 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации, полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Исходя из положений статей 123.21, 399 ГК РФ, подпункта 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Российская Федерация в лице ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Поскольку собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности его имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при недостаточности денежных средств у учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН по Республики Татарстан взыскание необходимо произвести в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчиков по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителей жалоб том, что ФСИН России не является по данному делу соответчиком, поскольку не является субъектом данного спорного правоотношения в силу закона, приводился в суде первой инстанции был исследован и обоснованно отклонен.
Довод заявителей жалоб о том, что истец не предъявил требования к основному должнику отклоняется как необоснованный, поскольку суд взыскал задолженность с основного должника, которым является Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", с заявителя же взыскана задолженность при недостаточности денежных средств, которая устанавливается в процессе исполнения судебного акта.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями жалоб не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчики освобождены на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2019 года по делу N А65-16765/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16765/2019
Истец: АО "Газпром межрегионгаз Казань", г.Казань
Ответчик: Федеральная служба исполнения наказания г.Москва, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", г.Казань