г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А56-52230/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Шайдорова Ф.В. по доверенности от 15.01.2019
от заинтересованного лица: Стадниковой Е.А. по доверенности от 29.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24468/2019) ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КУДРОВО-СЕРВИС на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2019 по делу N А56-52230/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КУДРОВО-СЕРВИС"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кудрово-сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 28.02.2019 N 12-19(ЭА).
Решением суда от 01.07.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Комитета на основании распоряжения от 01.02.2019 N 12-19 (ЭА) проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, осуществляющего деятельность по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-он, г. Кудрово, мкр. Новый Оккервиль, ул. Областная, д. 3 (далее - МКД) на предмет соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), а также в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В ходе проверки были выявлены нарушения Обществом лицензионных требований, в связи с чем было выдано предписание от 28.02.2019 N 12-19(ЭА), где в пункте 1 отмечено следующее нарушение:
- Общество в платежных документах по оплате за жилищно-коммунальные услуги за октябрь 2018 года осуществило перерасчет платы за отопление (доначисление) за межотопительный период 2018 года (за сентябрь 2018 года), что является нарушением пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011N 354 (далее - Правила N 354), а также пункта 3 Приложения N 2 Правил N 354.
В соответствии с выданным Комитетом предписанием Обществу необходимо в срок до 23.09.2019 всем собственникам помещений МКД произвести возврат доначисленной Обществом платы за отопление за межотопительный период 2018 года (сентябрь 2018 года) в размере 345 527,75 руб., указанной в платежных документах по оплате за жилищно-коммунальные услуги за октябрь 2018 года.
Не согласившись с пунктом 1 указанного предписания Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявления Общества.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 данной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 2.3 данной статьи управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 43 Правил объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) указанных Правил.
Согласно абзацу второму пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Vд x Si / Sоб x Тт, где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, указанный МКД оборудован узлом учета тепловой энергии, фиксирующим общий объем тепловой энергии, потребляемой в МКД, объем тепловой энергии, затраченной на отопление, объем тепловой энергии, затраченной на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В МКД установлено 4 индивидуальных тепловых пункта, с помощью которых осуществляется приготовление горячей воды непосредственно в МКД.
В силу вышеприведенных правовых норм, при наличии приборов учета коммунальных ресурсов расчет размера платы за коммунальные услуги должен производиться исходя из показаний прибора учета.
Заявитель указал, что указанный МКД имеет закрытую систему теплоснабжения, технологически поставка услуги горячего водоснабжения связана с потерями тепловой энергии, которые происходят через полотенцесушители, установленные в жилых помещениях собственников МКД, потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение производится круглосуточно и является неотъемлемой частью поставки горячей воды, при этом потери тепловой энергии не включены в тариф на горячее водоснабжение.
Таким образом, в межотопительный период в МКД отсутствует потребление тепловой энергии на отопление, вся тепловая энергия, вошедшая в дом в межотопительный период, является тепловой энергией в системе горячего водоснабжения.
При этом нормами Правил не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях, в качестве платы за отопление.
Факт нарушения Обществом пункта 42(1) Правил подтверждается материалами дела. Данные нарушения привели к увеличению суммы корректировки платы за отопление, выставленные в платежных документах собственникам и нанимателем.
Доказательств необходимости отопления спорного МКД в межотопительный период в материалы дела не представлено. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления услуг по отоплению дома в межотопительный период в отсутствие такой необходимости.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2019 по делу N А56-52230/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52230/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КУДРОВО-СЕРВИС"
Ответчик: Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24468/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-52230/19
14.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-52230/19