г. Челябинск |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А47-1489/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Бабиной О.Е., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивная школа N 1 г.Медногорска" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.07.2019 по делу N А47-1489/2019 (судья Пархома С.Т.).
Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - Фонд МЖКХ Оренбургской области, истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению "Спортивная школа N 1 г. Медногорска" (далее - МАУ "СШ N 1 г. Медногорска", ответчик) о взыскании 181 966 руб. 99 коп. задолженности, 31 335 руб. 02 коп. неустойки (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л.д. 49-50, 71, 79-80).
Решением суда первой инстанции от 03.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 96-101).
МАУ "СШ N 1 г. Медногорска" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в соответствии с требованиями статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 01.09.2014) уплата взносов на капитальный ремонт в период с 01.10.2014 по 30.06.2015 должна была производиться на основании заключенного договора. При этом истец, в нарушение статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не направил проект договора ответчику, в связи с чем договор не заключен по вине истца. Следовательно, в период с 01.10.2014 по 30.06.2015, в отсутствие договорных отношений, МАУ "СШ N 1 г. Медногорска" не обязано было уплачивать взносы в Фонд МЖКХ Оренбургской области.
Податель жалобы указывает, что до подписания истцом договора от 31.12.2015 с акционерным обществом "Система город" платежные документы в адрес ответчика не направлялись, и он был лишен возможности оплачивать взносы на капитальный ремонт по вине истца. У ответчика отсутствовали номера банковского счета и банковские реквизиты для перечисления денег за капитальный ремонт.
Кроме того, и после заключения договора от 31.12.2015 с акционерным обществом "Система город", вплоть до января 2019 счета в адрес ответчика не выставлялись, в связи с чем, у него отсутствовали основания для оплаты взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции должен был привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Система город", как лицо, обязанное направлять платежные документы в адрес ответчика в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 и муниципальное образование г. Медногорск Оренбургской области, как лицо, являющееся собственником спорного помещения, и на которое статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", возложена обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
До начала судебного заседания от Фонда МЖКХ Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, от подателя жалобы также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 562-п.
На территории Оренбургской области принят Закон от 12.09.2013 N 1762/539-V-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", а также Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах" (далее - региональная программа).
В перечень региональной программы включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Медногорск, ул. Оренбургская д. 6 (л.д. 87).
Помещение N 5, расположенное по адресу: г. Медногорск, ул. Оренбургская д. 6, площадью 567,6 кв.м., принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Оренбург Оренбургской области (л.д. 23).
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа г. Медногорска" владеет вышеуказанным помещением на праве оперативного управление с 2011, в подтверждение чего представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 26).
Истец направил в адрес ответчика претензию от 16.01.2017 N 88-ю, с требованием об оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт (л.д. 52), которая оставлена без ответа.
Истец, указывая, что МАУ "СШ N 1 г. Медногорска" до настоящего времени не выполнило обязательство по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, обратился с исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества, в том числе уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.
Как следует из материалов дела, помещение N 5, расположенное по адресу: г. Медногорск, ул. Оренбургская д. 6, площадью 567,6 кв.м., принадлежит ответчику на праве оперативного управления с 2011 (л.д. 26).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Толкование пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
При этом в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Учитывая, что ответчику с 30.12.2011 на праве оперативного управления принадлежит спорное нежилое помещение, на его стороне имеется обязанность нести расходы на содержание находящегося у него во владении, пользовании, распоряжении помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В силу пункта 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
По выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд капитального ремонта формируется одним из двух способов (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт:
- на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 154 Кодекса введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 названного Кодекса).
Как было указано выше, в отношении многоквартирного дома, помещением в котором владеет ответчик, утверждена региональная программа капитального ремонта и принято решение о формировании фонда капитального ремонта.
Таким образом, собственник (законный владелец) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию, в том числе капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Медногорск, ул. Оренбургская д. 6 включен в региональную программу, утвержденную Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12. 2013 N 1263-пп, официально опубликованного 30.01.2014, в связи с чем, обязанность у собственников помещений по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла с 01.10.2014.
Постановлениями Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1267-п, от 24.11.2016 N 889-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику данного помещения.
Размер расходов, подлежащих несению ответчиком по уплате взносов на капитальный ремонт, определен истцом исходя из площади нежилого помещения (567,6 кв.м.) и установленного минимального размера взноса.
Согласно расчету истца на ответчика подлежат отнесению расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2014 по 31.05.2019 в размере 181 966 руб. 99 коп.
Расчет долга, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Бремя доказывания надлежащего исполнения обязательства по оплате и отсутствия задолженности лежит на ответчике (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем доказательств исполнения обязательств по оплате в полном объеме в порядке, установленном законом, в материалы дела не представлено.
Поскольку спорное помещение в заявленный период принадлежало ответчику на праве оперативного управления, то в силу прямого указания закона, с учетом положений статьей 8.1, 131, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", последний обязан нести расходы на содержание принадлежащих ему помещений, а также по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, ответчик, зная о наличии у него обязанности в установленный законом срок вносить соответствующие платежи своей обязанности не исполнил в отсутствие уважительных причин.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании долга обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для предъявления истцом к взысканию с ответчика пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи. Уплата указанных процентов осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 05.12.2015) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании неустойки является правомерным.
По расчету истца размер неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств, за период с 25.02.2016 по 01.03.2019, составляет 31 335 руб. 02 коп.
Расчет пеней судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в период с 01.10.2014 по 30.06.2015, в отсутствие договорных отношений, МАУ "СШ N 1 г. Медногорска" не обязано было уплачивать взносы в Фонд МЖКХ Оренбургской области, подлежит отклонению, поскольку как верно указал суд первой инстанции, до внесения изменений в статью 181 Жилищного кодекса Российской Федерации законодательство не связывало возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, поскольку данная обязанность возникала на основании прямого указания закона (статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, исходя из положений статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации момент возникновения обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом.
Принимая во внимание, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Оренбургской области на 2014 - 2043 годы, утвержденная Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп, официально опубликована 30.01.2014, собственники помещений в многоквартирных домах Оренбургской области, которые включены в региональную программу, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт с 01.10.2014.
Довод о том, что ответчику счета на оплату не выставлялись, в связи с чем у него отсутствовали основания для оплаты взносов на капитальный ремонт, подлежит отклонению.
Платежные документы на уплату взносов выставляются в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что обязанность по своевременному внесению платы за помещение ставится в зависимость от получения должником платежных документов.
Не выставление истцом соответствующих платежных документов не является основанием для освобождения собственника от обязательств по оплате взносов за капитальный ремонт.
Довод о необходимости привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Система город" и муниципальное образование г. Медногорск Оренбургской области, подлежит отклонению. Между акционерным обществом "Система город" и Фондом МЖКХ Оренбургской области заключен договор от 31.12.2015 N 2, в соответствии с которым организация оказывает региональному оператору комплекс услуг (л.д. 19-22). На указанное общество нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона от 12.09.2013 N 1762/539-V-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" не возлагают обязанностей в рамках раздела 9 названного кодекса, следовательно правовых оснований для привлечения к участию в деле акционерного общества "Система город", у суда первой инстанции не было.
Кроме того, ответчик, как обладатель права оперативного управления в отношении спорного нежилого помещения, с момента возникновения такого права обязан нести расходы на содержание общего имущества, в том числе уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, правовых оснований для привлечения к участию в деле муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области, не имеется.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.07.2019 по делу N А47-1489/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивная школа N1 г.Медногорска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1489/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МАУ "Спортивная школа N1 г.Медногорска"