г. Хабаровск |
|
04 октября 2019 г. |
А80-220/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Затыльный М.А. представитель по доверенности от 05.06.2019;
от государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
на решение от 07.08.2019
по делу N А80-220/2019
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа о привлечении государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб" (ОГРН 1028700587035, ИНН 8709008156, далее - предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 07.08.2019 заявленные требования управления удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.08.2019 по делу N А80-220/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы предприятие ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 07.08.2019 по делу N А80-220/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУП Чукотского автономного округа "Чукотснаб" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением срока привлечения к ответственности.
Орган государственного строительного надзора, реализуя предоставленные ему Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 полномочия, вправе выдать лицу, осуществляющему строительство, обязательное для исполнения предписание.
26.12.2016 по результатам выездной внеплановой проверки объекта капитального строительства "Четыре РВС - 5000 на территории нефтебазы в г.Певек" ГУП ЧАО "Чукотснаб" межрегиональным технологическим управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен акт от 26.12.2016 N 196, согласно которому строительства объекта осуществляется на основании разрешения на строительство от 03.10.2011 N RU87504101-13, выданного администрацией Чаунского муниципального района, сроком действия до 31.12.2016. Проектная документация утверждена положительным заключением экспертизы проектной документации от 23.09.2011 3 956-11/ГГЭ-7600/03, выданным ФАУ "Главгосэкспертиза России". На момент проведения строительно-технической экспертизы объект капитального строительства в эксплуатацию не принят. Согласно результатам проведенного обследования фундаментальные плиты резервуаров выполнены в соответствии с требованиями рабочей документации и их несущая способность при действии проектных нагрузок обеспечена при условии штатной работы системы термостабилизации грунта под подошвой фундамента (система Мульти ГЕТ ТСГ, РД-015/011).
Составлен акт от 26.12.2016 N 196 и ГУП ЧАО "Чукотснаб" вынесено предписание от 26.12.2016 N 196, в пункте 1 которого предприятию было указано на необходимость представления результатов термомониторнга под подошвой фундаментов резервуаров на основании проектной документации система Мульти ГЕТ ТСГ, РД-015/011 в срок до 01.08.2017.
По распоряжению МТУ Ростехнадзора от 20.12.2017 N 205-р/Е/7-03 проведена внеплановая выездная проверка законченного строительства, объекта капитального строительства "Четыре РВС - 5000 на территории нефтебазы в г. Певек" ГУП ЧАО "Чукотснаб". По результатам проведенной проверки МТУ Ростехнадзора составлен акт от 29.01.2018 N 205, в котором зафиксировано, что представленные результаты термометрического мониторинга свидетельствуют о нештатной работе системы Мульти ГЕТ ТСГ, РД-015/011. При визуальном осмотре объекта выполнить замеры не представилось возможным. Адаптер не подключился к термокосе, на которой расположены датчики. Пункт 1 предписания от 26.12.2016 N 196 не исполнен.
Предприятию выдано предписание от 29.01.2018 N 205 (л.д.19) в срок до 01.08.2018 представить результаты термомониторинга под подошвой фундаментов резервуаров, имеющих положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертизы России, в соответствии с проектной документацией по системе Мульти ГЕТ ТСГ, РД-08-/1-2011-КР лист 10, РД-051/11-ПЗ лист 18, 19. Экземпляр данного предписания получен ГУП ЧАО "Чукотснаб" 29.01.2018.
Указанный в предписании срок (до 01.08.2018) не продлевался.
С 01.01.2019 территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Чукотского автономного округа является ДВУ Ростехнадзора (приказ Ростехнадзора от 28.09.2018 N 472).
В целях осуществления контроля исполнения предписания от 29.01.2018 N 205 на основании распоряжения ДВУ Ростехнадзора от 05.03.2019 N Р-А71-204 проведена внеплановая выездная проверка вышеуказанного объекта капитального строительства.
По результатам данной проверки 29.03.2019 составлен акт (л.д.28), в котором установлено неисполнение предприятием пункта 1 предписания.
25.04.2019 должностным лицом ДВУ Ростехнадзора в присутствии представителя ГУП ЧАО "Чукотснаб" составлен в отношении предприятия протокол N 05Пр05/87-11-01-04 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд, который решением от 07.08.2019 привлек предприятие к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 50 000 руб.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Состав административного правонарушения общества материалами дела подтверждается. Предприятие не приняло всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Представленные предприятием в орган сведения не признаны исполнением требования п.1 предписания от 29.01.2018 N 205, поскольку предприятию необходимо было представить сведения в соответствии с проектной документацией по системе Мульти ГЕТ ТСГ. Согласно пункту 6.2 рассматриваемой проектной документации (051/11-РД-П3) мониторинг за работой систем охлаждения должен отвечать требованиям ГОСТ 25358-82, взамен которого принят ГОСТ 25358-2012.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ дата изготовления судом решения в полном объеме считается датой принятия решения.
При этом суд первой инстанции ошибочно применил срок привлечения к ответственности 1 год, указав, что статья 4.5 КоАП РФ устанавливает годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области градостроительной деятельности.
Учитывая постановление от 15.01.2019 N 3-П и определение от 26.03.2019 N 823-О Конституционного Суда Российской Федерации, информационное письмо от 04.06.2019 N 7-ВС-3680/19 Верховного Суда Российской Федерации административное правонарушение по ст. 19.5 КоАП РФ отнесено к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений. Предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения исчисляется для правонарушения против порядка управления, т.е. 2 месяца для административного органа, 3 месяца для суда. Кроме того, федеральный законодатель в КоАП РФ предусмотрел самостоятельную административную ответственность за нарушение законодательства в области градостроительной деятельности в качестве прямого объекта посягательства.
На основании изложенного в рассмотренном споре на дату решения суда срок привлечения к административной ответственности истек, что в силу п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция установила основание для отмены судебного акта, предусмотренное статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 07.08.2019 по делу N А80-220/2019 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-220/2019
Истец: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ДУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ГУП ЧАО "Чукотснаб"