г. Саратов |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А12-15072/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 30.09.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 03.10.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Грабко О.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по развитию туризма Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года по делу N А12-15072/2019 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению Комитета по развитию туризма Волгоградской области (ИНН 344194561, ОГРН 1123444004200, 400066, ул. Краснознаменская, д.12)
к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д.28А)
о признании недействительным представления,
третьи лица:
Администрация Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр.Ленина, д.9, ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965),
Комитет финансов Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7, ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624),
Министерство спорта Российской Федерации (ИНН: 7703771271, ОГРН: 1127746520824, 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18),
Администрация города Волгограда (ОГРН: 1023403433822, ИНН: 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5)
Комитет по строительству администрации Волгограда(400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 7, ОГРН 1053444086266, ИНН 3444126000),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Федющенко Е.В., доверенность N 29-18-67/28 от 28.12.2018 (срок доверенности по 31.12.2019); Нестерова С.А., доверенность N 29-23-22/01 от 28.05.2019 (срок доверенности по 31.12.2019).
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию туризма Волгоградской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 28.03.2019 N 29-11-57/23-7089.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по развитию туризма Волгоградской области не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, Управление) в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 04.09.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Волгоградской областью на основании Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок от 21.03.2017 N 50 были предоставлены иные межбюджетные трансферты федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области по реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
В пункте 1.1. Соглашения от 21.03.2017 N 50 (т. 1 л.д. 71-82) определен размер предоставляемых из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов - 59 200 000 руб.
В подпункте "а" пункта 2.1 Соглашения от 21.03.2017 N 50 определено условие предоставления иных межбюджетных трансфертов - наличие в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 1.1. Соглашения, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, с учетом установленного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2.2. Соглашения от 21.03.2017 N 50 субъект Российской Федерации обязан обеспечить финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации в объеме, предусмотренном в главе I настоящего Соглашения.
Согласно пункту 3.2.6. Соглашения от 21.03.2017 N 50 субъект Российской Федерации обязан соблюдать График перечисления иных межбюджетных трансфертов и установленный уровень финансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, на исполнение которых предоставляются иные межбюджетные трансферты.
Согласно пункту 5.1. Соглашения от 21.03.2017 N 50 за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения стороны несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на реализацию мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок, Соглашением от 21.03.2017 N 50 были предусмотрены следующие объемы софинансирования:
- 59 200 000, 00 рублей - объем финансирования мероприятий за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- 77 221 100,00 рублей - объем финансирования мероприятий за счет средств бюджета Волгоградской области;
- 25 889 900,00 рублей - объем финансирования мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования.
Фактически объем использованных средств - 144 312 768 рублей 59 копеек, согласно Отчету об использовании субсидии и о достижении планового значения целевого показателя результативности использования субсидии за январь - декабрь 2017 г.
Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области проведена плановая выездная проверка в отношении Комитета по развитию туризма Волгоградской области, назначенная приказом Управления от 18.01.2018 N 32-ОД от 18 января 2019 г. N 32-ОД "О назначении плановой выездной проверки в комитете по развитию туризма Волгоградской области", от 14 февраля 2019 г. N 101-ОД "О продлении срока проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля в комитете по развитию туризма Волгоградской области" (т. 2 л.д. 21-25).
Темой выездной проверки являлась проверка предоставления и использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, связанных со строительством и/или реконструкцией тренировочных площадок; с поставкой, монтажом, демонтажем строений и сооружений временного назначения и/или вспомогательного использования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физкультуры и спорта".
В ходе вышеуказанной выездной проверки УФК по Волгоградской области было установлено, что фактически произведенные расходы на реализацию мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок, за 2017 год составили в общей сумме 144 312 768,59 руб., в том числе за счет средств ИМБТ в сумме 59 200 000 руб., субсидий из бюджета Волгоградской области (с учетом средств муниципального бюджета) в сумме 85 112 768,59 руб. Причиной неполного освоения средств бюджета Волгоградской области в сумме 17 998 231,41 руб. явилась сложившаяся экономия по строительно-монтажным работам и технологическому подключению. Неиспользованный остаток средств ИМБТ в сумме 3 725 509,28 руб. возвращен в бюджет Волгоградской области.
В ходе проверки УФК по Волгоградской области пришло к выводу о том, что Комитетом в 2017 году при реализации Соглашения от 21.03.2017 N 50 превышен объем финансирования за счет средств федерального бюджета на общую сумму 6 564 529,20 руб. (акт проверки стр. 18-19 т. 2 л.д. 43-44).
Выявленные факты являются нарушением статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.01.2014 N 7, пункта 3.2.2. Соглашения от 21.03.2017 N 50 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок, заключенного между Министерством спорта Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области (далее - Соглашение).
Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки Комитета по развитию туризма Волгоградской области (Облтуризм) от 01.03.2019 (т. 2 л.д. 26-63).
По результатам проверки Управлением вынесено представление от 28.03.2019 N 29-11-57/23-7089 (т. 1 л.д. 17-19).
В соответствии с оспариваемым представлением Комитету предписано рассмотреть информацию о выявленном нарушении, разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения в течение трех месяцев со дня получения настоящего Представления, а также о результатах исполнения проинформировать УФК не позднее семи календарных дней с даты исполнения представления.
Считая названное представление Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 28.03.2019 N 29-11-57/23-7089 незаконным, Комитет по развитию туризма Волгоградской области обратился в арбитражный суд.
Комитет по развитию туризма Волгоградской области полагает, что нарушений, перерасхода средств федерального бюджета им допущено не было, Управлением допущена неправильная квалификация бюджетного нарушения, субсидия представлена с соблюдением закона, доля софинансирования предусмотрена соглашением только для субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что при осуществлении мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года Волгоградской областью, как публично-правовым образованием, при осуществлении фактических расходов был нарушен принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Волгоградской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 132.1 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.01.2014 N 7 (ред. от 10.09.2016) "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок (далее - Правила N 7).
Правилами N 7 установлен порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок, стадионов и тренировочных комплексов, предназначенных для проведения предсоревновательных тренировок, и тренировочных площадок, стадионов и тренировочных комплексов в местах размещения баз команд, предназначенных для проведения тренировочных мероприятий.
В силу пункта 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами Управления о том, что Правила N 7 должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьей 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 Правил N 7, иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству спорта Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Согласно пункту 3 Правил N 7 предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения между Министерством спорта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов (далее - соглашение), которое заключается по форме, утверждаемой Министерством спорта Российской Федерации.
Пункт 3 Правил N 7 определяет, что Соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов должно содержать в том числе, размер предоставляемых иных межбюджетных трансфертов, сведения о размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, бюджете муниципального образования (при наличии) на финансовое обеспечение мероприятий, с учетом установленного уровня софинансирования.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 7 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов являются наличие в бюджете субъекта Российской Федерации, бюджете муниципального образования (при наличии) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий с учетом установленного настоящими Правилами уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил N 7 при этом уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета не может быть установлен выше 80 процентов и ниже 50 процентов соответствующего расходного обязательства.
Соотношение между объемами средств должно сохраняться постоянным с момента установления указанных показателей в Соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов. Только при таком условии сохраняется баланс интересов сторон Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов при использовании бюджетных средств двух бюджетов. Наличие в Соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов конкретных показателей результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов является тем ориентиром и экономической целью, которую субъект Российской Федерации, получая иные межбюджетные трансферты, обязуется достигнуть именно за счет выделяемого объема средств бюджетов, как федерального, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Правила N 7 содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта Российской Федерации, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 БК РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Анализ норм бюджетного законодательства свидетельствует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются и принимаются (возникают) на основании регионального закона о бюджете конкретного региона, региональных программ, а также на основании заключаемых от имени субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации соглашений (межбюджетные соглашения).
В силу статьи 219 БК РФ бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Условие предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов в пункте 2 Правил N 7 предполагает не только наличие в региональном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований, но и фактическое принятие в соответствующем финансовом году расходных (бюджетных) обязательств субъектом Российской Федерации и фактическое расходование средств регионального бюджета с учетом установленного уровня софинанисрования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на мероприятия региональной программы, софинансируемые из федерального бюджета.
Судом первой инстанции при вынесении решения правомерно принято во внимание то, что Соглашение от 21.03.2017 N 50 и Правила N 7 содержат положения об обязательном возврате остатков иных межбюджетных трансфертов, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года.
Положения Правил N 7, регулирующие обязательный возврат неиспользованных средств иных межбюджетных трансфертов и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Указанные выше условия Правил N 7 и Соглашения от 21.03.2017 N 50 в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Волгоградской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением от 21.03.2017 N 50, предоставленные иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки иных межбюджетных трансфертов по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков иных межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета (пункт 5 статьи 242 БК РФ).
В то же время приведенные условия Соглашения от 21.03.2017 N 50 и Правил N 7 устанавливают принцип соблюдения долей между средствами иных межбюджетных трансфертов и собственными средствами бюджета Волгоградской области при расходовании бюджетных средств.
Результаты проведенной Управлением проверки свидетельствуют о том, что принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Волгоградской области, Волгоградской областью как публично-правовым образованием при осуществлении фактических расходов был нарушен.
Суд первой инстанции правомерно согласился с доводами Управления о том, что при соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета субъекта Российской Федерации, оно возникает также и в отношении средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета. При этом установленная Соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах субъекта Российской Федерации указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей иные межбюджетные трансферты, которые были израсходованы субъектом Российской Федерации в полном объеме (то есть с перерасходом), а собственные средства субъекта Российской Федерации при этом незаконно сэкономлены, в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
УФК по Волгоградской области правомерно отмечено, что при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, Волгоградская область не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения от 21.03.2017 N 50, Правил N 7 в целях оправдания получения остатков (экономии) средств бюджета Волгоградской области, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что не соблюдение уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного в Соглашении о предоставлении субсидии, при фактическом расходовании средств иных межбюджетных трансфертов, является нарушением условия предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов.
Довод Комитета о том, что в Соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок от 21.03.2017 N 50 не одно из условий не содержит обязанности субъекта Российской Федерации обеспечить уровень софинансирования расходного обязательства за счет средств местного бюджета, и расчет был выполнен неверно, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку в соответствии с п. 1.1 Соглашения от 21.03.2017 N 50 субъект Российской Федерации обязуется принять иные межбюджетные трансферты, использовать их по целевому назначению и обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 77221,1 (семьдесят семь миллионов двести двадцать одна тысяча сто) руб., средств местного бюджета в размере 25889,9 (двадцать пять миллионов восемьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот) руб., а также обеспечить выполнение условий Соглашения.
Правила N 7 содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и бюджета субъекта Российской Федерации установлен в Соглашении от 21.03.2017 N 50, где стороны согласовали между собой уровни софинансирования, установив в соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов на выполнение мероприятий региональной программ, и одновременно приняли на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Фактически объем использованных средств (федерального бюджета - 59 200,0 и бюджета субъекта Российской Федерации - 85 112,8), согласно Отчету об использовании субсидий и о достижении планового значения целевого показателя результативности использования субсидий за январь-декабрь 2017, составил 144 312 768 руб. 59 коп.
Расчет суммы бюджетного нарушения, выраженного в нарушении установленного соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета условия, определяющего объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета осуществляется по следующей формуле, установленной в приказе Минфина России от 31.03.2017 N 53н "Об утверждении методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета" и в Постановлении Правительства РФ от Ю.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации": SH = Бф - SK * Кф, где SH - сумма бюджетного нарушения; Бф - сумма предоставленной субсидии из федерального бюджета для финансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по Соглашению; SK - объем фактически произведенных кассовых расходов на исполнение исходных обязательств субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году; Кф - доля софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, предусмотренная Соглашением, определяемая как отношение суммы субсидии, подлежащей предоставлению из федерального бюджета по данному Соглашению, к общей сумме соответствующего исходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях финансирования которого предоставлена субсидия (округляется с точностью до одного знака после запятой).
6 564 529, 20 = 59 200 000,00 - (144 312 768,59 * 59 200 000,00/162 111 000,00).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при общем объеме фактически использованных средств в размере 144 312 768 рублей 59 копеек, средства иных межбюджетных трансфертов могли быть использованы в размере не более 52 635 470 рублей 80 копеек (144 312 768,59 * 59 200 000,00/162 311 000,00).
Таким образом, УФК по Волгоградской области по результатам проверки пришло к обоснованному выводу о перерасходе средств федерального бюджета в сумме 6 564 529, 20 копеек.
Предоставление финансовой помощи в форме иных межбюджетных трансфертов не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов. Суд принимает во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013.
При этом является обоснованной позиция Управления о том, что Соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету Волгоградской области является окончательным документом, в котором стороны согласуют соответствующие взаимные расходные обязательства на исполнение программных мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов. Получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении Соглашения).
Изменение такого соотношения средств при исполнении расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов публично-правовых образований. Волгоградская область получила неосновательно экономическую выгоду, сократив свои расходные обязательства, чем нарушила условия софинансирования расходных обязательств, допустив при этом избыточный расход средств федерального бюджета.
Таким образом, оспариваемое Представление N 29-11-57/23-7089 от 28.03.2019 соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на заявителя какие-либо незаконные обязанности, а также не создает иные препятствия, которые могут повлиять на осуществление экономической деятельности заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по развитию туризма Волгоградской области не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года по делу N А12-15072/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15072/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ