03 октября 2019 г. |
Дело N А83-11740/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г., Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Каштановой А.О.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции по жилищному надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года по делу N А83-11740/2018 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Авентин" (295026, г. Симферополь, ул. Гагарина, д. 14а, оф. 317а, 318)
к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (ул. Павленко, д. 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
третье лицо: Шотолова Валентина Николаевна (295034, г. Симферополь, ул. Лермонтова, д. 5, кв. 108)
о признании незаконным предписания N 256 от 23.04.2018,
установил:
24.07.2018 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Авентин" (ОГРН 1159102118867 - л.д. 23-30 т. 1, далее - ООО "УК "Авентин" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованиями к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (ОГРН 1149102018691 - л.д. 22-25 т. 2, далее - Жилищная инспекция) о признании незаконным предписания N 256 от 23.04.2018 о возложении на заявителя обязанности принять меры по приведению линейно-кабельных сооружений перед окнами квартиры N 108 по ул. Лермонтова, дом N 5, г. Симферополя в соответствии с требованиями строительных норм и правил монтажа (л.д. 11-12 т. 1).
Требования мотивированы тем, что кабель за окнами квартиры N 108 Шотоловой В.Н. не входит в состав общего имущества дома N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя, нарушения требований по монтажу кабеля обязаны устранять операторы связи, Жилищной инспекцией не доказан факт нарушения монтажа кабеля, при проверке осмотр и фотофиксация производились не из квартиры Шотоловой В.Н., а с прилегающей территории девятиэтажного дома.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным и отменено названное предписание Жилищной инспекции. С Жилищной инспекции в пользу ООО "УК "Авентин" взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 99-104 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что Жилищной инспекцией не установлен и не доказан факт принадлежности кабеля к общему имуществу многоквартирного дома, обслуживаемого заявителем.
Жилищная инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основанием, что судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, с нарушением норм процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 134-137 т.1).
В апелляционной жалобе указано на то, что кабель, провисающий перед окнами квартиры N 108, является инженерной сетью многоквартирного дома N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя, которую заявитель обязан содержать в надлежащем виде.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании с 19 по 26 сентября 2019 года объявлен перерыв.
Представитель Жилищной инспекции в судебном заседании 19.09.2019 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "УК "Авентин" и Шотолова Валентина Николаевна повторно в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 22.08.2019, копии которого получили 28.08.2019 и 30.08.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 5-6 т. 2).
27.08.2019 и 21.09.2019 информация о времени и месте судебного заседания (в том числе о перерыве) размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 7, 13 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 15-20 т. 2), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
Основным видом деятельности ООО "УК "Авентин" является код по ОКВЭД 68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д. 25 т.1), с 03.11.2016 по настоящее время ООО "УК "Авентин" является лицензиатом по обслуживанию многоквартирного дома N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя. Данные обстоятельства подтверждены сведениями ЕГРЮЛ РФ и скриншотами Реестра многоквартирных домов Республики Крым, в отношении которых лицензиатом осуществляется деятельность по управлению, Реестра лицензий Республики Крым с приложением многоквартирных домов (л.д. 25 т.1, 19-20 т. 2).
23.04.2018 ведущим специалистом отдела лицензирования и лицензионного контроля, государственным жилищным инспектором Республики Крым Губаревым И.В. на основании акта проверки N 40 от 23.04.2018 выдано предписание N 256, которым установлено нарушение пункта 7 и 8 главы 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и статьи 6 Федерального закона "О связи от 07.07.2003 N 126-ФЗ и ООО "УК "Авентин" предписано в срок до 07.06.2018 принять исчерпывающие меры по приведению линейно-кабельных сооружений перед окнами квартиры N 108 по ул. Лермонтова, дом N 5, г. Симферополя в соответствии с требованиями строительных норм и правил монтажа (л.д. 20 т.1).
Во исполнение предписания заявитель письменно обратился к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым о принадлежности проходящего между домами N 5 и N 6 по ул. Лермонтова г. Симферополя кабеля. До этого обращался к ГУП "Крымтелеком", Департаменту городского хозяйства, различным интернет-провайдерам о принадлежности этого кабеля (л.д. 57-69 т.1).
Из названного акта проверки и документов, послуживших основанием для проведения проверки, следует, что поводом к ее проведению явилась повторно поданная жалоба Шотоловой В.Н. (проживающей в квартире N 108 дома N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя) о ненадлежащем монтаже провайдерами кабелей; предметом внеплановой выездной проверки - соблюдение лицензиатом обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирным домом; проверка проведена на основании приказа заместителя начальника Жилищной инспекции N 421 от 12.04.2018 уполномоченными лицами - государственными жилищными инспекторами Волковым Н.В. и Губаревым И.В. в присутствии главного инженера ООО "УК "Авентин" Черного М.А. (л.д. 16-18, 31 т. 1).
Проверкой установлено, что линейно-кабельные сооружения выполнены без соблюдения строительных норм и правил монтажа (каких конкретно в акте проверки не указано); кабели связи провисают перед окнами квартиры N 108 дома N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя, часть линии связи касается козырька балкона и при воздействии ветра создает шум; согласно представленному акту границ эксплуатации внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжений и водоотведении, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома (л.д. 18).
Жилищной инспекцией суду первой инстанции представлены фото расположения подведенного к многоквартирному дому кабеля (л.д. 49-50 т. 1), но данные фото не отражают информации о дате и месте фотофиксации, средствах такой фиксации, а также иной информации, позволяющей идентифицировать объект фотофиксации и отнести его к дому N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя. В связи с чем, эти фото суд апелляционной инстанции на основании статьей 67 и 68 АПК РФ не принимает в качестве доказательства.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018, далее - ЖК РФ) и пунктом "а" части 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями при управлении многоквартирным домом управляющей компанией (лицензиатом) является оказание услуг (выполнение работ) для надлежащее содержания общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг, обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 27.03.2018) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Согласно пункта 20 этого Перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме, включают:
проверку заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки;
проверку и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения;
техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладку электрооборудования;
контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
Относительно работ, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, пункт 9 названного Перечня, предусматривает выполнение следующих работ:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.);
выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;
контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Жилищная инспекция не установила и не доказала нарушение ООО "УК "Авентин", как лицензиатом, каких-либо из приведенных выше лицензионных требований.
Пунктами 7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018), установлено, что в состав общего имущества включается сети (кабеля) от внешней границы - от внешней границы стены многоквартирного дома.
В акте проверки указано на то, что при проверке предоставлен акт границ эксплуатации, по которому в состав общего имущества включены (в том числе) электросети от внешней границы стены многоквартирного дома. Из жалобы заявителя от 04.05.2018 в Жилищную инспекцию следует, что никакой акт границ эксплуатации на проверку не предоставлялся (л.д. 18, 21 т. 1). При рассмотрении дела судами первой и апелляционной интенций Жилищная инспекция также не представила такой акт границ эксплуатации.
Части 3 и 5 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О связи" предусматривают, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи; операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.
Как установлено, ООО "УК "Авентин" не является ни организацией связи, ни оператором связи, а потому не является субъектом ответственности по статье 6 названного Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.
Жилищная инспекция, как орган, осуществляющий публичные полномочия, не выполнила возложенную частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемо предписания и обстоятельств, послуживших основанием для принятия этого предписания.
Так не доказаны обстоятельства осуществления заявителем монтажа электросети (кабеля), расположенной за окнами квартиры Шотоловой В.Н., и включение этих сетей в общее имущество многоквартирного дома N 5 по ул. Лермонтова г. Симферополя, невыполнение ООО "УК "Авентин" конкретных лицензионных требований.
Недоказанность таких обстоятельств исключает возможность выдачи в адрес ООО "УК "Авентин" предписания, так как согласно статьи 20 ЖК РФ и пункта 4.16 Положения об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 173 (ред. от 12.12.2017), только установление нарушения лицензионных условий является основанием для выдачи должностным лицом органа муниципального жилищного контроля предписания о прекращении нарушений обязательных требований.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении норм материального права, без нарушений норм процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года по делу N А83-11740/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11740/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АВЕНТИН"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Шотолова В. Н.