город Омск |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А46-8054/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11635/2019, 08АП-12093/2019, 08АП-12333/2019) Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Чопозова" и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решения Арбитражного суда Омской области от 30.07.2019 по делу N А46-8054/2019 (судья Солодкевич И.М.),
принятое по заявлениям к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414): 1) Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным и отмене предписания N 52-22-11/428 от 29.01.2019, 2) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области о признании недействительным представления N 52-22-11/811 от 13.02.2019,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Чопозова",
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области - до перерыва начальник Овсянников Иван Владимирович (паспорт, на основании выписки из ЕГРЮЛ), Савилова Ольга Михайловна (паспорт, по доверенности от 19.06.2019 N 15 сроком действия до 31.12.2019); после перерыва Овсянников Иван Владимирович;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - до и после перерыва Шишкин Виталий Игоревич (удостоверение, по доверенности от 04.09.2019 N ИСХ-19/МСХ-5228 сроком действия до 31.12.2020);
от Администрации Муромцевского муниципального района Омской области - до перерыва Подойницин Геннадий Григорьевич (паспорт, по доверенности от 08.02.2019 N 24 сроком действия до 31.12.2020); после перерыва - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федерального казначейства по Омской области - до и после перерыва Зима Юлия Романовна (удостоверение, по доверенности N 521610/6752 от 31.08.2017 сроком действия до 31.12.2019);
установил:
Управление сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области (далее - Муромцевское управление сельского хозяйства, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее - УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 29.01.2019 N 52-22-11/428.
На основании данного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2019 возбуждено производство по делу N А46-8054/2019.
Также Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, министерство) подано в Арбитражный суд Омской области заявление к УФК по Омской области о признании недействительным представления от 13.02.2019 N 52-22-11/811.
Данное заявление определением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2015 принято к производству N А46-9041/2019.
Определением от 18.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Омской области привлек Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области (далее - администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Колхоз Чопозова" (далее - ООО "Колхоз Чопозова").
Определением от 27.06.2019 Арбитражного суда Омской области дела N А46-8054/2019, N А46-9041/2019 объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу номера А46-8054/2019.
Решением от 30.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-8054/2019 в удовлетворении заиленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхозпрод Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается, что субсидии предоставляются получателям субсидий по ставкам на 1 гектар посевной площади отчетного года, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, овощами открытого грунта, определяемым Министерством; размер субсидии, предоставляемой в 2017 году, должен быть рассчитан исходя из размера посевной площади 2016 года, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, то есть субсидия носит авансовый характер; целью установления значений показателя результативности является сохранение посевных площадей отчетного года; в таких условиях значение показателя результативности не должно быть ниже показателей отчетного года.
Министерство считает допущенную в приложении N 1 к Соглашению терминологическую ошибку не существенной и считает необходимым понимать под "площадью используемой пашни" "посевную площадь"; в соответствии с расчетом общая сумма части субсидии, подлежащей возврату, составляет 304 805 руб. 36 коп.
ООО "Колхоз Чопозова" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого предписания, ссылаясь, что обществом в 2017 году правомерно получена субсидия в размере 13 829 807 руб. 20 коп, исходя из засеянных в отчетном, 2016 году площадей и утвержденных ставок (181 руб. за 1 га пшеницы, овса, гороха, 905 руб. за 1 га однолетних трав, 45 руб. за 1 га многолетних трав); допущенное Муромцевским управлением сельского хозяйтва нарушение связано не с размером выданной субсидии, а с неверным определением показателя результативности на 2017 год в соглашении от 21.04.2017 N 5, заключенном с ООО "Колхоз Чопозова".
Муромцевское управление сельского хозяйства в апелляционной жалобе также просит решение от 30.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-8054/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на соблюдение ООО "Колхоз Чопозова" условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом 4 пункта 10 Порядка N 113-п, соглашением от 20.04.2017 N 3, к каким отнесено сохранение площади пашни, а не посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве УФК по Омской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву на апелляционную жалобу были приложены дополнительные доказательства, которые приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях всесторонней, полной и объективной оценки обстоятельств по делу.
ООО "Колхоз Чопозова", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счел возможным о рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 19.09.2019, представитель Минсельхозпрода Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации Муромцевского муниципального района Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Муромцевского управления сельского хозяйвтва поддержали доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просили также решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФК по Омской области с доводами апелляционных жалоб не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 19.09.2019, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 26.09.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
ООО "Колхоз Чопозова" и администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, после перерыва в судебном заседании явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие представителей указанных лиц.
От УФК по Омской области поступили письменные дополнения к отзыву на апелляционные жалобы, которые приобщены к материалам дела.
После перерыва в судебном заседании представители Муромцевского управление сельского хозяйства, Минсельхозпрода Омской области и УФК по Омской области поддержали ранее изложенные процессуальные позиции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы и отзыв на них, заслушав пояснения представителей участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области заключено соглашение от 16.02.2017 N 082-08-280, в соответствии с которым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета предоставлена в 2017 году бюджету Омской области субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства под условием, в том числе, обеспечения Минсельхозпродом Омской области достижения значений результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных приложением N 2 к соглашению (пункт 4.3.3). Названным приложением, в числе прочих показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, предусмотрено сохранение размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в Омской области (3 732,3 тыс. га).
Между Минсельхозпродом Омской области и Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области заключено соглашение от 28.03.2017 N 31-субсидия, в рамках которого согласовано предоставление в 2017 году Муромцевскому муниципальному району Омской области субвенций на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в рамках которого Минсельхозпрод Омской области приняло на себя обязанность производить контроль за осуществлением администрацией использования финансовых средств на цели, для которых они выделены (пункт 2.1.3), администрация - обеспечивать достижение значений целевых показателей эффективности предоставления субвенции, установленных приложением N 2 к данному соглашению. В приложении N 2 к означенному соглашению также поименован показатель результативности - размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, равный в районе 70,506 тыс. га.
Между Муромцевским управлением сельского хозяйства и ООО "Колхоз Чопозова" заключено соглашение от 20.04.2017 N 3, которым предусмотрено обязательство первого рассмотреть в порядке, установленном Порядком N 113-п, представленные вторым для получения субсидии документы (пункт 5.1.1), обеспечить её предоставление при соблюдении им условий её выдачи (пункт 5.1.2), установить в приложении N 1 к соглашению показатели результативности (пункт 5.1.3), требуемые к достижению. В приложении N 1 к соглашению отражено наличие у ООО "Колхоз Чопозова" в 2016 году посевной площади в 27 922 га при отсутствии площадей, занятых парами, намерение его в 2017 году занять под сев зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур 22 422 га, оставив под парами 5550 га.
ООО "Колхоз Чопозова" на основании этого соглашения и приказа Муромцевского управления сельского хозяйства от 21.04.2017 N 5 предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 14 048 677 руб. 41 коп., из которых:
11 451 076 руб. 96 коп. - из федерального бюджета (81,51%),
2 597 600 руб. 45 коп. - из бюджета Омской области (18,49%).
Согласно сведениям об итогах сева под урожай 2017 года площадь, занятая ООО "Колхоз Чопозова" зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, показана в 24 622 га, а парами - 3300 га.
Приказом УФК по Омской области от 28.11.2018 N 83-кд со ссылкой на пункт 5, подпункт "в" пункта 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), назначена внеплановая выездная проверка использования Муромцевским управлением сельского хозяйства субсидий, предоставленных из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителем в области растениеводства за 2016, 2017 годы.
По итогам данной проверки 02.12.2018 составлен акт, которым установлено, что получатель субсидии ООО "Колхоз Чопозова" выполнил заданные Управлением в соглашении от 20.04.2017 N 3 показатели результативности относительно показателя "посевная площадь", однако на территории Муромцевского муниципального района Омской области посевные площади, установленные на 2016 год, не были сохранены в 2017 году в результате неправильных действий Управления по установлению заниженных показателей результативности, установленных в соглашении, заключаемом с ООО "Колхоз Чопозова".
29.01.2019 выдано предписание N 52-22-11/428, которым на Муромцевское управление сельского хозяйства возложена обязанность устранить посредством возврата в Минсельхозпрод Омской области 1 662 083 руб. 64 коп. субсидии, предоставленной в 2017 года из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта 4 пункта 10 Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оказание сельскохозяйственным производителям несвязанной поддержки в области растениеводства, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 15.02.2017 N 33-п (далее - Порядок N 33-п), подпункта 3 пункта 5 Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утверждённого постановлением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 19.04.2017 N 113-п (далее - Порядок N 113-п), пунктов 5.1.2, 5.1.3 соглашения от 20.04.2017 N 3, выразившееся в неправомерном использовании средств субсидии, выданной из федерального бюджета, ввиду её выплаты ООО "Колхоз Чопозова" без условия о сохранении им в 2017 года размера посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами, не менее имевшегося в 2016 году.
Также приказом УФК по Омской области N 56-кд от 01.08.2018 в соответствии с планом контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2018 год и пунктами 4, 29 Правил N 1092 назначена выездная проверка использования Минсельхозпродомом Омской области субсидий, предоставленных из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителем в области растениеводства за 2016, 2017 годы.
По результатам этой проверки 29.12.2018 составлен акт, Минсельхозпроду Омской области 13.02.2019 внесено представление N 52-22-11/811, обязывающее рассмотреть и принять меры по устранению причин и условий:
- нарушения статьи 162 БК РФ, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 4.3.3 соглашения от 16.02.2017 N 082-08-280, проявившееся в недостижении значения показателей результативности предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2017 год на 0,73 %;
- нарушения подпункта 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 2.1.1 соглашения N 31 от 28.03.2017, обнаружившегося в ненадлежащем осуществлении полномочий по контролю за соблюдением получателями межбюджетных субсидий условий их получения, что повлекло неправомерное их использование в 2017 году в сумме 2 039 116 руб. 23 коп.
Муромцевское управление сельского хозяйства и Минсельхозпрод Омской области, не согласившись с предписанием от 29.01.2019 N 52-22-11/428 и представлением от 13.02.2019 N 52-22-11/811, соответственно, обратились в Арбитражный суд Омской области с соответствующими заявлениями.
30.07.2019 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 138 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в соответствии с которыми последовало предоставление Российской Федерацией рассматриваемых денежных средств как субсидии Омской области, Омской областью - Муромцевскому муниципальному району Омской области их как субвенции, а в последующем Муромцевским управлением сельского хозяйства - ООО "Колхоз Чопозова" как субсидии. Правилам N 1431 должны быть подчинены (соответствовать) нормативные правовые акты, регламентирующие условия предоставления и использования денежных средств, выделенных Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации для оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил N 1431 определена цель поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей - сохранение посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, что проявляется в использовании в Правилах N 1431 как желаемой и субсидируемой единицы (величины) этого показателя.
В соответствии с нормативными предписаниями для получения субсидии (далее субвенции) постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена Государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", включающая подпрограмму "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", составной частью которого объявлено мероприятие N 13 "Оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства", принят Порядок N 33-п, дозволяющий (пункт 7) органам местного самоуправления определять порядок предоставления субсидии её получателям при соблюдении Порядка N 33-п.
В подпункте 1 пункта 11 Порядка N 33-п повторено содержание подпункта "а" пункта 2 Правил N 1431.
Муромцевским муниципальным районом принята программа "Развитие экономического потенциала" (постановление Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 25.10.2013 N 568-п), частью которой является подпрограмма "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", мероприятие N 6 "Оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства", принят Порядок N 133-п.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 133-п одним из условий предоставления субсидии является установление в соглашении показателей результативности, в том числе "сохранение размера посевных площадей".
При заключении соглашения от 20.04.2017 N 3, вопреки вышеприведенным положениям, не предусмотрено такое условие предоставление субсидии ООО "Колхоз Чопозова" (показатель результативности), как сохранение размера посевных площадей, что повлекло выдачу последнему субсидии, рассчитанной исходя из размера площади, в том числе незанятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, что правомерно квалифицировано УФК по Омской области как нарушение пункта 2 статьи 78 БК РФ и повлекло использование такой меры реагирования как предписания от 29.01.2019 N 52-22-11/428 (статья 269.2, пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).
При этом судом первой инстанции обосновано отклонена позиция Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области и Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, поддержанная Управлением в апелляционной жалобе, о том, что в состав площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, подлежит включению площадь, оставленная под пары, поскольку указанное не соответствует буквальному толкованию понятия "размер площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами".
Согласно приложению N 1 к соглашению от 20.04.2017 N 3 показатели результативности по обществу на 2017 год составляли 22 422 га посевной площади, при фактической посевной площади в 2016 году - 27 822 га (согласно заявке на оказание поддержки от 20.04.2017).
Согласно отчету об итогах сева за 2017 год, отчету по показателям результативности по ООО "Колхоз Чопозова" от 20.04.2017 и сведениям об итогах сева под урожай за 2017 год (ф. N 1-фермер) общество фактически посеяло в 2017 году всего 24 522 га посевной площади, в том числе:
- зерновых и зернобобовых культур 12 750 га;
- кормовых культур (однолетние травы) 10 272 га;
- многолетних трав 1500 га.
Общество перевыполнило установленные соглашением от 20.04.2017 N 3 показатели результативности на 2017 год, засеяв площадь 24 522 га, но при этом засеяло на 3300 га меньше посевной площади субсидируемых сельскохозяйственных культур, чем в 2016 отчетном финансовом году.
Таким образом, получатель субсидии ООО "Колхоз Чопозова" выполнил заданные Управлением в соглашении от 20.04.2017 N 3 показатели результативности относительно показателя "посевная площадь", однако на территории Муромцевского муниципального района Омской области посевные площади, установленные на 2016 год, не были сохранены в 2017 году в результате неправильных действий Управления по установлению заниженных показателей результативности в соглашении, заключаемом с ООО "Колхоз Чопозова".
Следовательно, УФК Омской области правомерно сделан вывод о том, что именно Муромцевское управление сельского хозяйства, как лицо, в результате неправомерных действий которого установлены заниженные показатели результативности в соглашении, заключенном с ООО "Колхоз Чопозова", обязано возвратить в Минсельхозпрод Омской области субсидию, предоставленную в 2017 году из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
При этом, поскольку данная ситуация нормативно не урегулирована, суд апелляционной инстанции считает, что данная обязанность должна быть исполнена Управлением в том же объеме, в котором могла бы быть возложена на ООО "Колхоз Чопозова" в случае недостижения последним надлежащим образом установленного (без занижения) показателя результативности по посевной площади, ввиду отсутствия оснований для признания субсидии в большем размере неправомерно использованной.
Так, как обоснованно указывают податели жалоб, при выдаче размер субсидии определяется исходя из посевной площади 2016 года, что соответствует размеру выданной колхозу субсидии.
При этом при недостижении показателей результативности, установленных Соглашением, часть субсидии, определяемая в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 12 Порядка N 113-п, подлежит возврату.
Соглашением предусмотрены следующие показатели результативности:
- посевная площадь - 27 922 га;
- урожайность зерновых колосовых культур - 13,6 ц/га;
- заготовка неконцентрированных кормов - не менее 30,1 ц.к.ед;
- проведение анализа заготовленных кормов - до 1 декабря;
- среднемесячная заработная плата - 8 740 руб.;
- численность работающих (не снижение) - 130;
- заключение коллективного договора;
- количество руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий агропромышленного комплекса, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации - 3 человека.
Согласно представленному отчету о достижении показателей результативности ООО "Колхоз Чопозова" достигнуто 6 из 8 показателей результативности, предусмотренных Соглашением.
Так, обществом не выполнены следующие показатели результативности:
- "посевная площадь" (план 27 922 га, факт 24 622 га), процент выполнения показателя - 88,2%, сумма к возврату 207 545 руб. 29 коп.;
- "не снижение численности работающих" (план 130, факт 122,8), процент выполнения показателя - 94,5 %, сумма к возврату 97 260 руб. 07 коп.
Ссылаясь на указанное, Министерство и общество в апелляционных жалобах определяют общую сумму части субсидии, подлежащей возврату, в размере 304 805 руб. 36 коп (207 545 руб. 29 коп. + 97 260 руб. 07 коп.).
Между тем, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию УФК по Омской области о том, что показатель "не снижение численности работающих" в ходе контрольного мероприятия, проведенного заинтересованным лицом в Муромцевском управлении сельского хозяйства, не исследовался и не выявлялся, следовательно, использовать суммы расчета к возврату по данному показателю в рамках настоящего спора не представляется возможным исходя из принципа относимости доказательств, закрепленного в статье 67 АПК РФ.
Таким образом, размер субсидии, подлежащей возврату, должен определяется исходя лишь из показателя результативности "посевная площадь", что составляет 207 545 руб. 29 коп.
При этом, поскольку предписанием от 29.01.2019 N 52-22-11/428 на Муромцевское управление сельского хозяйства возложена обязанность устранить посредством возврата в Минсельхозпрод Омской области субсидии, предоставленной в 2017 года из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, с учетом того, что процентное отношение федеральных ассигнований к общей сумме выданной субсидии составляло 81,51%, суд апелляционной инстанции считает, что требования Управления подлежат удовлетворению посредством признания недействительным означенного предписания в части предложения вернуть в Минсельхозпрод Омской области субсидию в сумме, превышающей 169 170 руб. 17 коп. (207 545 руб. 29 коп. х 81,51%). В удовлетворении остальной части заявленных Муромцевским управлением сельского хозяйства требований следует отказать.
Обязанность по обеспечению контроля за условиями, целями и порядком предоставления и использования субсидии возложена на Минсельхозпрод Омской области (подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункт 2.1.3 соглашения N 31-субсидия от 28.03.2017), но в результате бездействия поименованного органа исполнительной власти Омской области в Порядок N 133-п были внесены изменения, не отвечающие названным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что обусловило выдачу ООО "Колхоз Чопозова" субсидии без учёта последних, недостижение требуемого показателя результативности, в чём УФК по Омской области обоснованно усмотрено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и правомерно повлекло вручение Минсельхозпроду Омской области представления от 13.02.2019 N 52-22-11/811 как меры реагирования на него (статья 269.2, пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что данным представлением от 13.02.2019 N 52-22-11/811 Минсельхозпрода Омской области обязан рассмотреть и принять меры по устранению причин и условий нарушения подпункта 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 2.1.1 соглашения N 31 от 28.03.2017, обнаружившегося в ненадлежащем осуществлении полномочий по контролю за соблюдением получателями межбюджетных субсидий условий их получения, что повлекло неправомерное их использование в 2017 году в сумме 2 039 116 руб. 23 коп.
Между тем, как указывалось выше, размер субсидии, подлежащей возврату, составляет 207 545 руб. 29 коп.
Возложение на Министерство не соответствующей закону обязанности нарушает его права и законные интересы. В связи с чем подлежат удовлетворению требования о признании недействительным представления УФК по Омской области от 13.02.2019 N 52-22-11/811 в части нарушения Министерством подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повлекшего неправомерное использование средств субсидии в сумме 1 831 570 руб. 94 коп. (2 039 116 руб. 23 коп. - 207 545 руб. 29 коп.).
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым в порядке статьи 179 АПК РФ исправить допущенную в тексте постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда (резолютивная часть), объявленного 26.09.2019, арифметическую ошибку: вместо "1 813 570 руб. 94 коп." читать "1 831 570 руб. 94 коп.".
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 30.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-8054/2019 подлежит изменению.
Расходы по уплаченной государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Колхоз Чопозова" относятся на УФК по Омской области. Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Поскольку Муромцевское управление сельского хозяйства и Минсельхозпрод Омской области от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены, государственная пошлина за рассмотрение апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.07.2019 по делу N А46-8054/2019 изменить, изложить в следующей редакции:
"Требования Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Омской области от 29.01.2019 N 52-22-11/428 в части предложения вернуть в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области субсидию в сумме, превышающей 169 170 руб. 17 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Чопозова" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Колхоз Чопозова" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру Сбербанка России от 23.08.2019.
Требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворить частично.
Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Омской области от 13.02.2019 N 52-22-11/811 в части нарушения Министерством подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повлекшего неправомерное использование средств субсидии в сумме 1 831 570 руб. 94 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8054/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМЦЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Муромцевского муниципального района Омской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, ООО "Колхоз Чопозова"
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6932/19
03.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11635/19
30.07.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-8054/19
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-8054/19