г. Владимир |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А43-13324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аккорд" (ОГРН 1155247010269, ИНН 5247053420) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 по делу N А43-13324/2019,
принятое судьей Волчанской И.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аккорд" о признании недействительным пункта 2 предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-10-73/2019 от 11.03.2019,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Выксатеплоэнерго".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области (далее - Инспекция) поступило обращение председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Выкса, мкр. Гоголя, д.18, а также других собственников помещений о предоставлении коммунальной услуги отопления в данном многоквартирном доме ненадлежащего качества, выразившейся в резком увеличении объемов потребления тепловой энергии в период с ноября 2018 года по январь 2019 года, что привело к выставлению счетов на оплату в завышенном размере.
В ходе проведения проверки в период с 28.02.2019 по 11.03.2019 Инспекцией установлено, что управление названным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аккорд" (далее - Общество, ООО "УК "Аккорд") на основании договора управления от 01.04.2016 N 29.
В соответствии с пунктом 3.1.1 данного договора управляющая организация принимает на себя обязательства осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с положениями действующего законодательства и условиями договора, в том числе: обеспечивать содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда за счет средств собственников помещений многоквартирного дома; предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества собственнику и проживающим вместе с ним лицам; оказывать услуги управления многоквартирным домом в соответствии с перечнем данных услуг, установленных действующим законодательством и договором.
С целью исполнения обязанностей по договору управления между Обществом и ресурсоснабжающей организацией - муниципальным унитарным предприятием "Выксатеплоэнерго" (далее - МУП "Выксатеплоэнерго") заключен договор на продажу коммунальных ресурсов тепловой энергии от 01.12.2015 N 28.
По указанному договору ресурсоснабжающая организация обязуется предоставлять коммунальные ресурсы в объемах, определенных и рассчитанных согласно Приложения N 1- а к договору, с гарантируемыми параметрами качества ресурса в соответствии с требованиями ГОСТа, температурным графиком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2.2.11 названного договора МУП "Выксатеплоэнерго" обязуется поддерживать температуру воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденными для системы теплоснабжения графиком по среднесуточной температуре наружного воздуха в пределах + ( - ) 5% от температурного графика.
При этом пунктом 2.3.7. данного договора установлено, что поддержание температуры в обратном трубопроводе согласно температурному графику и осуществление регулировки системы отопления здания с целью распределения тепла по всей системе с исключением перетоков является обязанностью управляющей организации - ООО "УК "Аккорд".
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Вышеуказанный дом оборудован общедомовым прибором учета "ВЗЛЕТ-ТСР-М" (узлом учета), о чем свидетельствует акт первичного ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 2016 года, а также акт периодической проверки узла учета тепловой энергии от 21.11.2018.
Собственниками помещений многоквартирного дома 26.11.2018 принято решение о заключении прямого договора о предоставлении коммунальной услуги по отоплению с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Выксатеплоэнерго", начиная с 01.12.2018, о чем свидетельствует протокол общего собрания.
Вместе с тем, в рамках исполнения обязанностей по договору управления, предусматривающих перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, установленных Приложением N 6 к договору, обязанности по надлежащему содержанию внутридомовой системы центрального отопления, в частности, контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительного принятия мер к восстановлению требуемых параметров отопления, осуществляет ООО "УК "Аккорд".
Проверкой установлено, что управляющей организацией - ООО "УК "Аккорд" на протяжении отопительного периода 2018-2019 годов допускались отклонения нормативных параметров температуры теплоносителя на подающем трубопроводе на абонентском вводе, а также обратном трубопроводе относительно утвержденного температурного графика.
Так, 15.11.2018 при температуре наружного воздуха - 4 градуса при норме подающего теплоносителя 60 градусов на абонентском вводе после элеваторного узла фактическая температура теплоносителя составила 63,76 градусов. При норме обратного теплоносителя 48 градусов, фактическая температура теплоносителя, составила 54,22 градуса. Аналогично отклонения выявлены 16.11.2018, 29.11.2018, 09.12.2018, 12.12.2018, 13.12.2018, 30.12.2018, 05.01.2019, 07.01.2019, 14.01.2019, 28.02.2019
В дату 30.12.2018 при температуре наружного воздуха - 11 градусов при норме подающего теплоносителя 71 градусов на абонентском вводе после элеваторного узла фактическая температура теплоносителя составила 75,07 градусов. При норме обратного теплоносителя 55 градусов, фактическая температура теплоносителя, составила 48,84 градусов. То есть отклонение составило более 6 градусов.
При этом, исследовав температурный график работы котельных МУП "Выксатеплоэнерго" в отопительный сезон 2018 - 2019 годов (Т=105-70С*), отчет о потреблении тепловой энергии и теплоносителя по котельной мкр. Гоголя ТФВ (старая) за период с ноября 2018 года по январь 2019 года, отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя по спорному многоквартирному дому за период с ноября 2018 года по январь 2019 года, Инспекцией нарушений (отклонений свыше + (-) 5%) соответствия подаваемой температуры теплоносителя относительно утвержденного графика со стороны ресурсоснабжающей организации - МУП "Выксатеплоэнерго" не выявлено.
В ходе проверки осуществлены замеры температуры в жилых помещениях квартир N 22 и N 4. Замерами установлено, что температура составила 25 градусов.
При замере температурного режима в квартире N 1 (угловая) температура воздуха в помещении составила 23 градуса.
Замеры температуры производились термометром контактным цифровым ТК-5.06; свидетельство о поверке от 09.10.2018 N АА 2380628.
По информации, представленной ООО "УК "Аккорд", система центрального отопления спорного многоквартирного дома смонтирована таким образом, что ввод находится со стороны 4 подъезда. Узел учета, а также оборудование, выполняющее функцию элеваторного узла, расположено на трубопроводе, который находится между 2 и 3 подъездами названного жилого дома. На оборудовании, выполняющем функцию элеваторного узла, установлено расчетное дросселирующее устройство (шайба).
Элеватор как энергонезависимое устройство, понижающее давление и температуру входящего теплоносителя путем подмешивания охлажденной воды, поступающей из системы отопления, в системе отопления указанного многоквартирного дома отсутствует.
Размер платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт собственникам помещений названного многоквартирного дома установлен и начисляется управляющей компанией в соответствии с постановлением администрации г.о.г. Выкса от 28.12.2018 N 4363, в состав которой включены затраты управляющей компании на мероприятия по энергосбережению.
По результатам проверки Инспекцией сделан вывод о нарушении нормативного уровня температурного режима в жилых помещениях многоквартирного дома N 18 в мкр. Гоголя г. Выкса, причиной которого явилось ненадлежащее оказания услуг по содержанию общего имущества со стороны управляющей организации (не проведение мероприятий, направленных на энергосбережение).
Допущенные нарушения при содержании общего имущества многоквартирного дома в процессе обеспечения обслуживания и эксплуатации системы теплоснабжения этого дома явились причиной неэкономичного (повышенного) расхода тепловой энергии, увеличения объема потребляемой тепловой энергии.
Инспекция усмотрела в действиях управляющей организации нарушение норм действующего законодательства, а, именно, непринятие (неосуществление) обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в названном многоквартирном доме.
Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 11.03.2019 N 515-10-73/2019, на основании которого в адрес Общества выдано предписание от 11.03.2019 N 515-10-73/2019 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Данным предписанием на ООО "УК "Аккорд" возложена обязанность принять меры к установлению причин и устранению выявленных нарушений норм действующего законодательства; произвести перерасчет платы собственникам многоквартирного дома N 18 в мкр. Гоголя, г. Выкса за содержание и текущий ремонт жилья в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по договору управления за период с ноябрь 2018 года по январь 2019 года.
Не согласившись с пунктом 2 предписания Инспекции от 11.03.2019 N 515-10-73/2019, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Выксатеплоэнерго".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что причина отклонения температурного режима Обществом установлена, меры по устранению приняты.
Общество утверждает, что при проведении проверки Инспекцией не было учтено, что в доме N 18 в мкр. Гоголя г. Выкса на первом этаже расположен магазин "Магнит", врезка отопления которого находится на одном трубопроводе с трубопроводом многоквартирного дома.
По мнению Общества, при проведении проверки Инспекцией не определялось фактически поступившее в многоквартирный дом и зафиксированное прибором учета количество тепла, не определялось потребное по проекту в этот же промежуток времени. Таким образом, не установлено превышение количества тепла, так как превышение количества поступившего тепла над проектным значением не должно оплачиваться потребителем.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество и Инспекция заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области.
Инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требования, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, в том числе грубых нарушений лицензионных требований, к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 1 статьи 196 ЖК РФ, пункт 13 Положения).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями являются:
1) подпункт "а" соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ);
2) подпункт "б" исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества в МКД включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 11 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Пунктом 8 статьи 12 названного Федерального закона установлено, что в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей статьи действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
Исследовав материалы дела и оценив доводы участвующих в деле лиц, учитывая, что Общество является управляющей компанией в отношении спорного многоквартирного дома, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в силу вышеприведенных норм права, а также условий договора управления разработка и доведение до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также обеспечение проведения названных мероприятий находятся в зоне ответственности Общества как управляющей компании, несмотря на то, что 26.11.2018 собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о заключении прямого договора о предоставлении коммунальной услуги по отоплению с ресурсоснабжающей организацией МУП "Выксатеплоэнерго".
Ссылка Общества на допущенные со стороны ресурсоснабжающей организации нарушения правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Инспекцией в ходе проверки не выявлено отклонений соответствия подаваемой температуры теплоносителя сверх допустимых со стороны МУП "Выксатеплоэнерго". При поступлении в многоквартирный дом температура теплоносителя соответствовала нормативу, в то время как при подаче в жилые помещения температура превышала установленные нормы. Соответственно, регулирование показателей температуры теплоносителя в многоквартирном доме при наличии отклонений от установленных параметров находится в компетенции управляющей компании этого дома, независимо от причин наступления данных отклонений.
При этом, в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Обязанность по надлежащему содержанию внутридомовой системы центрального отопления - контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительного принятия мер к восстановлению требуемых параметров отопления в силу условий договора управления возложена на ООО "УК "Аккорд".
Причина отклонения температурного режима управляющей организацией не выявлена, меры по устранению данного нарушения ей не предприняты.
Таким образом, нарушение нормативного уровня температурного режима в жилых помещениях в проверяемый период явилось следствием ненадлежащего оказания услуг Обществом по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с заключенным договором управления.
Согласно пункту 2 оспоренного предписания Обществу надлежит произвести перерасчет по статье расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома. Перерасчет надлежит осуществить с учетом того, что Общество в проверяемый период не осуществило обязательных мероприятий по содержанию и контролю работы внутридомовых инженерных коммуникаций, соответственно не понесло расходов, фактически выставленных собственникам многоквартирного дома, согласно тарифу.
Поскольку материалами дела подтверждено нарушение Обществом требований жилищного законодательства, у Инспекции имелись основания для выдачи ему предписания, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленного нарушения, является в оспоренной части конкретным и исполнимым, не нарушающим права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не основанные на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 по делу N А43-13324/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аккорд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13324/2019
Истец: ООО "УК "Аккорд"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: МУП "Выксатеплоэнерго"