03 октября 2019 г. |
Дело N А84-329/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя - Цивилева А.С.;
представителя Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю - Карева А.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года по делу N А84-329/2019 (судья Мирошник А.С.),
по заявлению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (299011, ул. Ленина, дом 2, г. Севастополь; 299011, ул. Пушкина, дом 2, г. Севастополь)
к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю (299040, ул. Промышленная, дом 1, г. Севастополь)
о признании незаконным представления об устранении угроз безопасности дорожного движения и общественной безопасности от 13.12.2018,
установил:
24.01.2019 Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (ОГРН 1169204059749 - л.д. 21-26 т. 1, далее - Департамент транспорта) заявил требование о признании незаконным и об отмене выданного 13.12.2018 Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Севастополю (ОГРН Управления МВД России по г. Севастополю 1147746380759 - л.д. 27-33 т. 1, далее - Управление ГИБДД) представления N 15/11498 об организации проведения обследования и организации мероприятий по обустройству стационарным электрическим освещением ул. Генерала Саймонова в городе Севастополе (л.д. 9-18 т. 1).
Требования обоснованы тем, что Департамент транспорта не является лицом, на которое законом возложена обязанность по обустройству стационарным электрическим освещением автодорог в городе Севастополе; такими лицами являются Государственное бюджетное учреждение "Севастопольский Автодор" (в чьем оперативном управлении находятся автомобильные дороги); Департамент городского хозяйства города Севастополя и ГБУ "Горсвет", которое запланировало в 2019 году устройство стационарного электрического освещения по ул. Саймонова.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что Департамент транспорта обязан организовать и обеспечить безопасность дорожного движения, включая организацию обследования и содержания автомобильных дорог (л.д. 191-197 т.1).
Департаментом транспорта подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 13-21 т. 2).
В апелляционной жалобе, кроме указанных в заявлении доводов, указано на то, что представление вынесено без ссылки на акт проверки, в акте проверки не указаны сведения о специализированном оборудовании, использованном при обследовании, проверкой не установлено наличие опор освещения автодороги.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Департамента транспорта поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления ГИБДД возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статей 266 и 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 34-44, 50-51 т. 2), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
13.12.2018 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Севастополю Разорёновым Д.Н. (л.д. 34 т. 2) выдано представление N 15/11498, резолютивной частью которого на директора Департамента транспорта Титова И.В. возложены обязанности по ул. Генерала Саймонова в г. Севастополе:
1) организовать проведение обследования,
2) организовать мероприятия по обустройству стационарным электрическим освещением в соответствии с требованием пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.4, 4.6.1.5 ГОСТ Р 52766-2007,
3) до устранения нарушений ввести временные ограничения, обеспечивающие безопасность дорожного движения вплоть до полного запрещения движения (л.д. 19-20 т.1).
Это представление обосновано тем, что Департамент транспорта, являясь уполномоченным органом в сфере формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, нарушил требования пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
В подтверждение нарушения требований по безопасности дорожного движения и общественной безопасности представлен составленный инспектором по отделению полиции группы дорожного надзора отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по городу Севастополя (ОП ГДН ОН УГИБДД УМВД России по г. Севастополю) акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 10.12.2018 с фотофиксацией фотокамерой "Сони" DSHX-300 N 2973974, из которого следует, что на участке по ул. Генерала Саймонова в г. Севастополе отсутствует стационарное электрическое освещение, на фото изображены опоры без приборов электрического освещения (л.д. 183-184 т.1).
В последующем, 17.01.2019, проведено повторное обследование, по результатам которого составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, согласно которого электрическое освещение на участке по ул. Генерала Саймонова в г. Севастополе отсутствует, опоры не оснащены приборами электрического освещения (л.д. 185-186 т. 1).
16.02.2019 постановлением старшего государственного инспектора группы дорожного надзора отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по городу Севастополя прекращено производство по административному делу о привлечении к административной ответственности Департамента транспорта по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ, так как выданное 13.12.2018 представление N 15/11498 по состоянию на 17.01.2019 не исполнено не по вине Департамента транспорта, а ввиду неисполнения условий договора N 106451 между ГБУ "Горсвет" и ООО "Юграэнерго" (л.д. 111-126).
Пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено (в том числе) право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 15.09.2018, далее - Положение о ГИБДД) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Пункт 2 этого Положения устанавливает, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций и должностных лиц.
Пункт 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 (ред. от 30.12.2016, далее - Административный регламент N 380) при надзоре за дорожным движением осуществляется:
- выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
- получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию.
Согласно пункта 87.4 Административного регламента N 380 представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, вносятся в соответствии с Федеральным законом "О полиции" руководителям и должностным лицам организаций за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения в целях проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения.
Как установлено, оспариваемое представление внесено главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Севастополю Разорёновым Д.Н. с целью устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершения административного правонарушения.
Таким образом, представление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Часть 3 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 2 статьи 15 и пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) обязанность по осуществлению дорожной деятельности (включая деятельность по содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения возложена на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под содержанием автомобильной дороги, согласно пункта 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, названный Закон понимает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, что следует из утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 849-ПП Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (в ред. от 13.12.2018, далее - Положение о Департаменте транспорта).
В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте транспорта целями его деятельности являются формирование устойчивой транспортной системы, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения во всех видах транспорта, обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально-экономические потребности населения города Севастополя.
Пункт 3 этого Положения определяет, что одной из основных задач деятельности Департамента транспорта является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса.
Оспариваемое представление вынесено на имя руководителя Департамента транспорта. Этот Департамент в силу требований законодательства обязан обеспечивать безопасное функционирование дорожного хозяйства и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в городе Севастополе.
Представлением на руководителя Департамента транспорта возложена обязанность организовать проведение обследования автодороги и организовать мероприятия по обустройству этой автодороги стационарным электрическим освещением; ввести временные ограничения пользования автодорогой (при необходимости).
Такие действия по организации обследования и мероприятий, а также по ограничению пользования автодороги входит в полномочия Департамента транспорта, как исполнительного органа государственной власти в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, безопасного функционирования дорожного хозяйства.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о внесении представления на имя надлежащего субъекта правоотношений в области обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности.
Доводы Департамента транспорта о незаконном возложении на него оспариваемым представлением обязанности обустроить автодорогу стационарным электрическим освещением не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как этим представлением на Департамент транспорта возложена обязанность не обустроить автодорогу освещением, а организовать обследование автодороги, организовать ее обустройство освещением и ввести ограничения пользованием автодорогой.
Из установленных обстоятельств следует, что участок автодороги по ул. Генерала Саймонова в г. Севастополе не обустроен электрическим освещением. Департамент транспорта фактически этого обстоятельства не оспаривает, ссылаясь на обязанность осуществить такое обустройство иными лицами и отсутствием бюджетного финансирования на такие работы.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается (в том числе) на участках, проходящих по населенным пунктами за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*].
Пункты 4.6.1.4 и 4.6.1.5 названного ГОСТа регулируют параметры горизонтальной освещенности покрытия проезжей части автомобильных дорог, улиц населенных пунктов.
Департамент транспорта не организовал выполнение этих требований стандартов, что влечет угрозу обеспечения безопасности дорожного движения; Управление ГИБДД с целью обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства правомерно внес представление руководителю Департамента транспорта.
Ссылка Департамента транспорта о том, что представление и акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги внесено и составлен с нарушением процедуры не основаны на нормах действующего законодательства; в связи с чем, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного решения не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года по делу N А84-329/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-329/2019
Истец: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
Третье лицо: Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения