г. Москва |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А40-96262/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГУП "Росморпорт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2019 по делу N А40-96262/19, принятое в порядке упрощенного производства судьёй Ласкиной С.О. (139-844)
по заявлению ФГУП "Росморпорт"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным и отмене постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Росморпорт" (далее также - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании незаконным и отмене постановления Центральной энергетической таможни (далее также - ЦЭТ, таможенный орган, ответчик) N 10006000-8/19 от 04.04.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.16.5 КоАП РФ.
Решением от 01.07.2019 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить его требования, считая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, так как данные о движении судна подавались в службу Капитана порта и Федеральную погранслужбу. Также заявитель считает неправомерным вынесение двух постановлений о привлечении к административной ответственности по одному событию правонарушения, что противоречит требованиям ст.4.4 КоАП РФ.
От таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой ответчик, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 228, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.07.2018 у причала N 59, входящего в границы постоянной зоне таможенного контроля (далее - ПЗТК), комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов терминала ООО "Портэнерго Морского порта Усть-Луга (далее - КСУГ-59) находилось водное судно "Navigator Leo", флаг - Либерия, прибывшее в пункт пропуска морского порта Усть-Луг 04.07.2018 для погрузки бутана с целью ее вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза в Нидерланды.
Согласно информации, указанной в копии судового журнала водного судна сборщика льяльных вод "Краковец" за 06.07.2018 (далее - СЛВ "Краковец" полученной от Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт"), установлено, что водное судно СЛ1 "Краковец" 06.07.2018 в 01-00 отошло от причала АЖПК-2, который согласи приказу ФТС России от 13.04.2010 N 759 входит в пределы ПЗТК Кингисеппско таможни и 06.07.2018 в 01.30 пришвартовалось к водному судну "Navigator Leo" находящемуся у причала КСУГ-59, входящего в пределы ПЗТК Северо-Западного энергетического таможенного поста (далее - СЗЭТП), с целью приема от нег мусора.
С учетом расположения причалов в морском порту Усть-луга перемещена от причала АЖПК-2 к причалу КСУГ-59 возможно только с пересечением границ: ПЗТК СЗЭТП ЦЭТ.
За получением разрешения на осуществление деятельности по сбор; транспортировке, размещению и обезвреживанию отходов III-IV классов опасности в зонах таможенного контроля СЗЭТП ЦЭТ на терминалах ООО "Портэнеро ФГУП "Росморпорт" в СЗЭТП ЦЭТ не обращалось.
Разрешение на пересечение границы ПЗТК СЛВ "Краковец" 06.07.2018 в целях приема мусора с водного судна "Navigator Leo" СЗЭТП ЦЭТ не выдавалось.
Таким образом, 06.07.2018 ФГУП "Росморпорт" посредством водного суда СЛВ "Краковец" осуществлено перемещение транспортного средства через транш зоны таможенного контроля на акватории пункта пропуска морского порта Уст Луга в пределах акватории, прилегающей к причалу КСУГ-59 на территории ОО "Портэнерго" без разрешения таможенного органа.
Предприятием нарушен пункт 4 статьи 163 Федерального закона от 3 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
12.03.2019 по данному факту таможенным органом в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 100006000-8/2019, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.5 КоАП РФ.
Постановлением 04.04.2019 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.16.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось с заявлением в суд, поскольку считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев дело повторно, апелляционный суд считает, что судом выполнены указания приведенной нормы Кодекса.
Поддерживая выводы суда, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 16.5 КоАП России перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объектом правонарушения, является установленный таможенным законодательством порядок перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, а также, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности.
Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие, заключающиеся в перемещении транспортных средств через границу и в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
Данные обстоятельства в их совокупности указывают на то, что ФГУП "Росморпорт" является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП России.
В соответствии с приказом ЦЭТ от 23.07.2014 N 195 "О создании постоянной зоны таможенного контроля в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Усть-Луга на территории ООО "СИБУР-Портэнерго" (с изменениями, внесенными приказом ЦЭТ от 16.06.2016 N167) (с 06.03.2017 ООО "СИБУР-Портэнерго" изменило наименование на ООО "Портэнерго"), на территории гидротехнических сооружений терминала ООО "СИБУР-Портэнерго", а также прилегающей к ним акватории морского порта Усть-Луга создана постоянная зона таможенного контроля (далее ПЗТК).
Во исполнение Приказа ЦЭТ установлены географические координаты границы ПЗТК, указанные на схеме, прилагаемой к приказу ЦЭТ от 23.07.2014 N 195.
В соответствии с Приказом ЦЭТ в качестве средств обозначения ПЗТК, применены знаки "Зона таможенного контроля" установленной формы на русском и английском языках, а также иные средства обозначения в соответствии с требованиями частей 17, 18, статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств - членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
В соответствии с п.4 ст.163 Федерального закона перемещение товаров. транспортных средств и лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа.
Согласно п.IV "Обязательных постановлений в морском порту Усть-Луга", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2013, в морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. График расстановки и движения судов в морском порту утверждается Капитаном морского порта ежедневно на основании информации в данном случае подаваемой диспетчерской службой ФГУП "Росморпорт" по каналам электронной связи. Движение судов на акватории морского порта регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту службой управления движения судов (СУДС). Ежедневно до 15:00 текущих суток диспетчерский отдел Усть-Лужского управления ФГУП "Росморпорт" формирует список заявок на движение судов на акватории порта, в том числе судов-сборщиков (СЛВ "Краковец").
Сформированный список направляется в адрес Капитана порта Усть-Луга и отдела Федеральной погранслужбы для согласования.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2016 N 1981-р предусмотрено использование разработанного ФТС России комплекса программных средств (далее - "Портал "Морской порт") для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении контроля в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Согласно протоколу N 3 координационного совета морского пункта пропуска Усть-Луга от 19.09.2017, в морском пункте пропуска Усть-Луга участвуют в работе "КПС "Портал Морской порт" государственные контрольные органы, а именно, таможня и Администрация порта. По результатам совещания координационного совета МПП Усть-Луга от 19.09.2017 были внесены изменения в Технологическую схему, а именно: обмен данными между государственными контрольными органами производится, в том числе, путем информационного взаимодействия с использованием КПС "Портал "Морской порт".
В 2018 году в регионе деятельности таможенного поста осуществлялось функционирование и эксплуатация КПС "Портал "Морской порт".
В КПС "Портал "Морской порт" вносятся сведения от организаций, экспедирующих товары, агентирующих водные суда, а также от администрации морского порта. Должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 3 СЗЭТП ЦЭТ вносят в "КПС "Портал "Морской порт" сведения из поручений на погрузку товаров, представленных заинтересованными лицами на бумажном носителе, судовые документы на прибытие/убытие судов, а также информацию о фактически вывезенных товарах.
Внесение сведений в КПС "Портал "Морской порт" о перемещении транспортных средств через границу постоянной зоны таможенного контроля и о причаливании водных судов к судам, находящимся под таможенным контролем, действующими правилами и нормами не предусмотрено.
Согласно п. 5 Технологической схемы при осуществлении государственного контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна", согласно которому перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.
Предприятие не является перевозчиком и не предоставляет в таможенный орган документы для осуществления таможенного и иных видов контроля товаров и транспортных средств.
В отношении перемещения через границу постоянной зоны таможенного контроля маломерных морских судов, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, принцип "одного окна" не применяется.
В соответствии с п.6 Технологической схемы уточняются действия таможенных органов при применении принципа "одного окна", а именно установлено, что таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска.
Отделом таможенного оформления и таможенного контроля N 3 СЗЭТП ЦЭТ данные функции не осуществляются, т.к. оформление товаров, подконтрольных иным государственным контрольным органам, не входит в компетенцию таможенного поста.
Согласно п.8 Технологической схемы организации пропуска через границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в морском пункте пропуска Усть-Луга, все подходы/отходы плавсредств к борту (от борта) судов заграничного следования производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.
Из материалов дела следует, что водное судно - сборщик льяльных вод "Краковец" 06.07.2018 осуществило перемещение через транш зоны таможенного контроля на акватории пункта пропуска морского порта Уст Луга в пределах акватории, прилегающей к причалу КСУГ-59 на территории ОО "Портэнерго", без разрешения таможенного органа.
Соответственно вывод таможенного органа о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.5 КоАП РФ, является правильным.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятием не приведено объективных данных и не представлено доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена ответственность по ст.16.5 КоАП РФ, что свидетельствует о доказанности наличия состава вмененного ему правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ все представленные сторонами доказательства, доводы жалобы, апелляционный суд не усматривает законных оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Доводы жалобы на то, что данные о движении судна подавались Предприятием в службу Капитана порта и Федеральную погранслужбу, а указанные органы должны были передать указанную информацию в порядке "одного окна" в таможенный орган, отклоняются апелляционным судом, поскольку из системного анализа требований Положения N 892 следует, что на перемещение через границу зоны таможенного контроля необходимо получить именно разрешение, тогда как в спорной ситуации Предприятие его не только не получило, но за этим разрешением не обратилось.
Ссылка заявителя на то, что иным постановлением он привлечен к ответственности по ст.16.8 КоАП РФ за то же самое действие, не принимается во внимание, поскольку противоречит содержанию указанного постановления.
В силу ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2019 по делу N А40-96262/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96262/2019
Истец: ФГУП Росморпорт
Ответчик: Центральная энергетическая таможня