город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2019 г. |
дело N А32-14492/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Стрекачёва А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булатовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОПЛОТ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.07.2019 по делу N А32-14492/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОПЛОТ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю о признании незаконными решений, принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОПЛОТ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконными решений о внесении в ЕГРЮЛ регистрационной записи N 2192375070237 от 14.01.2019 о недостоверности сведений о директоре и учредителе ООО "ОПЛОТ", признании недействительными внесенных в ЕГРЮЛ записей и обязании их исключить из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 по делу N А32-14492/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано тем, что в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения.
Общество с ограниченной ответственностью "ОПЛОТ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы - директор и учредитель ООО "ОПЛОТ" Отрощенко М.Г., со ссылкой на положения Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, оспаривает правомерность проведения уполномоченным органом проверки достоверности сведений об учредителе/директоре общества. Данные им в ходе допроса 15.10.2018 пояснения считает недостоверными, заявляет о своем личном руководстве обществом и ведении бухгалтерской отчетности.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю через канцелярию суда поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Согласно положениям пункту 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного заседания является правом суда, а не обязанностью. В настоящем случае суд апелляционной инстанции не усматривает препятствий для рассмотрения жалобы по существу, в связи с чем ходатайство ответчика судом отклонено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть апелляционные жалобы без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску проведены мероприятия налогового контроля по установлению достоверности сведений содержащихся в ЕГРЮЛ в части достоверности сведений о руководителе ООО "ОПЛОТ". В ходе проверки полномочным органом было установлено, что Отрощенко Максим Геннадьевич учредителем и руководителем ООО "ОПЛОТ" не является. Поскольку направленное межрайонной ИФНС N 16 по Краснодарскому краю уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе (месте нахождения) общества не было исполнено, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю в ЕГРЮЛ 14.01.2019 внесена запись ГРН 2192375070237 о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Полагая, что решение о внесении указанной записи было вынесено полномочным органом незаконно, а запись является недостоверной, заявитель, в порядке положений статьи 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим заявлением.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии со статьями 4, 5 Закона о государственной регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры юридических лиц, содержащие, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно положениям 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об общества с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации, содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В пункте 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров.
Сведения об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.
В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В силу пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных, в том числе подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Как следует из материалов дела, 16.05.2018 Отрощенко Максимом Геннадьевичем, как единственным учредителем и участником, было принято решение о создании общества с ограниченной ответственностью "ОПЛОТ". Место нахождения общества: 350901, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. имени 40-летия Победы, д.115, пом.23 г., размер уставного капитала - 10 000 руб. Утвержден устав. Генеральным директором общества учредитель - Отрощенко М.Г., назначил себя с принятием на себя обязанностей по ведению бухгалтерского учета (л.д. 19-28).
21.05.2019 между ООО "ОПЛОТ" и гражданином Козырь О.Н. заключен договор (N 198) аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул. имени 40-летия Победы, д.115, пом.23 г, с целью осуществления коммерческой деятельности. Помещение передано обществу в фактическое пользование по передаточному акту от 21.05.2018.
Сведения об обществе и уполномоченной органы поданы в уполномоченный орган для регистрации, общество постановлено на учет по месту своего нахождения Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по г.Краснодару 21.05.2018 с присвоением ИНН/КПП 21311259225/231101001.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проводимых Межрайонной ИФНС N 13 по г. Новосибирску проверочных мероприятий налогового контроля по установлению достоверности сведений содержащихся в ЕГРЮЛ в части достоверности сведений о руководителе ООО "ОПЛОТ", по месту своего жительства был опрошен гражданин Отрощенко М.Г., который пояснил, что о деятельности ООО "ОПЛОТ" ему ничего не известно; общество было зарегистрировано на его имя за вознаграждение в сумме 5 000 руб.; в банки, иные кредитные организации для открытия счета он лично не ездил, данные бухгалтерской отчетности, кто ее осуществляет ему не известно; сведения о получении электронно-цифровой подписи ему не известны. На вопрос: является ли он учредителем и (или) руководителем общества свидетель ответил отрицательно (л.д. 60-71).
В материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ул. Каменская, д.78/2, оф. 215 25.05.2018 заключенный между Федоровым В.Л. и ООО "ОПЛОТ" для использования его в качестве офисного помещения. Офисное помещение, площадью 13,3 кв. м передано в фактическое пользование заявителю по акту приема-передачи от 25.05.2018 (л.д. 37-40).
В связи с полученной в ходе проверки информацией, Межрайонной ИФНС N 16 по Краснодарскому краю направлены уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе (месте нахождения) по всем известным адресам общества:
- 350901, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. имени 40-летия Победы, д.115, пом.23 г. необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе (месте нахождения) общества;
630121, г.Новосибирск, ул. Каменская, д.78/2, оф. 215.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте "Почта России", направленные уполномоченным органом уведомления адресату не вручены за истечением срока хранения, переданы на временное хранение (л.д. 83-85).
Согласно положениям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестр юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
По совокупности представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о директоре и учредителе ООО "ОПЛОТ" и правомерности внесенной уполномоченный органом записи N 2192375070237 от 14.01.2019.
Директор и учредитель ООО "ОПЛОТ" Отрощенко М.Г. выводы уполномоченного органа о недостоверности предоставленных сведений о директоре и учредителе ООО "ОПЛОТ" оспаривает, данные им в ходе допроса 15.10.2018 пояснения считает недостоверными, заявляет о своем личном руководстве обществом и ведении бухгалтерской отчетности.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений. Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с Обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Положениями Закона N 129-ФЗ установлена презумпция достоверности сведений, представляемых субъектами предпринимательской деятельности для внесения в ЕГРЮЛ. Сведения считаются достоверными, пока они в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Как следует содержания протокола свидетеля Отрощенко Максима Геннадьевича, указанный гражданин является уроженцем г.Новосибирск, проживает также в г.Новосибирске по ул. Невельского, д. 85, кв. 1. Удостоверяющий его личность документ - паспорт выдан ОУФМС России по Новосибирской области. Доказательства того, что учредитель (он же руководитель и бухгалтер ООО "ОПЛОТ) - Отрощенко Максим Геннадьевич зарегистрированы по месту жительства на территории Краснодарского края, также не представлены.
Указанное обстоятельство само по себе исключает возможность ведения им реальной финансово-хозяйственной деятельности по зарегистрированному адресу в городе Краснодаре.
Кроме того из протокола допроса свидетеля следует, что Отрощенко М.Г. является номинальным учредителем и участником как минимум еще двух обществ - ООО "Вертикаль Эксперт" и ООО "Крепость".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ отношении ООО "ОПЛОТ" сведений.
Поскольку в установленный законом срок достоверные сведения обществом предоставлены не были, мотивированные доводы по существу проводимой проверки также не заявлены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю в ЕГРЮЛ 14.01.2019 внесена запись ГРН 2192375070237 о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Доводы апелляционной жалобы в части немотивированности проведения проверки подлежат противоречат основным функциям и компетенции уполномоченного органа.
Допущенных со стороны регистрирующего органа нарушений Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ судом не установлено.
В связи с выявлением недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о юридическом адресе ООО "ОПЛОТ" Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Нижегородской области в адрес Общества, его руководителя и учредителя в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации обоснованно направлено соответствующее уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, после чего, по истечении установленного срока в ЕГРЮЛ правомерно внесена запись N 2192375070237 от 14.01.2019 о недостоверности сведений о директоре и учредителе ООО "ОПЛОТ".
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 по делу N А32-14492/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14492/2019
Истец: ООО "ОПЛОТ"
Ответчик: ИФНС N16 по Краснодарскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю