город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2019 г. |
дело N А32-11463/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-11463/2019
по заявлению товарищества собственников жилья "КАМВОЛЬНАЯ 8" (ИНН 2312196063, ОГРН 1122312010040)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "КАМВОЛЬНАЯ 8" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "КАМВОЛЬНАЯ 8") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган) от 21.12.2018 N 3407.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 признано недействительным предписание от 21.12.2018 N 3407, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, в отношении товарищество собственников жилья "КАМВОЛЬНАЯ 8", как не соответствующее Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в ходе проверки инспекцией установлено, что ТСЖ "Камвольная 8" неверно определяло стоимость горячей воды в компоненте "тепловая энергия", являющимся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду, которая рассчитывается с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме N 8 по ул. Камвольной в г. Краснодаре (далее - МКД). При этом ТСЖ "Камвольная 8" не представило к проверке информацию о степени благоустройства МКД, в связи с чем должностное лицо инспекции не располагало сведениями о наличии в МКД изолированных стояков с полотенцесушителями. В связи с чем для расчетов был взят средний норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - 0,064. При этом законность оспариваемого ненормативного акта арбитражным судом проверяется исключительно исходя из обстоятельств, существовавших на дату вынесения оспариваемого ненормативного правового акта. Таким образом, предписание ТСЖ "Камвольная 8" инспекцией было выдано на основании представленных ТСЖ "Камвольная 8" документов и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, инспекцией в отношении ТСЖ "Камвольная 8" была проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 18.03.2019 N 1369, по результатам которой инспекцией было установлено, что предписание от 21.12.2018 N 3407 ТСЖ "Камвольная 8" исполнено, оснований для выдачи повторного предписания не выявлено, о чем свидетельствует акт проверки от 12.04.2019 N 1867. Указанное предписание инспекцией снято с контроля в связи с его исполнением. Перерасчет размера платы отражен в платежных документах за февраль 2019 года.
В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "КАМВОЛЬНАЯ 8" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
От ТСЖ "КАМВОЛЬНАЯ 8" и Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка товарищества на основании распоряжения от 28.11.2018 N 4373 по вопросу правомерности начисления платы за жилое помещение собственникам помещений в многоквартирном доме N 8 по ул. Камвольная в г. Краснодаре (далее - МКД).
По результатам проверки административным органом был составлен акт проверки от 21.12.2018 N 004610, согласно которому при управлении МКД товариществом были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации при начислении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам помещений в МКД, а именно при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, товарищество неверно определяло стоимость горячей воды в компоненте "тепловая энергия", являющимся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду, которая рассчитывается с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Нарушение товариществом пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) повлекло увеличение платы за подогрев горячей воды для жилого помещения N 213 МКД за период май 2018 года - август 2018 года в размере 145,74 рублей.
В целях устранения выявленных нарушений товариществу было выдано предписание от 21.12.2018 N 3407, согласно которому товариществу в срок до 12.03.2019 необходимо произвести перерасчет размера платы по всем помещениям многоквартирного дома.
Товарищество оспорило вышеуказанное предписание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 1 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Конкретизируя данное правило, пункт 54 Правил N 354 предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Из материалов дела следует, что в МКДN 8 по ул. Камвольная отсутствует централизованное горячее водоснабжение, снабжение горячей водой осуществляется путем производства и предоставления с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД. В указанном доме установлены изолированные стояки с полотенцесушителями.
Приказам РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Приложением N 5 указанного Приказа определен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,059 Гкал/куб. м с изолированными стояками с полотенцесушителями.
Административным органом был неверно определен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,064 Гкал/куб. м, что соответствует согласно Приказу РЭК тарифу с неизолированными стояками с полотенцесушителями.
Судом установлено, что товариществом правомерно производился расчет коммунальной услуги по горячему водоснабжению и с учетом того, что в указанном доме отсутствует централизованная система горячего водоснабжения и установлены изолированные стояки с полотенцесушителями, что соответствует нормативу в размере 0,059 Гкал/куб. м.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание от 21.12.2018 N 3407 правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Добровольное исполнение товариществом требований предписания и снятие его с контроля, на что заинтересованное лицо ссылается в своей апелляционной жалобе, не могут свидетельствовать о законности оспоренного ненормативного акта.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-11463/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11463/2019
Истец: ТСЖ "Камвольная 8"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ