г. Пермь |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А71-1802/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая компания" (ИНН 1832118849, ОГРН 11411832003114): Гараев Р.Р., паспорт, доверенность от 27.12.2018;
от заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): Шарафутдинова Е.В., паспорт, доверенность от 15.01.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 июня 2019 года по делу N А71-1802/2019,
вынесенное судьей Л.Ф. Мосиной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая компания" (ИНН 1832118849, ОГРН 11411832003114)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "РТК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, управление) от 21.11.2018 N 1805-06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2019 оспариваемое предписание признано незаконным, на управление возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, не направляя дело на новое рассмотрение принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что при проведении контрольных мероприятий в отношении заявителя должностное лицо управления для определения расчетной суммы корректировки размера платы за отопление за 2016 год правомерно использовало информацию о площадях многоквартирного дома, размещенную в сети интернет на сайте ГИС ЖКХ в соответствии с положениями части 3.2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иной информацией о площади помещений многоквартирного дома на тот период времени управление не обладало.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 АПК РФ путем использования систем видео-конференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Удмуртской Республики, которым удостоверены личности и проверены полномочия участвующих в судебном заседании представителей заявителя и заинтересованного лица.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, 01.10.2018 в управление поступило обращение председателя совета многоквартирного дома N 65 по ул. Клубная г. Ижевска (далее многоквартирный дом) с доводами о неправомерном начислении суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2016 год в платежном документе за март 2017 года.
На основании приказа заместителя начальника управления от 24.10.2018 N 1805/06-02 в отношении ООО "РТК" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что излишне предъявленная сумма корректировки в платежном документе за март 2017 года по квартире N 139 указанного многоквартирного дома составляет 597,83 руб.
В ходе проверки установлено, что исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в указанном многоквартирном доме, является ООО "РТК".
ООО "РТК" выполнило корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2016 год в платежном документе за март 2017 года по квартире N 139 многоквартирного дома на сумму 2701,37 руб. Корректировка платы произведена из расчета общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в размере 9374,6 кв.м., из которых площадь жилых помещений составляет 8449,7 кв.м, площадь нежилых помещений - 924,9 кв.м.
Между тем, в ходе контрольных мероприятий управление с учетом данных технического паспорта на многоквартирный дом и данных с информационного портала ГИС ЖКХ в сети интернет установило, что площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 9463,4 кв.м, из которых площадь жилых помещений составляет 8450,5 кв.м, площадь нежилых помещений - 1012 кв.м. (в том числе площадь пристроя 924,9 кв.м.).
По расчету управления сумма корректировки размера платы за отопление за 2016 год по квартире N 139 многоквартирного дома составляет 2103,54 руб.
По итогам проверки управление пришло к выводу, что ООО "РТК", используя при расчете неправильные значения площади помещений многоквартирного дома, выполнило корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2016 год в платежном документе за март 2017 года по квартире N 139 многоквартирного дома на сумму 2701,37 руб. в нарушение действующего законодательства, неправомерно предъявив к оплате излишне начисленную сумму 597,83 руб.
По результатам проверки управлением составлен акт от 21.11.2018 N 1805/06-02 и выдано предписание от 21.11.2018 N 1805-06-02, согласно которому обществу предписано в срок до 22.01.2019 привести порядок определения размера платы за отопление в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства, снизить размер платы за отопление на размер выявленной разницы, указанной в акте проверке.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, ООО "РТК" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенный заявителем расчет корректировки платы за отопление за 2016 год соответствует законодательству, в связи с чем, содержащееся в акте проверки выводы и в оспариваемом предписании требования о приведении порядка определения размера платы за отопление в соответствии с требованиями законодательства, являются незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из совокупности норм части 16 статьи 12, части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", пунктов 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", подп. "в" пункта 2 части 2 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленных данному органу полномочий и с соблюдением процедуры проведения внеплановой проверки.
Относительно содержания оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов
учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных
услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в данном регионе равномерно за все расчетные месяцы календарного года (пункт 1).
До 01.07.2016 вопросы расчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" регулировались Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", продлевавшим действие Постановления Правительства Российской Федерации N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
С 01.07.2016 в связи со вступлением в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" подлежит урегулированию в соответствии с указанными Правилами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами
учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3
пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307. Из формулы 8 Приложения N 2 к Правилам N 307 усматривается, что размер платы за отопление в i-м жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется с учетом следующих величин: размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме; общая площадь i-го помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за отопление за прошедший год.
Согласно абзацу 3 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
, где:
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания явился вывод управления о допущенном заявителем нарушении порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, выразившемся в применении при расчете корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 год неправильных значений площади помещений многоквартирного дома N 65 по ул. Клубная г. Ижевска.
Указанный вывод заинтересованного лица основан на расчете суммы корректировки размера платы за отопление за 2016 год за 2016 год по квартире N 139 многоквартирного дома, произведенном управлением в соответствии с п. 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом данных технического паспорта и данных с информационного портала ГИС ЖКХ в сети интернет, согласно которым площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 9463,4 кв.м, из которых площадь жилых помещений - 8450,5 кв.м, площадь нежилых помещений - 1012 кв.м. (в том числе площадь пристроя 924,9 кв.м.).
Вместе с тем, исходя из представленной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике по запросу суда выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.05.2019 N 18/127/003/2019-7178, судом первой инстанции установлено, что в многоквартирном доме имеется только одно нежилое помещение площадью 924,9 кв.м.
Кроме того, согласно данным сайта информационного портала ГИС ЖКХ многоквартирный дом N 65 по ул. Клубная г. Ижевска - 1987 года постройки; количество этажей - 9; количество л/с - 171; количество помещений (жилых/нежилых) - 169/1; общая площадь жилых помещений - 8 450 кв.м., площадь одного нежилого помещения составляет 924,9 кв.м.
Согласно информации, предоставленной управляющей компанией, обслуживающей данный многоквартирный дом - ООО "УЖК-Заречный", следует, что общая площадь многоквартирного дома составляет 9374,6 кв., из которой общая площадь жилых помещений - 8449,7 кв.м., общая площадь нежилых помещений - 924,9 кв.м.
Кроме того, из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.01.2019 площадь жилого помещения N 153 дома N 65 по ул. Клубная г. Ижевска составляет 14,6 кв.м., а не 19,4 кв.м., как указано в письме ООО "УЖК-Заречный".
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно поддержал позицию заявителя о том, что фактически площадь жилых помещений в многоквартирном доме по ул. Клубная, 65 г. Ижевска составляет 8444,9 кв.м., площадь нежилых помещений - 924, 9 кв.м., а общая площадь помещений в многоквартирном доме, из которой необходимо рассчитывать корректировку платы за отопление за 2016 год, составляет 9369,8 кв.м.
Оснований для иных выводов и переоценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих вышеприведенные выводы суда о площади всех помещений в многоквартирном доме заинтересованным лицом не представлено, обоснованность произведенного перерасчета корректировки размера платы за отопление за 2016 год, исходя из иных данных о площадях помещений в многоквартирном доме, не доказана.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "РТК" самостоятельно произведен перерасчет размера корректировки платы за отопление за 2016 год на сумму 2 241,83 руб. в платежном документе за январь 2019 года, исходя из установленных данных об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (9 369,8 кв.м), в результате которого ранее предъявленный в платежном документе за март 2017 года размер корректировки платы на сумму 2701,37 руб. отменен и предъявлен документально подтвержденный размер корректировки на сумму 2241,83 руб.
На основании изложенного, учитывая, что произведенный заявителем расчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 год соответствует нормам действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушение требований ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность оспариваемого предписания, следовательно, у суда имелись основания для признания предписания незаконным и удовлетворения заявленных требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 июня 2019 года по делу N А71-1802/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1802/2019
Истец: ООО "Районная теплоснабжающая компания"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска