08 октября 2019 г. |
Дело N А83-7088/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83-7088/2018, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" об оспаривании постановления Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красногвардейский элеватор" (далее - общество, ООО "Красногвардейский элеватор") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит суд признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым С.А. Цейко N 81/04.2-09 от 27.04.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что указанное решение принято судом первой инстанции при неверном применении норм материального и процессуального права Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (далее - Служба, административный орган) обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на доказанность совершения ООО "Красногвардейский элеватор" административного правонарушения, а также на выполнение Службой обязанностей по размещению информации по введению карантинного фитосанитарного режима.
От ООО "Красногвардейский элеватор" письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, извещены надлежащим образом. Общество ходатайством, поступившим до начала судебного заседания, известило суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. С учетом изложенного апелляционный суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 21.03.2018 N 125/П, в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" в период с 27.03.2018 по 02.04.2018, была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации, указанной в полученном Службой представлении от 19.03.2018 N 30/04.2-18, касающейся фактов вывоза подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны без получения карантинного сертификата.
Проверка проведена административным органом в соответствии с полномочиями, установленными Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым", пунктами 2.3, 3.2, 4.18 положения о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 351.
В ходе проведения проверки было установлено, что согласно товарно-транспортной накладной от 09.03.2018, ООО "Красногвардейский элеватор" осуществило вывоз подкарантинной продукции, а именно: зерна ячменя урожая 2017 года, в количестве 38,82 тонн, автомобилем Камаз, государственный регистрационной номер А398ТК82, с прицепом, государственный регистрационной номер которогоАА883782. Поставщиком и грузоотправителем подкарантинной продукции являлся ООО "Красногвардейский элеватор", грузополучателем подкарантинной продукции являлся филиал ГУП РК "КМП" "Феодосийский торговый порт" (в квоту ООО "Красногвардейский элеватор").
Пункт погрузки подкарантинной продукции: Республика Крым, Краногвардейский район, село Миролюбовка.
Согласно пояснений, представленных заместителем директора по производству ООО "Красногвардейский элеватор" от 02.04.2018 N 48, отгрузка ячменя производилась из с. Миролюбовка Красногвардейского района Республики Крым на основании договора купли-продажи от 02.03.2018 N 02/03/18-05.
В акте проверки от 02.04.2018 N 02/04.2-08, Службой было зафиксировано, что документы, подтверждающие фитосанитарное состояние партии перевезенной Обществом продукции (ячмень, в количестве 38,82 тонн), у ООО "Красногвардейский элеватор" на момент проведения проверки отсутствовали, что является нарушением статьи 21 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений".
02.04.2018 административным органом, ООО "Красногвардейский элеватор" было выдано предписание N 1/04.2-08, об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки, 12.04.2018 консультантом, государственным инспектором отдела внутреннего карантина растений управления государственного карантинного фитосанитарного, семенного контроля (надзора), надзора за качеством зерна, Полетаевым А.М., был составлен протокол об административном правонарушении N 74/04.2-09 в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанный протокол был составлен в присутствии уполномоченного представителя ООО "Красногвардейский элеватор", о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, извещенного надлежащим образом.
27.04.2018 заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, Цейко С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Красногвардейский элеватор", вынес постановление о назначении административного наказания N 81/04.2-09 за совершение административного правонарушения, выразившегося в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого, и был введен карантинный фитосанитарный режим, без получения в Службе карантинного сертификата, что несет в себе вероятную угрозу дальнейшего распространения карантинных объектов по территории Республики Крым и других субъектов Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 КоАП РФ.
Данным постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Красногвардейский элеватор" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, верно руководствовался следующем.
В силу частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в числе прочего, обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности. При этом, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона "О карантине растений" от 21.07.2014 N 206-ФЗ (ред. от 28.12.2017, далее - Закон N 206-ФЗ) подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
На основании части 1 статьи 15 Закона N 206-ФЗ процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.
Согласно части 1 статьи 21, пункта 5 части 3 статьи 18 Закона N 206-ФЗ запрещен вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, без карантинного сертификата.
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия (в том числе) под партией подкарантинной продукции понимается количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю, что предусмотрено пунктом 28 части 1 статьи 2 Закона N 206-ФЗ.
Оформление карантинного сертификата на каждую партию подкарантинной продукции также установлено пунктом 37 части 1 статьи 2 и частью 1 статьи 29 Закона N 206-ФЗ. Такой документ удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
Следовательно, в случае вывоза зерна ячменя с территории, на которой введен карантинный фитосанитарный режим, такая подкарантинная продукция должна была обязательно сопровождаться карантинным сертификатом, получаемым в Службе и, подтверждающим отсутствие факта заражения карантинными сорняками.
Как установлено, ООО "Красногвардейский элеватор", не имея карантинного сертификата, вывозил из разных населенных пунктов подкарантинную продукцию разными транспортными средствами и в разные дни, что правильно расценено административным органом как разные партии подкарантинной продукции.
Вместе с тем, административным органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "Красногвардейский элеватор" к административной ответственности, а именно вина этого лица в совершении административного правонарушения.
Так, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 206-ФЗ, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган, информирует граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
Следовательно, закон установил порядок информирования граждан и юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, об установлении такой зоны - размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 30.09.2016 Крымсельхознадзором был издан приказ N 1148/П "О введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны по амброзии полыннолистной" на землях Красногвардейского района Республики Крым с указанием определенных кадастровых кварталов; которым установлен карантинный фитосанитарный режим, предусматривающий запрет на вывоз подкарантинной продукции за пределы карантинной фитосанитарной зоны без сертификата о соответствии подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
На официальном сайте Крымсельхознадзора https://szfn.rk.gov.ru (в разделе новости) размещено сообщение о выявлении Крымсельхознадзором карантинного объекта - амброзии полыннолистная (Ambrоsia artemisiifоliа L.), внесенного в "Перечень карантинных объектов", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 501, и о введении на территории населенных пунктов, в том числе села Миролюбовка, карантинной фитосанитарной зоны, на период действия которого введены ограничения (в том числе) на вывоз из этой зоны подкарантинной продукции, по карантинным сертификатам. Указанное сообщение также содержит предупреждение об ответственности за нарушение или ненадлежащее исполнение мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов - штраф по статьям 10.1 и 10.2 КоАП РФ.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Служба ссылается также на размещение информации о введении карантинного режима в Красногвардейском районе Республики Крым на официальном сайте в сети "Интернет" РИА Новости (Крым) и направление в адрес главы администрации Красногвардейского района Республики Крым письма с копией приказа с просьбой об информировании населения и юридических лиц о введении такой зоны.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих факт публикации приказа Крымсельхознадзора от 30.09.2016 N 1148/П, в том числе карт-схем с границами карантинной фитосанитарной зоны на землях Красногвардейского района Республики Крым, на своем официальном сайте и в средствах массовой информации (печатных СМИ) административный орган не представил.
Таким образом, ненадлежащее уведомление административного органа о введении карантинного фитосанитарного режима на момент совершения вменяемого деяния не представляет возможным установить границы территории, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим, требования о временных ограничениях, ответственность за их нарушение и иные условия введения картинного фитосанитарного режима в целях определения наличия события правонарушения и вины общества в его совершении.
Учитывая изложенное, допущенное Службой нарушение требований Федерального закона Российской Федерации "О карантине растений", выразившееся в не размещении на своем официальном сайте информации о введении карантинного режима, границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях и об иных условиях введения картинного фитосанитарного режима, не позволяет установить доказанность Службой наличия обязанности общества в оформлении карантинного фитосанитарного сертификата на вывозимую с указанной территории продукцию.
Бесспорных и достаточных доказательств наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, административным органом не представлено
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Исходя из приведенных обстоятельств и указанных положений законодательства, суд первой инстанции, установив, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вменяемого обществу административного правонарушения, обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку, в силу положений статьи 208 АПК РФ, заявления по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года по делу N А83-7088/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7088/2018
Истец: ООО "КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ЭЛЕВАТОР"
Ответчик: СЛУЖБА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: СЛУЖБА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ