г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А26-2499/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19450/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2019 по делу N А26-2499/2019(судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Девелопмент групп"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия
об отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Девелопмент групп" (далее - общество, ООО "Девелопмент групп") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия (далее - административный орган, Управление) от 26.10.2018 N 03.1-052-2018/ЮЛ о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 10.06.2019 заявление общества удовлетворено полностью, постановление Управления от 26.10.2018 N 03.1-052-2018/ЮЛ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым по делу решением, административный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на противоправность действий заявителя, связанной с выемкой грунта (песка) в границах спорного земельного участка, наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, В ходе надзорных мероприятий, направленных на рассмотрение заявления гр. Лукашова И.Е., 25.07.2018 Управлением установлено, что в районе Сулажгора на территории города Петрозаводска на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0240103:44 (земли обороны) осуществляется экскавация, погрузка и вывоз песка, слагающего естественную возвышенность высотой от подножья до вершины до 30 метров.
Результаты осмотра зафиксированы в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 25.07.2018.
Поскольку лицензия на право пользования недрами для добычи песка не оформлена, Управление сделало вывод о незаконной добыче песка.
В связи с изложенным, 17.08.2018 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 26.10.2018 N 03.1-052-2018/ЮЛ общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Эти данные, согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд первой инстанции к выводу, что Управлением не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Вышеназванный закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии с абзацем первым в преамбуле к Закону о недрах недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно абзацу 5 статьи 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок, площадью 28400 кв. м, с кадастровым номером 10:01:0240103:44 отнесен к категории земель: "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования: "для нужд обороны, для размещения военных объектов и иные режимные территории".
Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации) в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 24.08.2016 N 1691 на основании Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и ООО "Девелопмент групп" заключен договор безвозмездного пользования от 25.01.2018 N 141/3/БСПЗ(К)-896, по условиям которого обществу передан земельный участок с кадастровым номером 10:01:0240103:44 сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством. Заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов на указанном участке утверждено Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 16.05.2018 N 1202.
В соответствии с актом Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 28.06.2018 N 138-р выявлен факт проведения работ, связанных с добычей песка. Актом установлено, что работы проведены у возвышенности (горы) на склоне в виде подкопа, что повлекло последующее обрушение песка, рядом с местом работ складированы снятый растительный слой, корни, ветки деревьев, построена технологическая дорога. В акте указано, что проведение работ с нарушением требований промышленной безопасности создало угрозу для жизни населения.
Актом от 25.07.2018, составленным в ходе повторного планового рейдового осмотра данной территории установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0240103:44, предоставленном ООО "Девелопмент групп" продолжаются работы по выемке и перемещению грунта в 1000-метровой зоне сибиреязвенного скотомогильника, грунт вывозится большегрузным транспортом.
Письмом от 30.08.2018 ссудодатель уведомил ссудополучателя о расторжении договора от 25.01.2018 со ссылкой на осуществление обществом безлицензионной деятельности, что создает опасность распространения сибирской язвы на территории Республики Карелия, обществу предложено в течение месяца возвратить земельный участок.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени земельный участок обществом не возвращен, а также на тот факт, что на участках с кадастровыми номерами 10:01:0240103:44 и 10:01:0240103:103, расположенных в санитарно-защитной зоне Сулажгорского городского кладбища и сибиреязвенного скотомогильника (в радиусе 1000 метров), осуществляются работы по выемке и перемещению грунта без разрешительных документов и лицензии, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия обратились в арбитражный суд с иском о запрете осуществлять деятельность, связанную с перемещением, выемкой, добычей и вывозом грунта (песка). Дело N А26-7826/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2019 по делу N А26-7826/2018 иск удовлетворен частично, обществу запрещено осуществлять деятельность, связанную с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства при производстве работ в 1000-метровой санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0200126:18. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 решение суда оставлено без изменений.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ об административных правонарушениях послужил факт добычи песка в отсутствие соответствующей лицензии на пользование недрами.
Однако, согласно решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-7826/2018, в действиях общества не усматривается фактов пользования недрами. Ответчику предоставлен в пользование земельный участок для целей создания лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов. Действующим законодательством не предусмотрено получение лицензии для проведения земляных работ по созданию лесной инфраструктуры, поскольку такие работы ориентированы не на добычу, разведку или изучение полезных ископаемых, а на изменение и обустройства земельного участка, в данном случае в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу и имеющего положительное заключение.
Статьей 64 АПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требование и возражение лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приняв во внимание выводы, изложенные во вступившем в законную силу решении суда по делу N А26-7826/2018, суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, что в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении спора апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2019 по делу N А26-2499/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2499/2019
Истец: ООО "Девелопмент групп"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия
Третье лицо: ООО Представитель "Девелопмент групп" Лобов А.Ю.